Анкеты, предлагаемые в детских оздоровительных лагерях в начале, в середине и в конце смены
Анкета № 1
1. Ты - - в лагере. Совпали ли твои представления об этом лаге
ре с тем, что, ты увидел?
2. Какие дела, проведенные в школе, в классе тебе больше всего
запомнились?
3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы
хотел научиться?
4. Каковы твои представления о твоем отряде? Что ты считаешь
обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере?
5. Твои пожелания вожатым.
6. Назови трех ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд,
могли бы стать твоими хорошими друзьями.
Анкета №2
1. Чем тебе больше всего нравится или не нравится твое пребы
вание в нашем лагере?
2. Что ты за эти дни узнал, чему научился, в организации каких
дел в отряде, в лагере ты принимал участие?
3. Участие, в каких делах тебе больше всего понравилось? Какие
дела во второй половине смены ты хотел бы организовать, чему
научиться?
4. Что ты ценишь в своем отряде? Что плохого в отряде?
нужно изменить?
5. Что бы ты хотел пожелать своим вожатым?
6. Скоро будет проходить одно интересное дело, где вы будете
действовать группами. Назови трех самых близких тебе ребят отря
да, с которыми ты бы хотел участвовать в этом деле.
Анкета № 3
1. Некоторые спорят, жизнь в лагере обычная или необычная.
Напиши, как думаешь ты? .
2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запом
нились?
3. Что нового ты узнал, чему научился?
4. Чем тебе больше всего твой отряд:
а) нравится?
б) не нравится?
5. Как ты оцениваешь работу актива своего отряда?
6. Ты жил в детском коллективе. Какие выводы ты сделал, живя
с ребятами из разных районов?
7. За что ты ценишь своих друзей?
8. Произошли ли какие-либо изменения в твоём характере, по
ступках, отношении к людям?
9. Твои пожелания людям, работающим с тобой в ДОЛе.
10. Если бы тебе еще раз посчастливилось побывать в нашем
лагере, назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел еще раз
встретиться.
Следующие методики хорошо работают в начале смены, когда в отряде собираются нередко дети, впервые приехавшие в лагерь, и ощущение дискомфорта у них преобладает над возможностью свободного общения.
Микроигра «Давайте познакомимся»
Цель: выявить в ходе игры представления детей о проблемах, путях, формах и способах развития личности человека. Участники: дети и вожатые.
* Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной
музыки, ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения:
Организационный момент игры:
Один из воспитателей-вожатых рассказывает детям о правилах игры. «Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Наш девиз -«Давайте познакомимся!». Вам придется работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения решения возникающих проблем. Я не буду спешить отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начнем!»
Дети расположены так, как им удобно. Задание: Вы видите листы цветной бумаги. Выберите лист с любимым цветом, обведите свою правую ладонь и вырежьте ее и напишите фломастером свое имя. Получится оригинальная визитка, которую мы прикрепим булавкой к вашей одежде.
Задания:
* Объединитесь, в группы по цвету своих визиток. (Группы рас
полагаются под укрепленными в разных местах комнаты цветными
листами). Познакомьтесь друг с другом в группе;
* Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших
товарищей;
* Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллек-
тивную «визитку» - - выступление в любом жанре (песня, танец,
сценка, пантомима, сказка, рисунок, попурри и т.д.). Вожатые кон
сультируют группы, направляя детей в нужное русло, если у них
возникают трудности с фантазией (что практически никогда не
бывает).
Далее следует выступление групп с представлением своих коллективных проектов-визиток.
В конце игры или на итоговой вечерней свечке дети передают изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших в процессе игры (или прожитого дня), стараются проанализировать причину их возникновения.
"Ладошки" вожатые могут укрепить в отрядном уголке (как ори-
гинальный вариант списка отряда (по палатам, интересам, творческим группам).
Микроигра «Киностудия»
Цель: определение структуры межличностных отношений в отряде и выявление лидеров отряда. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми отряда, выявить лидеров и структуру отношений в отряде.
Участники: дети и вожатые
Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, карандаши, бумага.
Ход проведения:
Один из воспитателей-вожатых объявляет о начале игры «Киностудия» и предлагает всем детям отряда представить следующую ситуацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма. В процессе обсуждения качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каждый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместно обсуждения с уже выбранными помощниками.
Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в течение 15—20 минут сценку на тему, которую они вытягивают из черного ящика, заранее подготовленную
Темы для «режиссеров»:
* подъем;
4 отбой;
* уборка помещения;
* Посещение бассейна;
* отряд в столовой;
* дежурство в родительский день.
Представление детьми своего фильма.
После проведения этого творческого дела вожатый просит каждую творческую группу провести анализ своей деятельности и определить, кого из участников творческого процесса следует отметить и наградить памятным призом.
Деловая игра «Лидер»
Цель: выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплочению.
Участники: дети и вожатые
Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги.
Ход проведения:
Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5—6 человек (способы деления на
группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.
Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника И дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя о назначении цвета):
* белый жетон для лидера-организатора;
* желтый жетон для лидера-вдохновителя;
* красный жетон для исполнителя;
* зеленый жетон для зрителя.
Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения -- 3 минуты. Задания:
1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-ни
будь фигуру;
2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет
или выразить чувства, настроение). Время выполнения -- 5 минут;
3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме
за 4 минуты;
4. Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме:
спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.д.
Время выполнения - - 5 минут;
5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву.
Время выполнения --. 3 минуты;
6. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный
прежде рассказ. На подготовку -- 5 минут.
После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лидеров-победителей: «лидер<-организатор», «Лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях», «зрителях».
Информация для вожатых: в течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству заданий). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженную позицию.
Приложение № 3