Организация медицинских осмотров в школе
Медицинское обследование является обязательной процедурой для вех учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая старшеклассниками. Делается это с целью выявления болезни на самых ранних стадиях. Цель медицинского осмотра школьников, в первую очередь — это сохранение и укрепление их здоровья, профилактика заболеваний и снижение заболеваемости в целом. В нашей стране любой школьник каждый год должен проходить обязательную диспансеризацию.
Профилактический осмотр учащихся включает в себя три этапа.
Доврачебный осмотр, на этом этапе дети должны сдать анализы и выполнить несколько тестов, разработанных на основе специальной программы развития ребенка. Чаще всего этот осмотр проводит средний медицинский персонал [15].
Следующий этап — врачебно-педиатрический осмотр, он проводится непосредственно в лечебном учреждении по месту жительства. Школьники проходят всех врачей по списку, утвержденному министерством здравоохранения. В это время должны быть проведены все лабораторные и инструментальные обследования, сданы все функциональные пробы. После этого врач-педиатр делает заключение, в котором он должен будет описать состояние здоровья школьника, наличие либо отсутствие заболевание, его возможное развитие, описать сопутствующие болезни. Кроме этого, педиатр указывает группу здоровья ребенка, выдает общие рекомендации по питанию, организации занятий, режиму дня и конечно лечению школьника.
Следующий этап — это специализированный осмотр ребенка. Он проводится только по направлению врача-педиатра. Осмотр проводят узконаправленные специалисты (гастроэнтеролог, уролог, кардиолог и так далее). При необходимости назначаются лабораторные и функциональные исследования. Проводится такое обследование, как в поликлинике, так и в условиях стационара. Самое первое медицинское обследование школьников проводится в первом классе. На данном этапе дети должны сдать следующие анализы: общий анализ крови и анализ мочи. Пройти нужно следующих врачей-специалистов: окулист, хирург, невропатолог, оториноларинголог, стоматолог. Часто по показаниям нужно пройти логопеда или психиатра. По окончанию осмотра участковый врач должен не только оценить здоровье ребенка после первого года обучения, но и дать рекомендации родителям школьника по оздоровлению ребенка в летнее время.
Следующее обследование проводится в четвертом классе. В это время на этапе врачебно-педиатрического осмотра оценивается нервно-психическое и физическое развитие. Очень важно, чтобы биологический возраст ребенка соответствовал возрасту по паспорту. Участковый врач может назначить специализированный осмотр у гинеколога (девочки) и уролога (мальчики). На основе полученных данных врач-педиатр выдает заключение о состоянии здоровья учащегося, указывает группу здоровья ребенка и дает общие рекомендации по режиму занятий. При достижения школьниками возраста 12 лет должно быть проведено еще одно обследование. В это время на врачебно-педиатрическом этапе должно быть оценено не только состояние здоровья ребенка, но и его репродуктивное и соматическое здоровье. Участковый врач может отправить на специализированный осмотр к гинекологу, урологу, окулисту, невропатологу, хирургу, оториноларингологу, ортопеду, эндокринологу и стоматологу. После проведенного осмотра врачом педиатром дается заключение о состоянии здоровья школьника и рекомендации, касающиеся питания и развития [1].
Следующий осмотр проводится через два года. Особое внимание в это время уделяется девочкам, во время доврачебного осмотра, проводится оценка их полового созревания, развитие вторичных половых признаков, характера менструации. Врачебно-педиатрический этап полностью повторяет предыдущее обследование. По окончании обследования все данные о здоровье мальчиков должны быть переданы в военкомат. Еще через два года проводится последнее медицинское обследование школьников. На этом этапе должны быть проведены следующие инструментальные и лабораторные исследования: общий анализ крови, анализ крови на определение уровня гормонов щитовидной железы, уровень глюкозы в крови, общий анализ мочи. Школьники проходят осмотр у всех узких специалистов. В заключении врач-педиатр описывает состояние школьника и дает рекомендации по выбору профессии с данной группой здоровья [7].
Основной и главной задачей медицинского осмотра школьников является определение их группы здоровья, именно от нее зависит режим обучения в образовательном учреждении. На сегодняшний день известно пять групп здоровье: Группа первая — это здоровые дети, не имеющие никаких неблагоприятных социальных факторов (неполная семья, пьющие родители и так далее). Вторая группа здоровья — практически здоровые дети, имеющие незначительные отклонения. Третья группа — дети с хроническими заболеваниями. Четвертая группа — дети-инвалиды. Пятая группа здоровья — лежачие дети, с ограниченными физическими возможностями.
Все данные собранные в результате проведенных обследований передаются в школу. Школьный доктор или медсестра тщательным образом должны изучить результаты обследования учащихся и данные врачом-педиатром рекомендации (например, ребенок не должен сидеть на дальних партах или у окна или на уроках физкультуры нагрузки для этого ученика должны быть снижены). Всё это медработник должен довести до классного руководителя и родителей ребенка [2].
Проведя литературный обзор анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста можно сделать выводы, что школьный период является для ребенка наиболее сложным периодом при переходе из детства во взрослую жизнь. В это время идет интенсивный рост и непрерывное развитие. Завершается созревание тканей и дальнейшее увеличение массы органов и всего тела. Развиваются двигательные качества - быстрота, ловкость, сила, выносливость. Совершенствуются сложные движения мелких мышц, заканчивается развитие скелета. Для высшей нервной деятельности характерно повышение интеллекта, улучшение памяти, развитие мышления. Школьник приучается к самостоятельности, дисциплинированности и работе в коллективе. Особая нагрузка ложится на школьников в начале обучения, при переходе к предметному обучению и в выпускных классах. Резко возрастающая нагрузка может привести к ухудшению здоровья ребенка. Именно в эти периоды от медицинского работника школы требуется наибольший контроль здоровья при организации медицинских осмотров.
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Средний школьный возраст детей стал предметом для более детального изучения. Здоровье детей в этот период очень уязвимо, так как начало предметного обучения совпадает с началом эндокринной перестройки организма. Сравнительная характеристика физического развития детей этого возраста, проживающих, в городе и на селе позволит выявить различия состояния здоровья этих детей.
Для решения задач, поставленных в дипломной работе, применялись следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Медицинский осмотр детей среднего школьного возраста, проживающих в сельской местности в станице Новодеревянковская и обучающихся в МОУ СОШ № 1.
3. Медицинский осмотр детей среднего школьного возраста, проживающих в городе Ейске и обучающихся в МОУ СОШ № 7.
4. Анализ медицинских форм школьников 26/у, после проведенного медицинского осмотра врачей.
5. Методы математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы.
Изучалась специальная литература отечественных авторов по вопросам сохранения здоровья детей. Было изучено 20 литературных источников – приказы МЗ РФ, монографии, диссертации, журнальные статьи.
2. Медицинский осмотр детей среднего школьного возраста.
Всего в исследовании приняли участие 60 детей: из них проживающих в сельском районе - 30 (15 девочек и 15 мальчиков) и городских - 30 (15 девочек и 15 мальчиков). Был проведён медицинский осмотр детей и анализ медицинской документации.
Для достижения цели обследование сельских и городских школьников проводилось по следующим этапам:
I. Оценка физических показателей:(измерение роста, массы, окружности грудной клетки, расчёт индекса Эрисмана).
Длина тела измерялась при помощи ростомера. Масса тела определялась при помощи взвешивания на электронных медицинских весах. Окружность грудной клетки измерялась наложением ленты спереди по среднегрудинной линии на уровне сосков, сзади – под углами лопаток. Лента должна плотно прилегать к телу и свободно следовать за движениями грудной клетки. Оценка результатов, проведённых исследований проводилась по центильным таблицам. Индекс Эрисмана рассчитывался путём вычитания от 1/2 роста ребёнка окружности грудной клетки.
Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, считают длину тела, массу тела и окружность груди. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела – свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Окружность грудной клетки характеризует объём тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной клетки. Индекс Эрисмана показывает степень упитанности ребёнка.
II. Исследование показателей сердечнососудистой системы.
Артериальное давление измерялось тонометром по методу Короткова на правой руке в положении сидя, после 10-минутного отдыха. Манжета накладывалась на середину обнаженного плеча на 1-2 сантиметра выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повёрнута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому. Результаты оценивались по оценочным таблицам (Белоконь Н.А. 2006) артериального давления у детей, а также проводилось изучение частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), измерение систолического (САД, мм.рт.ст.) и диастолического артериального давления (ДАД, мм.рт.ст.).
III. Кроме того измерялись основные показатели функции внешнего дыхания: частота дыхательных движений (ЧДД/мин.) и определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ/мл.) при помощи спирометра.
IV. Оценивались группы здоровья. К I группе здоровья были отнесены абсолютно здоровые дети, ко II группе здоровья были отнесены дети с функциональными отклонениями, к III – дети с хронической патологией в состоянии компенсации.
Все результаты, полученные в ходе исследования, были подвергнуты математико - статистической обработке. При этом вычислялось среднее арифметическое число. Индекс Эрисмана рассчитывается путём вычитания от половины роста ребёнка окружности грудной клетки и имеет отрицательное значение.