Законодательное и нормативно - правовое обеспечение реализации Концепции

Правовое обеспечение Концепции предусматривает как издание новых законодательных актов, так и совершенствование действующего законодательства, которое должно осуществляться поэтапно.

Первоначальный этап правового обеспечения заключается в принятии законодательных актов, направленных на реализацию задач по конкретизации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, созданию эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий, перехода на современную систему организации медицинской помощи, по улучшению лекарственного обеспечения.

В целях реализации указанных задач потребуется уточнение федерального законодательства, закрепляющего систему организации здравоохранения и оказания медицинской помощи в Российской Федерации, права пациентов и медицинских работников, а также гарантированный механизм реализации этих прав, устанавливающего требования к организациям здравоохранения, к квалификации медицинских работников, оснащению организаций здравоохранения.[28]

Потребуется разработка и принятие федерального закона "О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи", включающего порядок, условия и стандарт объема предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, порядок финансового обеспечения предоставляемой медицинской помощи с учетом потребности граждан Российской Федерации в медицинской помощи, а также с учетом принимаемых стандартов медицинской помощи. Указанный федеральный закон также должен содержать порядок разработки и принятия медико-экономических стандартов, критерии качества предоставляемых медицинских услуг, порядок контроля и порядок проведения медико-экономической экспертизы качества оказанной медицинской помощи.

Необходимо отметить, что действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации не обеспечивает в полной мере четкого разграничения между порядком получения гражданами бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг, не содержит в себе положений, регулирующих вопросы ценообразования на медицинские услуги, предоставляемые гражданам за плату.

В связи с этим, помимо конкретизации условий и порядка оказания бесплатной медицинской помощи, потребуется совершенствование законодательства по установлению механизма правового регулирования оказания платным медицинских услуг.[29]

Реализация программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи должна осуществляться через систему обязательного медицинского страхования. Потребуется разработка и принятие федерального закона "Об обязательном медицинском страховании", который должен будет определить правовые, экономические и организационные основы ОМС, включающие права и обязанности субъектов обязательного медицинского страхования, установить централизованную систему центральных и территориальных органов фондов, порядок формирования источников финансирования медицинского страхования как для работающего, так и неработающего населения, включающего порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование и установления страховых тарифов на ОМС, порядок ведения персонифицированного учета застрахованных граждан и оказанной им медицинской помощи, введение системного контроля за осуществлением ОМС.

В целях создания финансовой основы новой модели медицинского страхования потребуется внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, а также направления части налога на доходы физических лиц в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях развития здравоохранения потребуется принятие решения о включении лекарственного обеспечения граждан в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и в медико-экономические стандарты в качестве их составной части, и, как следствие, включение лекарственного обеспечения в медицинское страхование, что потребует соответствующего отражения в перечисленных федеральных законах.

После принятия основополагающих законодательных актов потребуется принятие необходимых подзаконных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, Минздравсоцразвития России.[30]

Кроме того, в настоящее время наблюдается рост количества гражданских исков, связанных с качеством оказания медицинской помощи. В связи с этим, на втором этапе правового обеспечения реализации постановленных задач по развитию здравоохранения, в целях создания правовых и финансовых основ для урегулирования вопросов, связанных с качеством оказания медицинской помощи, должны быть приняты федеральные законы "О защите прав пациента" и "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников".

В целях развития рынка медицинских услуг, предоставляемых организациями здравоохранения, а также в целях расширения финансовой самостоятельности указанных организаций здравоохранения следует внести изменения в Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в части отмены ограничения по запрету создания автономного учреждения здравоохранения путем изменения типа существующего учреждения здравоохранения.

На данном этапе правового обеспечения Концепции потребуется также совершенствование законодательства, регулирующего вопросы донорства крови и ее компонентов, трансплантации органов и тканей.

Учитывая, что в настоящее время судебная практика Европейского суда указывает на не совершенство российского законодательства о психиатрической помощи в части нарушения прав пациента, требуется внести изменения в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Следующим этапом нормативного правового регулирования, обеспечивающего выполнение задач по развитию здравоохранения, должно являться совершенствование действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного анализа действующей системы конституционно-правового регулирования закрепления и реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

1. Конституционное право на охрану здоровья являются одним из главных социальных прав граждан, и включает в себя право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия труда и охрану труда, право на отдых и благоприятную окружающую среду; на медицинское и социальное страхование; на получение своевременной квалифицированной медицинской помощи, на реабилитацию, необходимую для полного восстановления здоровья; право на судебную и иные формы защиты своих личных неимущественных прав.

2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как одно из главных социальных прав нашло свое закрепление в конституциях стран с развитой демократией. В развитие конституционных положений, как показывает анализ правового регулирования в этих странах, созданы системы правового регулирования данных отношений, позволяющих реализовать и надежно защитить права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сформированные в этих странах правовые системы полностью соответствуют нормам международного права.

3. Обеспечение реализации конституционного прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст.41 действующей Конституции Российской Федерации, необходимо считать важнейшим делом не только государства в лице его органов, но и самих граждан, общественных объединений, юридических лиц.

4. Право на здоровье каждого человека представляет собой обеспеченное юридическими нормами международного и внутригосударственного характера единства возможностей своими действиями приобретать, сохранять и укреплять наивысший уровень физического и психического здоровья; требовать от государства и третьих лиц исполнения обязанность по обеспечению и защите здоровья; Прибегнуть к законным мерам защиты нарушенного права на здоровье.

5. В свою очередь, право на медицинскую помощь- это и есть система правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи. Право на медицинскую помощь, являясь одним из ключевых элементов права на охрану здоровья, включает в себя право на получение бесплатной медицинской помощи (в том числе и лекарственной),а также право на получение оплачиваемой медицинской помощи.

6. Право на охрану здоровья широко связано с иными конституционными правами и свободами человека и гражданина. Оно вытекает из фундаментального права на жизнь. Более конкретные связи права на здоровье иных прав, в особенности из категории личных, прослеживаются при обращении к некоторым спорным вопросом современной биомедицины и юриспруденции, среди которых следует отменить трансплантологию и донорство, эвтаназию, искусственное прерывание беременности, изменения пола, клонирования человека и другие.

7.Право на благоприятную среду обитания предусматривает правомочие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, которое в свою очередь подразделяется на ряд субъективных возможностей личности по обеспечению проведения мер, по осуществлению иммунопрофилактики инфекционных болезней (гриппа); по охране атмосферного воздуха; в области качества и безопасности пищевых продуктов; по обеспечению проведения мер, по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации и другие.

8. Закрепления права Конституции еще не означает его фактического претворения в жизнь. Следовательно, в нормах права необходима четкая регламентация процесса реализации как детально урегулированного международными, конституционными нормами и иными нормами права процесса, направленного на достижение наивысшего уровня общественного и индивидуального (физического и психического) здоровья каждого человека как приоритетной ценности современного демократического социального правового государства. При этом структуру механизма реализации права на охрану здоровья целесообразно рассматривать как сочетание конкретных форм и стадий реализации, а также организационно-юридических способов и средств, обусловливающих эффективный и полноценный процесс реализации данного права каждым человеком в Российской Федерации.

9. Учитывая тот факт, что право на здоровье закреплено в значительном числе международных договоров и деклараций, можно сделать вывод том, что в международном праве оно обладает достаточно сильным статусом. Изучения зарубежного законодательства о здравоохранении, а именно международно-правовых аспектов закрепления и реализации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, позволяют утверждать, что в экономически развитых странах мира сложилась устойчивая тенденция правового регулирования охраны здоровья, основанная на законах о защите здоровья людей, мира или их субъектами, а также на правовых актах международных медицинских организаций и научных рекомендациях в этой области.

10. Проведя сравнительно-правовой анализ конституционного закрепления прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в России и за рубежом, автор утверждает, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь как одно из главных социальных прав нашло свое закрепление в конституциях стран с развитой демократией. В развитие конституционных положений, как показывает анализ правового регулирования в этих странах, созданы системы правового регулирования данных отношений, позволяющие реализовать и надежно защитить права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сформированные в этих странах правовые системы полностью соответствуют нормам международного права.

11. Исследуя механизм реализации конституционного права на охрану здоровья можно прийти к выводу, что некоторые его компоненты нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Считая институт медицинского страхования одним из главных способов реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также учитывая конституционное закрепление способов реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь через системы государственно муниципальной и частной систем здравоохранения, автор считает необходимой скорейшую разработку и принятие федерального закона «Об основах обязательного медицинского страхования», а также соответствующих законов субъектов об обязательном медицинском страховании.

12.Анализ проблемы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь позволяет говорить о необходимости системного подхода к разработке новых и применению уже существующих средств пресечения посягательств на права, свободы, охраняемые законом интересы в исследуемой сфере. В данном случае это предусматривает проведение соответствующего исследования возможных правонарушений в образовании и обусловленной ими юридической ответственности с целью последующего исследования возможных правонарушений в образовании и обусловленной ими юридической ответственности с целью последующего их законодательного оформления. Тем самым выстраивается логическая цепочка: субъективное право (свобода) – правонарушение – правовая ответственность – правовая защита. В связи с чем, автор считает необходимым выработать четкие стандарты предоставления медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно – диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями и условиями оказания медицинской помощи.

13.Анализ проблемы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь позволяет говорить о необходимости системного похода к разработке новых и применению уже существующих средств пересечения посягательств на права, свободы, охраняемые законом интересы в исследуемой сфере. В данном случае это предусматривает проведение соответствующего исследования возможных правонарушений в здравоохранении обусловленной ими юридической ответственности с целью последующего их законодательного оформления. Тем самым выстраивается логическая цепочка: субъективное право (свобода) - правонарушение – правовая ответственность – правовая защита. В связи с чем, автор считает необходимым выработать четкие стандарты предоставления медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно – диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями и условиями оказания медицинской помощи.

14.В связи чрезвычайно важным является разработка юридического механизма применения средств правовой защиты в области здравоохранения, а равно и формирование специальных способов и форм с учетом особенностей содержания взаимодействий врачей и пациентов, лечебно – профилактических учреждений. В этой связи представляется весьма перспективным создание, на первых прах, постоянно действующих третейских судов, специализирующихся на рассмотрении споров медицинского характера. Достоинством такого третейского правосудия является, в частности, возможность высокой профессиональной квалификации арбитров, а также конфиденциальность такого судебного разбирательства, являющаяся важным фактором для обеих сторон спора. В дальнейшем, Видимо, можно рассчитывать на соответствующую специализацию государственных судов, в которых могут начать действовать специализированные коллеги. Конечно, такое развитие судебных механизмов можно осуществить только при условии внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Наши рекомендации