Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата
Для профилактики плоскостопия у детей следует применять массаж. Массаж стоп способствует укреплению мышц, нормализации их тонуса, увеличению эластичности сухожилий и связок, подвижности суставов. Выполнение массажных приемов рекомендуется сочетать с произнесением пестушек, потешек, прибауток, что вызывает положительные эмоции.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы.
В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске, а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенными на пол так, чтобы на нах приходилась середина стопы. Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формированию правильной походки.
В процессе занятий, уроков по физической культуре необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования разновидностей ходьбы, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.
В двигательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий [8,11].
У детей младшего дошкольного возраста стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю стопы, на прямые ноги. В связи с этим необходимо тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, способствующих укреплению его нижних конечностей и тазового пояса.
Упражнения в прыжках в глубину (спрыгивание) для детей младших групп допускаются с предметов высотой не более 10-15 см и используются редко, так как стопа у детей развита еще не достаточно, координация движений слаба и приземление получается жестким.
В средней и старшей группе допустимо спрыгивание с предметов высотой 20-30 см, а в подготовительной – 30-40 см.
При использовании упражнений в прыжках важно обеспечить место приземления. Малыши могут спрыгивать на песок, взрыхленную землю, снег. Для старших групп, особенно в прыжках с разбега, следует иметь на спортивной площадке прыжковую яму, а в спортивном зале – гимнастические маты, так как дети прыгают далеко и при этом приземляются на пятки [7,10].
Необходимо учитывать, что при выраженном плоскостопии у детей упражнения в прыжках и спрыгивания с высоты исключаются.
Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазаниипо гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, следует чаще применять их как в процессе занятия по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.
Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания [10].
Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться медицинским персоналом образовательных учреждений с использованием объективных методов исследования.
Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастические палки, обручи, веревочные лестницы и т.д.). В теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов (дорожки из песка, гальки, мелкой щебенки и т.д.)[2].
Специальные комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, могут применяться в различных формах физического воспитания [17].
Закаливание является одной из форм физического воспитания детей. При планировании системы закаливания в детском саду с целью профилактики и коррекции плоскостопия следует предусматривать применение закаливающих процедур для стоп [19].
С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.
ЛФК назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной деятельности, увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей физической работоспособности.
Важное место занимают частные методики ЛФК: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы, устранение пронированного положения пятки и супинаторной контрактуры, формирование и закрепление навыка правильной осанки.
При использовании средств ЛФК в начале лечебного курса специальные коррекционные упражнения выполняются из исходных положений лежа и сидя, при разгрузке стоп. Они включаются в занятие вместе с общеразвивающими в возрастающей дозировке; перед занятием целесообразно проводить массаж стоп [4,7].
К специальным коррекционным упражнениям относят упражнения для большеберцовых мышц и мышц сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, упражнения с внешним сопротивлением. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используются упражнения в ходьбе на носках, пятках, наружном крае стопы, с параллельной постановкой стоп.
Эффективность использования средств ЛФК при коррекции плоскостопия повышается при комплексном лечении, сочетании ЛФК с гигиеническими процедурами, рациональным двигательным режимом, ношением специальной обуви (стелек-супинаторов) [20].