Зинина Екатерина Александровна

Зинина Екатерина Александровна

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЛОСКОСТОПИЕМ

Выпускная квалификационная работа

«Допустить к защите»
Директор колледжа
____________ Л.Е. Русина
«____»___________ 20 ___ г.
Научный руководитель:
к.м.н., доцент ________ А.Г. Сафина

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ – 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....5

1.1.Анатомо-физиологические особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста……………………………....………...5

1.2.Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата у детей…...……...6

1.3. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата………………………...7

1.4. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей……………………………………………………………………………....21

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………27

2.1. Методика оценки……...…………………………………………...………..27

2.2. Организация исследования………………………………………..………..31

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……...

3.1. Анализ медицинских карт………………………………………………….

3.2. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста…………………….……………………………...

3.3. Сравнения показателей здоровых детей и детей с плоскостопием…...

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди детей, поступающих в школу. Ученые отметели, что среди функциональных отклонений наибольший процент (около 70-80%) составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА)[24].

По данным научного центра здоровья детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Одно из первых мест из них занимают нарушения в развитии ОДА, представленные у детей в виде деформации осанки и стоп [3].

В настоящее время ухудшения состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста в Российской Федерации приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности. Плоскостопие занимает ведущее место в структуре патологии ОДА у детей и составляет от 30 до 70%. Оно негативно сказывается на состоянии здоровья, так как, приводит к нарушению осанки, ухудшению венозного оттока от нижних конечностей и нарушению функционирования внутренних органов. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боли в ногах и спине. Тяжелые формы плоскостопия могут привести и к инвалидности [8].

Объект исследования –процесс развития опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста с плоскостопием.

Предмет исследования –исследование функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста с плоскостопием.

Гипотеза исследования.Предполагается, что у детей дошкольного возраста с плоскостопием, показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата будут отличаться от нормы.

Цель исследования –оценить функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста с плоскостопием.

Задачи исследования.

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Определить и подобрать методику исследования функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, с плоскостопием.

3. Оценить функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста с плоскостопием.

4. Сравнить показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата исследуемых детей с функциональными показателями нормы.

Методы исследования.

1. Анализ научной литературы.

2. Анализ медицинских карт.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Антропометрия, соматоскопия.

5. Математическая обработка полученных результатов.

Практическая значимость.Результаты работы могут представить интерес для специалистов по АФК, работающих в ДОУ с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Структура работы.Работа изложена на … стр. и включает в себя введение, 3 главы, выводы, список литературы (… источников), приложение (…). Содержит … рисунка, … таблицы.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Осанка

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

«Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет толькоодну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя [11].

Задачи осанки

· Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

· Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.

· Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.

Сколиоз

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

Профилактика

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

Методика исследования

Анализ медицинских карт

В ходе анализа медицинских карт будут изучены диагнозы детей, противопоказания к физическим упражнениям. В дальнейшем будет подобран комплекс упражнений, направленный на коррекционную работу.

Так же после анализа медицинских карт будут, сформированы 2 группы контрольная и экспериментальная.

Подометрия

В основе метода лежит измерение стопы с помощью циркуля и деревянного треугольника. По методу Фридлянда рассчитывается индекс стопы, который равен отношению высоты подъема стопы к длине стопы.

I = (h:1) x100

Где I – длина стопы, h – высота стопы.

Оценка результата:

1. Более 33% – очень высокий свод.

2. От 33 до 31% – высокий свод.

3. От 31 до 29% – нормальный свод.

4. От 29 до 27% – умеренное плоскостопие.

5. От 27 до 25% – плоская стопа.

6. Ниже 25% – грубое плоскостопие.

Суть метода заключается в снятии отпечатков подошвенной поверхности стоп и последующей обработке этих отпечатков.

Для оценки плантораммы на отпечатке проводят специальные линии:

1. Касательная АБ к внутреннему краю отпечатка стопы.

2. Линия ВГ – прямая, проходящая через 2-ой палец и крайнюю точку пятки.

3. Через середину отрезка ВГ восстанавливают перпендикуляр к касательной АБ, который пересечет ее в точке Е. Этот же перпендикуляр пересечет отпечаток стопы в точке Ж (по внутреннему краю стопы) и в точке З (по наружному краю).

Сводчатость стопы оценивается по индексу:

I = ЗЖ :ЕЖ, где ЖЗ – ширина узкой части; ЕЖ –расстояние от касательной АВ до внутреннего края отпечатка стопы.

Если индекс колеблется от 0 до 1, то сводчатость стопы оценивается как нормальная. Если индекс колеблется от 1 до 2, то стопа считается уплощенной. При индексе больше 2 стопа плоская [16].

Соматоскопия

Соматоскопия - это внешний осмотр, позволяющий изучить особенности осанки и телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

a. Будут использованы тесты на статическую мышечную выносливость.

• тест для мышц шеи:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

• тест для мышц живота:

И.П. – лежа на спине, руки вниз

1 – поднять ноги до угла 45º и зафиксировать положение.

• тест для мышц спины:

И.П. – лежа на животе, руки вверх

1 – прогнувшись и зафиксировать положение

b. Для определения подвижности позвоночника нами использована методика:

• И.П. – стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 – наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах – 0 от скамейки).

c. Вычисление плечевого показателя.

Измерить ширину плеч и плечевую дугу.

Плечевая дуга - измеряется по задней поверхности туловища между акромиальными точками.

ПП= (ширина плеч)/(плечевая дуга)*100%

Оценка результатов:

Сутулая осанка, если ­­­­­­- ПП равно или менее 80% ПП<80%;

Нормальная осанка, если – ПП от 80,1% до 85% ПП<80,1-85%

Хорошая осанка, если – ПП более 80% ПП>80% [16].

Педагогический эксперимент

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 детей с плоскостопием в возрасте … лет (… мальчика и … девочек) и 10 здоровых дошкольников … лет (… мальчиков и … девочек). Нами определится функциональное состояние стопы детей с плоскостопием и здоровых дошкольников, затем будет приведен сравнительный анализ полученных результатов.

Организация исследования

Исследование будет проводиться в 2015 году на базе ДОУ № … г. Набережные Челны. В исследовании примут участие 10 детей с плоскостопием в возрасте … лет (… мальчиков и … девочек) и 10 здоровых дошкольников лет (… мальчиков и … девочек).

Исследование проводилось поэтапно:

Первый этап (сентябрь-декабрь 2014 г.) посвящен изучению и анализу научно-методической литературы по теме исследования, формулированию цели, задач, подбору методов и методик исследования.

Второй этап (2014 г.) проведение исследования функционального состояния стопы дошкольников.

Третий этап (2014 г.) выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретация и оформление результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др./ Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400с.

2. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»/ Е.Ю. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2007.– 151с.

3. Воронова, Е.К. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста / Е.К. Воронова, М.В. Ковальчук // Материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России». – Петрозаводск, Сортавала, 2005. – С. 180-182.

4. Гребова, Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / Л.П.Гребова.– М.: Издательский центр «Академия»,2006. – 176с.

5. Дубровский, В.И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 462 с.

6. Исаева, Т.А. Влияние дополнительных занятий ритмической гимнастикой на морфофункциональное состояние школьниц 15-16 лет / Т.А. Исаева: Автореф.– Малаховка, 2004.– 22с.

7. Козырева, О.В. Лечебная физическая культура для дошкольников при нарушении опорно-двигательного аппарата / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.

8. Комачева, О.А. Коррекция плоскостопия у детей 5-7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода / О.А. Комаева: Автореф.– Смоленск, 2012.– 24с.

9. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учебник / В.Б. Коренберг. – М.: Физическая культура, 2008. – 368 с.

10. Красикова, А.С. Профилактика лечения плоскостопия / А.С. Красикова. М.: Просвещение, 2002 . – 136 с.

11. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. — 4-е изд., стер. — СПб., М., Краснодар: Лань: Омега. — 2004. — 159с.

12. Мугерман, Б. И. Физическая реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата / Б.И. Мугерман, Д.Б. Парамонова. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011. – 288 с.

13. Никитин, С.Е. Здоровье и красота вашей осанки / С.Е. Никитин, Т.В. Гришин. – М.: Советский спорт, 2002.– 80с.

14. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. – М. : Астрель, 2004. – 863 с.

15. Пагадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана.–М.: Физкультура и Спорт, 2001.–496с.

16. Сафина, А.Г. Практикум по спортивной медицине и врачебному контролю / А.Г. Сафина. – Набережные Челны: КамГИФК, 2006. – 132 с.

17. Сназин, В.Я. Движение без боли: Ранняя диагностика и лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата / В.Я. Сназин. – М.: Советский спорт, 2006.– 160с.

18. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии у спортсменов / Е.В. Фомина. – Омск : Изд-во Сиб ГУФК, 2003. – 150 с.

19. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб­ное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

20. Шаримова, С.Б. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания / С.Б. Шарипова, Ф.И. Федоров. – Челябинск: УралГАФК, 2002.– 112с.

21. Шарманова, С.Б. и др. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/ С.Б. Шарманова, А. И. Федоров, Е. А. Черепов. М.: Советский спорт, 2004.-205с.

22. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 3 ч./ Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.– Ч. 1:Программа «Старт». Методические рекомендации.– 315с.

23. Яковлевич, Е.Н. Осанка–красивая, походка–легкая. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей и подростков / Е.Н. Яковлевич.– М.: Физкультура и Спорт, 2001.– 96с.

24. Посольство медицины [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medicus.ru

Зинина Екатерина Александровна

Наши рекомендации