Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента
Таблица 1
Тип темперамента | Название игр |
Меланхолик | - игра с лентами под медленную спокойную музыку; - конструкторы; - настольные игры; - игра с большим мячом; - игры с водой; - экспериментирование с красками. Игра: «Мой хороший попугай». Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому – либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (перебросить) ее другому ребенку. |
Сангвиник | - рвать бумагу и играть с ней; - игры с водой, песком; - игры с подушками. Игра: «Лягушка». Все дети сидят на маленьких подушечках. Затем они начинают передвигаться на этих подушечках по ковру и приговаривают все вместе: Две лягушечки с утра Съесть хотели комара. Далее воспитатель говорит: Комары все улетели, И лягушки их не съели. Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая: Тара – ра, тара-ра, Веселиться всем пора. |
Холерик | Игры с кеглями. Игра: «Коршун». Воспитатель – «курочка», дети – «цыплята». Они живут вместе с мамой в курятнике. Затем курочка и цыплята гуляют, и как только воспитатель говорит: «Коршун», все дети бегут обратно в домик. В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Игра: «Кенгуру». Дети разбиваются на пары. Один – «кенгуру» – стоит, второй «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя. Игра «Покажи нос».Все играющие стоят на против воспитателя, который говорит им: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте, И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу, И при этом покажу. Далее воспитатель называет вслух какую – либо часть, тела: Уши - уши – все показывают уши. Глазки – глазки – все показывают глазки. Ручки – ручки – все показывают ручки. |
Флегматик | Игры – эксперименты. Игра – пазлы «Помоги Тане». Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась неприятность: сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки. Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их. |
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что взрослым самим потребуется немалое терпение и такт.
С ребенком – сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одни и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, можно также учить его фантазировать и сочинять.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто не приемлемо.
Песочная игротерапия
В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Все игры с песком условно можно разделить на три направления:
- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
-проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Что нужно для реализации методики песочной терапии?
Прежде всего песочница, она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо.
К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным).
Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.
В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
Рассмотрим подробнее методику проведения игр с песком.
Отпечатки наших рук.
Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям) песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки).
Делаем такие упражнения:
- отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);
- скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;
- шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
- «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);
- «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Игры, направленные