Игры в работе с детьми в период адаптации
Представляете вы себе впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Пофантазируйте: вы в незнакомом городе, жители которого больше вас, а есть и просто гиганты, они проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Они о чем-то говорят, бегают, некоторые плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который бы объяснил, что все это значит.
Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации поступления в детский сад трехлетним малышом: большинство детей хоть на год, но старше его; кругом незнакомые взрослые, которые что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду страшно: еще заблудишься.
Именно поэтому одна из основных задач адаптационного периода — формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого необходимо следующее:
- Знакомство детей, их сближение друг с другом.
- Знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии.
- Знакомство с группой и детским садом, “освоение” их.
- Знакомство со всем персоналом детского сада.
- Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Все это, т. е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:
- добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);
- непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
- многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
- специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);
- запрет на оценку действий ребенка типа “Неверно, не так” или “Молодец, правильно”;
- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.
В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребенка к условиям детского сада. Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие ребенка и возможности ее использования хорошо описаны как в зарубежной, так и отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О.С. Карабановой выделить на их основе психологические механизмы воздействия игры:
- В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
- В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чуму развивается самосознание ребенка, он становиться социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
- Наличие наряду сигровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
- В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (переход во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
- На основе сознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
- Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов регуляции поведения и деятельности ребенка.
Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника.
Игры, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования и в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:
- осознание собственных чувств и переживаний;
- развитие интереса к сверстникам;
- развития умения действовать согласованно.
Эти игры способствуют:
- снятию эмоционального напряжения;
- снижению чувства страха;
- формированию выдержки,
- терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми;
- развитию уверенности в себе.
Также используются игры, целью которых является развитие:
- слухового внимания, восприятия;
- речи, активного словаря;
- усвоение сенсорных эталонов;
- расширение кругозора.
Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
- они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
- не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
- должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
- всем детям предлагаются одинаковые предметы;
- инициатором игры выступает взрослый.