Упражнение 3. «Три положительных ответа»
Инструкция: Партнеры сидят напротив друг друга. Каждый из партнеров по очереди берет на себя роль говорящего и слушающего. Говорящий партнер произносит утверждение, которое считает верным. Слушащий партнер выражает свою реакцию на утверждение партнера фразой: «Ты имеешь в виду,
Продолжение приложения 5
что...?», и с помощью уточнящих вопросов, показывает, как он понял содержание сказанного утверждения. Цель слушающего — трижды добиться положительного ответа, которые демонстрируют что он правильно уловил смысл высказывания говорящего. Если задающий вопросы партнер неверно интерпретирует произнесенную фразу, тогда говорящий партнер объясняет задающему точный и конкретный смысл тех или иных слов (многозначность слов). Например:
*говорящий «Я чувствую себя одиноко...» или «Ты мне не доверяешь...»
*слушающий «Ты имеешь в виду, что...?»
Занятие 8.
Цель: Мотивация к рождению ребенка .
Упражнение 1. «Письмо будущему ребенку»
Представьте, что Ваш малыш родился на свет, представьте, как он выглядит. Напишите то, что Вы хотели бы ему сказать, поделитесь с ним своими эмоциями, чувствами, планами и т.д.
Упражнение 2.«Коллаж мечты»
Процедура:
1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.
Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.
2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.
Вопросы для обсуждения:
1. Теперь ты понимаешь, куда движешься?
Продолжение приложения 5
2. Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?
3. Нравится ли тебе то, что получилось?
4. Если что-то смущает, подумай, как это изменить?
Упражнение 3. Медитация «Остров моей мечты»
Процедура: «Мы все находимся на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие ручьи, трава и солнце.
Поищите для себя на этом острове место для наслаждения, займите его и наслаждайтесь жизнью. Если вам чего либо не хватает для счастья – обращайтесь ко мне. У меня есть все, чего только не пожелаешь».
Пауза
«Посмотрите вокруг себя. Каждому здесь хорошо. Поговорите друг с другом, узнайте, кто какую нишу для себя нашел. Пригласите к себе в гости, сходите в гости к другим».
БЛОК 3.
Занятие 9.
Цель: Обретение уверенности.
Упражнение 1. "Я не люблю"
Если вам не хватает уверенности в ваших достижениях, если, начав какое-то дело, вы испытываете какие-то смутные угрызения, мешающие и препятствующие, если вам сложно сосредоточиться на важном, а думаете о всякой ерунде, если вам кажется, что жизнь проходит впустую, то - вполне вероятно - данная техника поможет вам.
Существует весьма распространённое суждение, что для повышения уверенности необходимо повысить себе самооценку, уверять себя в собственной "непогрешимости" (то есть стать самоуверенным). У многих
Продолжение приложения 5
людей действительно заниженная самооценка, они не верят в себя, свой потенциал, склонны к постоянному самокопанию.
Однако люди с нормальной самооценкой тоже очень часто испытывают недостаток уверенности. Полная уверенность - это когда "всеми фибрами души" (fibra - жилка, волокно) хочется чего-то, стремишься к этому, делаешь это. Состояние полной уверенности - вполне реальная и достижимая вещь. И совсем необязательно манипулировать своей самооценкой (которая при этом может вырваться из-под контроля манипулятора).
Быть уверенным - это значит хотеть чего-то, хотеть твёрдо и непоколебимо. Если вам не хватает этого хотения, то это совсем не означает, что вы "неправильно хотите". Скорее всего, просто в вашей жизни не хватает контраста. Вам "вроде бы нравится" смотреть новости по телевизору, вам "вроде бы нравится" болтать с подругой по телефону, вам "вроде бы нравится" играть в тетрис на компьютере. Посмотрите вокруг себя, приглядитесь внимательно к своим занятиям. И тогда увидите, что на самом деле многие вещи вас уже давно не забавляют, они приелись, наскучили, потеряли смысл, а занимаетесь вы ими лишь по инерции.
Возьмите большой лист бумаги (или даже несколько больших листов), напишите сверху крупно: "Я НЕ ЛЮБЛЮ:". Ну а дальше заполняйте этот список, пока заполняется. Увидите, что после того, как вы определили то, чего вы не любите, вам будет гораздо легче любить то, что вам по-настоящему интересно и полезно.
Упражнение 2. "Формирование уверенности"
Используя эту технику силы ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, получить уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и вновь обрести хорошее самочувствие.
Вы можете использовать эту технику чтобы предотвратить появление у вас каких-либо сомнений в своих силах путем регулярного использования данных
Продолжение приложения 5
методов для подтверждения того, что вы способны сделать все, что захотите.
Вы можете использовать эту технику для того, чтобы чувствовать уверенность в себе, потому что вы полностью владеете ситуацией.
Нельзя быть уверенным, не осознавая того, в чём собственно проявляется эта уверенность. И вот пять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи этой техники.
1. Отдать себе ОТЧЁТ и осознать свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.
2. УТВЕРДИТЕСЬ в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.
3. Представьте себе, что вы преуспевающая личность, ДОСТИГШАЯ каких-либо целей, что ваши усилия признаны другими людьми.
4. Представьте себя ПРОЦВЕТАЮЩИМ, богатым и имеющим все, что вы хотите.
5. Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность своих силах и владение ситуацией, где бы вы ни были. Чувствуйте уверенность КАЖДОЙ КЛЕТОЧКОЙ своего организма.
Занятие 10.
Цель: Подведение итогов.
Упражнение 1. "Прощание"
Процедура: Участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника; можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к ее руководителю.