Упражнение 4. Медитация «Возвращение к гармонии»
Подумайте, какой страх мешал Вам открыться беременности. Осознайте его, откуда он у Вас. Напишите свои страхи. После этого приступайте к медитации.
Медитация
Подумайте о страхе. Подумайте, где, в каком уголке своего тела Вы позволили жить страху. Где этот страх, в каком органе? Какого цвета? Холодный? Горячий? Зажгите свечу. Представьте свое энергетическое тело в огне свечи. Огонь несет в себе очищающую силу. А вы, смотря на пламя, глубоко вдохните. Примите свою беременность. Почувствуйте себя частичкой единого целого. Побудьте в состоянии принятия ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, ощутите СЧАСТЬЕ быть женщиной.
Продолжение Приложения 5
Занятие 4.
Цель: Проработка отношений с матерью.
Упражнение 1. «Проработка отношений с матерью»
Необходимо взять 2 листа бумаги. На первом листе нужно выписать все те особенности, поступки матери, которые хочется оставить за пределами своей жизни. На втором листке написать список, в котором отразить все поступки, умения, качества, которые хочется взять от матери в свою жизнь. Каждый из списков начинаем с личного обращения. Например, «Ты делала…», «Ты умеешь…»
На втором этапе предстоит следующая работа:
По поводу первого списка – последовательно ищем позитивную сторону в каждом пункте из списка.
По поводу второго списка – благодарим и с благодарностью принимаем качество или умение. Можно попросить маму передать это умение или качество. Передача может происходить в виде подарка при работе с воображением и движением.
Упражнение 2.«Работа с генограммой»
Необходимо построить женскую генограмму в которой прослеживается история женщин рода. Прежде всего, необходимо обратить внимание на историю материнства и отношений с мужчинами. Генограмма должна быть построена на максимально возможное количество поколений.
Занятие 5.
Цель: Актуализация ресурсов.
Упражнение 1. Техника получения ресурса ч/з благословение
Данная техника особенно полезна тем женщинам, которые в собственной генограмме не обнаружили ресурсных случаев.
Возможны два варианта работы:
Продолжение приложения 5
1.Дается задание вспомнить знакомых женщин, чья история материнства является успешной. Если с этими женщинами/одной из них сложились дружеские, доверительные отношения, дается задание – обратиться с просьбой о благословении на материнство. Благословляющие слова предваряются вручением благословляемой женщине специального подарка, который может символизировать счастливое материнство. Вручение подарка должно происходить в торжественной обстановке. Например, это может быть чаепитие или торжественные слова.
2. Если у женщины нет подходящих знакомых, к которым она может обратиться с соответствующей просьбой, ей предлагается вспомнить ресурсные истории материнства, о которых она узнала из кинофильмов, историй и т.д. После этого благословение с символическими подарками разыгрывается психодраматически. Подарки представляются визуально. После символического принятия подарков необходим этап телесной интеграции. На данном этапе предлагается, взяв подарок в руки, расслабиться и попросить свое бессознательное повести руки к той части тела, которую оно выберет в качестве важного для интеграции подарка. После того как руки прикоснутся к нужному участку, необходимо, не отрывая в течение некоторого времени рук, прислушаться к ощущениям в своем теле.
Упражнение 2. Медитация «Сад моей души»
Ведущий: примите удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь, почувствуйте как ваше тело тяжелеет и теплая волна растекается по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что представить, услышать, ощутить. Не старайтесь и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев, пенье птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего
Продолжение приложения 5
воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожке и вот впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему то, что вы испытываете… Откройте глаза и взгляните на мир так, как его видит этот цветок, узнайте, что он чувствует, что он думает, как ему в этом мире...
Раз, два, три. Сейчас вы опять – это вы, что вы сейчас испытываете к цветку, к миру? Скажите об этом. Скажите, что вы его любите. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь.
Этот сад – сад вашей души, и вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Упражнение 3. «Дерево цели»
Оснащение и реквизит: Контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).
Инструкция: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». Процедура повторяется после проведения занятия, при этом ведущий просит участников стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей.
Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер и может выступать предметом обсуждения в тренинге не один раз. Повторное проведение задания способствует тому, чтобы сделать притязания участников более приближенными к реальной жизни.
Продолжение приложения 5
Занятие 6.
Цель: Проработка проблем самооценки.
Упражнение 1. «Фотоальбом»
Перед работой с этим упражнением женщине необходимо просмотреть свои детские фото и принести их на сеанс.
Упражнение можно предварять небольшой релаксацией. Просим представить, что сейчас этот ребенок сидит на стуле. Предлагается поговорить с этим ребенком о том, как он рос, вырос и что из него вышло. Здесь хорош диалог. Такая беседа помогает оказать поддержку своему детскому «Я».