Использование серии комплексов с фитболом для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппаратас учащимися специальной медицинской группы «А»
После проведения беседы с учителем о составе учащихся, входящих в группу для занятий в специальной медицинской группе и первоначального осмотра, мы приступили к нашему исследованию.
На первомуроке мы дали учащимся представление о физических свойствах фитбола, обучали правильной посадке на мяче, так как при выполнении упражнений не всем учащимся удавалось удержать правильное положение на фитболе. На этом занятии все учащиеся старались, мы видели заинтересованность в изучении нового оборудования. Вобщении с обучающимися мы избегали повелительного тона, чаще выражали доброжелательность и уверенность в их возможностях.Учитель давал рекомендации, в каком порядке лучше поставить упражнения, чтобы обучающимся было легче. Следуя рекомендациям учителя, мы меняли упражнения местами. В ходе урока приходилось корректировать выполнение упражнений, обучающиеся реагировали адекватно.
На второмуроке мы продолжили закреплять чувство "правильной осанки", развивать координацию движения посредствам упражнений на фитболе.Были подготовлены комплексы упражнений.(прил. Какие комплексы???) За 15 минут до конца занятия мы приготовили карточки с упражнениями(Прил.5)Хочется отметить, что именно по разработанным нами карточкам дети смогли работать индивидуально, а мы помогали и исправляли ошибки. В конце занятия, мы попросили, чтобы каждый занимающийся рассказал свой эмоциональный настрой. Все дети уходили с занятия с приподнятым настроением. На этом уроке, мы можем выделить учащихся специальной медицинской группы "А" : Милану З., Катю Б. и Никиту К. Ребята показали хорошую подготовленность и это говорит о том, что они могут выполнять более сложные комплексы упражнений. Вере Т. было сложно, но мы помогали ей, а ребята из группы мотивировали её к выполнению упражнений.
На третьемуроке мы учили выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с фитболом, далее были выданы карточки для индивидуальной работы. (Опиши дозировку, какие карточки, чем руководствовались в выборе тех или иных карточек)В конце учебного занятия, мы подготовили упражнения на фитболе для расслабления мышц спины и шеи(Опиши подробнее, какие упражнения именно с ссылкой на них в приложении).Учащиеся были настроены позитивно, выраженной усталости не замечалось. На этом уроке мы может выделить всю группу учащихся специальной медицинской группы "А": Милану З., Катю Б., Никиту К., Веру Т., Даню Ш., Кристину А., Мишу С. и Тимофея Л. Обучающиеся очень ответственно подошли к выполнению индивидуальной работы по карточкам. На предыдущем уроке у Веры Т. не получалось выполнять некоторые элементы на фитболе, но в этот раз она пришла на занятие уверенной в своих силах.
На четвертомуроке наша цель была совершенствоватькачество выполнения упражнений. Учащихся специальной медицинской группы "А" были выданы карточки для индивидуальной работы. Почти все учащиеся в полной мере овладели навыком правильного положенияна мяче, из чего следовало правильное и качественное выполнения упражнений сидя на мяче, а, следовательно, в правильной мере воздействовало на организм учащихся.В конце урока, мы дали домашнее задание, следить за своей осанкой в период учебного дня. Дети, уходя с занятия, очень радовались своим успехов в освоении нестандартного оборудования. На этом занятии мы видели, что справлялись не все, но особо отличились такие учащиеся как: Тимофей Л. и Вера Т. Ребята показали уровень своей подготовленности. Не получилось у: Кристины А. и Миши С., ребята были через чур активными и не могли усидеть на месте.
На пятомуроке наша цель была та же,совершенствование качество выполнения упражнения по карточкам. В конце урока, были даны рекомендации под запись:
• Постель должна быть удобной, устойчивой, полужесткой, с невысокой подушкой.
• Приходя из школы, после обеда должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа, для нормализации тонуса мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник.
• Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут
• Ребенок ежедневно должен заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой
В конце урока, мы провели мини беседу о фитболе(прил. 6)На этом занятии отличились: Миша С. и Катя Б. Они с легкостью отвечали на наши вопросы.
На шестом занятии была проведена корригирующая гимнастика на фитболах.
По завершениииурока, был опрос учащихся специальной медицинской группы "А" о соблюдении рекомендации, которые мы давали на прошлом занятии. Многие дети ответили, что сделали это как памятку и стараются следовать рекомендациям.
Наседьмом занятии наша цель была индивидуальная работа по карточкам и упражнения с фитболом на расслабление мышц спины и шеи. В конце урока, мы задавали вопросы о правильной посадке на фитболе, о том, какие нужно соблюдать правила, чтобы избежать появления заболевания ОДА. Дети были очень активны, отвечали наперебой.
Все обучающиеся специальной медицинской группы «А»: Милана З., Катя Б., Никита К., Вера Т., Даня Ш., Кристина А., Миша С. и Тимофей Л.справлялись с новыми комплексами упражнений хорошо, их состояние было в порядке. Все дети с интересом выполняли новые комплексы упражнений.
На уроках мы занимались на специальных эластичных мячах - фитболах. Они помогали придать занятиям новизну. Использовались упражнения на различные группы мышц: плечевого пояса и рук, брюшного пресса, тазового дна, спины, свода стопы, для увеличения гибкости подвижностипозвоночника и суставов. Нельзя забывать, что эмоциональная сторона, особенно для детей, которым нравиться яркая окраска фитболов, оказывает большое влияние для более эффективного восприятия упражнений. А, следовательно, правильное выполнение упражнений дает наибольший эффект укрепления здоровья.
Результаты исследования
После проведения осмотра в апреле 2017 г, был проведен повторный осмотр по тем же показателям совместно со школьным врачом в мае 2017 г.
Результат осмотра показал, что угол отклонения большого пальца от стопы уменьшился, так же по словам Кристины А. "перестали так быстро утомляться ноги".
У остальных учащихся всё стабильно, но мы надеемся, что, разработанный нами комплекс упражнений с фитболами и индивидуальная картотека поможет учащимся специальной медицинской группы"А" и их преподавателю физической культуры в достижении перевода в основную группу здоровья.
По окончанию работы мы выяснили, что не малую роль играет индивидуальный подход к обучающимся. Мы поняли, что все зависит от нашего подхода к занятию, насколько сильно мы хотим заинтересовать детей и какие результаты хотим получить. В ходе нашей опытно-практической работы дети выучили новые комплексы упражнений с фитболами и научились индивидуальной работе по карточкам ,которые будут применять далее на уроках физической культуры для специальной медицинской группы «А».
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: работа с обучающимися специальной медицинской группы «А» с использованием предложенных нами новых комплексов упражнений с нестандартным оборудованием -фитболом, для заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, заболеваниядыхательной системы, заболевания почек, принесла положительные результаты по профилактике, привела к обучающимся изучение новых комплексов упражнений с фитболомиукрепления их здоровья.
Заключение
Анализ научно-методической литературы и результаты опытно-практической работы позволили нам сделать следующие выводы:
Тут ты должна представить выводы, которые показывают, что мы решили все поставленные задачи в выводе( )
Библиографический список
1. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в школьных учреждениях[Текст]: Методическое пособие / Богина Т.Л. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 122 с.
2.Бурбо Л. Фитбол за 10 минут в день[Текст]: // Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 160 с.
3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура[Текст]: Учебн. пособие. – М.: «Советский спорт», 2004. – 9 с.
4. Егоров, Г. Е. Нарушение осанки и сколиоз[Текст]: / Г. Е. Егоров. - Новокузнецк.: Медицина, 2009. - 103 с.
5. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура[Текст]: - М.: Г-Медиа 2010. – 61 с.
6. Каинов, А. Н., Калинин, В. Е., Калинина, Л. В. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе методические рекомендации[Текст]: // ВГАФК – 30 с.
7.Конердинг М.А., Седельмейер А., Упражнения с гимнастическим мячом[Текст]: / Пер. с шведск. СПб.: ПасТер,2001.- 26 с.
8. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушения ми опорно-двигательного аппарата[Текст]: /И.Ю. Левченко, О.Г.
9. Лечебная физическая культура. Справочник [Текст]: // Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. 592 с.
10. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики[Текст]: Методическое пособие/Перм. гос. пед. ун-т; Состав. Н.Р. Горбунов. – Пермь, 2001, 36 с.
11. Ловягина. Занятия с использованием фитбола[Текст]: Учебн.пособие, 2014.-23с.
11. Матвеев С.В., Херодинов Б.И. Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль[Текст]: .-Спб.: Сотис, 1999
13. Милюкова, И.В. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей[Текст]: / И.В. Милюкова, Т.А. Едемская. - СПб.: ЭКСМО,2003. - 127 с.
14. Петров, В.А. Здоровый позвоночник — крепкий организм [Текст]: / В.А. Петров// Вестник отрадного.- 2012.-№21.-С.1-15
15. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. [Текст]: М. переиздание 2011.
16. Попов. Лечебная физическая культура. [Текст]: Москва, 2004
17. Справочник по детской лечебной физкультуре[Текст]: / Под ред. М.И. Фонарева – Л., 1983, библиогр. – 346 с.
18.Хамзин Х.Х. Правильная осанка: Научно-популярная медицинская литература.-М. [Текст]: Медицина, 1972.
19.Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта[Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
20. Юмашев. Оперативная травматология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. [Текст]: М.: Медицина 2008г
21. Здоровье дошкольников[электронный ресурс].-режим доступа http://www.medicall.ru/articles/aerobika.ru
22. Понятие опорно-двигательный аппарат [электронный ресурс] http://www.aif.ru/health/leksprav/1197781
24.Фитбол .https://refdb.ru/look/1586983-p2.html
25. Фитбол и его направления https://refdb.ru/look/145453983-p2.html
Приложение
Приложение 1
Вопросы к беседе с врачом"Специальная медицинская группа А"
Вопросы к беседе с врачом
1)Какие упражнения разрешены учащимся спец.мед.группы "А"?
2)Сколько раз в неделю можно проводить занятия?
3)Сколько человек занимается в спец.мед.группе "А"?
4) Сколько человек с заболеванием ОДА?
5)Занимались ли учащиеся спец.мед.группы "А" профилактикой заболеваний ОДА в том году?
6)Сколько человек было в группе?
7)Прибавилось ли в этом году учащихся в спец.мед группу "А" с заболеванием ОДА?
8) В конце года вы проводите диагностику у учащихся спец.мед.группы "А"?
9)Есть ли какие-нибудь улучшения у учащихся?
10)Были ли случаи перехода из спец.мед.группы"а" в основную группу?
Ответы:
1)гимнастические упражнения(можно выполнять с предметами и без), на различных гимнастических снарядах(гимнастической стенке, наклонной плоскости), в воде, упражнения на расслабление, упражнение на растягивание, дыхательные упражнения, упражнения на равновесия
2) 2-3 раза в неделю можно проводить занятия физической культурой с учащимися специальной медицинской группы "А".
3) 8 человек занимается в специальной медицинской группе "А"
4) 4 человека с заболеванием ОДА
5) Каждый год учащиеся специальной медицинской группы "А" занимаются профилактикой заболевания ОДА
6) 8 человек
7) Нет, количество человек по-прежнему 8
8) Я провожу диагностику учащихся специальной медицинской группы "А" в начале года и в конце года
9) В конце каждого учебного года, когда я сверяю результаты с предыдущим учебным годом, у каждого учащегося специальной медицинской группы "А" видны улучшения
10) Да, было, 2 года назад мальчик с плоскостопием перешел в основную группу
Приложение 2
Наружный осмотр учащихся специальной медицинской группы "А"
Асимметричны | Симметричны |
Катя Б. | Милана З. |
Никита К. | Вера Т. |
Кристина А. | Даня Ш. |
Тимофей Л. | Миша С. |
а) пропорциональность треугольников талии(симметричны или ассиметричны)
б)симметричность лопаток и положение плечевого пояса
Разный уровень | Один уровень |
Катя Б. | Милана З. |
Никита К. | Вера Т. |
Кристина А. | Даня Ш. |
Тимофей Л. | Миша С. |
в) Отклонение большого пальца наружу от стопы
Отклонение | Без отклонения | |
Катя Б. | Милана З. | |
Кристина А. | Никита К. | |
Вера Т. | ||
Даня Ш. | ||
Миша С. | ||
Тимофей Л. | ||
г)МетодФринлянда (подометрический). Метод заключается в определении подометрического индекса – измеряют длину и высоту стопы . Далее умножают высоту на 100 и делят на длину. В норме должны получиться цифра в пределах от 29 до 31. Результат 27-29 говорит о вероятном плоскостопии. Если индекс меньше 25, это свидетельствует о выраженном плоскостопии
Милана З. | |
Катя Б. | |
Никита К. | |
Вера Т. | |
Даня Ш. | |
Кристина А. | |
Миша С. | |
Тимофей Л. |
Приложение 3
Фитбол
Рис. 1 Фитбол
Приложение 4.
Список учащихся специальной медицинской группы "А".
1) Аккутина Кристина
2)Белова Екатерина
3)Зиминкова Милана
4)Ключников Никита
5)Лещегов Тимофей
6)Савельев Михаил
7)Тарова Вера
8)Шапкин Даниил
Приложение 5
Рабочая программа, разработанная преподавателем физической культуры в СОШ №44 БизинойМ.М.(2016-2017 уч/г)
Пояснительная записка.
В связи с уменьшением количества детей отнесённых к медицинской группе «А», в 2016-2017 учебном году в школе открыта одна специальная медицинская группа «А». В данной группе обучаются дети с 1-11 классы, поэтому рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 год; федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный годутвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Для 1-4 классовФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с учётом примерной программы по физической культуре.
Для 5-7классовФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с учётом примерной программы по физической культуре.
Для 8-11 классов Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; авторской программы по физической культуре, автор А.П.Матвеев
( М.: Дрофа, 2009г.)
Цельюфизического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности по средствам формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Задачи физического воспитания учащихся в СМГ направлены на:
- повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
- обучение комплексам физических упражненийс оздоровительной направленностью;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значений в жизни человека, укреплении здоровья.
- укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
- обучение физическими упражнениями из современных здоровье формирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
- повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры);
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими;
- воспитание волевых, нравственных и эстетических качеств личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 270ч, из них в 1 классе 66ч (2ч в неделю, 33 учебные недели), по 68ч во 2 - 4 классах (2ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). По приказу Минобрнауки от 30 августа 2010г №889 на изучение физической культуры в начальной школе выделяется еще 1ч в неделю.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и письмом Департамента образования Ярославской области от 24.05.2011 г. № 1589/01-10 количество часов в неделю, отведенное на изучение предмета «Физическая культура» в 1-11 классах следующее:
Ступень образования | Начальное общее образование | Основное общее образование | Среднее (полное) общее образование (базовый уровень) | ||||||||
Классы | |||||||||||
Часы в неделю | 2+1 / 3 | 2+1 / 3 | 2+1 / 3 | ||||||||
Среднее (полное) общее образование (профильный уровень) | |||||||||||
Таким образом, на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 405ч, из них в 1 классе 99ч (3ч в неделю, 33 учебные недели), по 102ч во 2 - 4 классах (3ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 5-11 классах выделяется 525 ч, по 105 ч с V по IX класс (3ч в неделю, 35 учебных недель).
В 1-11 х классах в соответствии с реализуемыми разделами программы 3-й час проводить в форме подвижных игр, так как именно в этом возрасте потребность в любых видах и формах движений у детей проявляется наиболее активно.
Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются в специально созданных группах и по особому расписанию.
Содержание программного материала состоит из трёх частей: основы знаний; физической культуре, способы деятельности; физическое совершенствование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В 1-4 классах