Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата
По требованиям ФГОС в процессе учебной работыдолжно осуществляться создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий[21].
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья школьника является состояние его опорно-двигательного аппарата (ОДА). Исследованию различных аспектов состояния опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста посвящено большое количество научных работ. В сфере последних исследований, ученые Т.Л.Богина, Б.Б.Егоров приходят к выводу, что прослеживается рост заболевания опорно-двигательного аппарата у школьников. Главными причинами этих заболеваний, по мнению учёных, являются: недостаточная двигательная активность; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы [1].
Начало изучения заболеваний опорно-двигательного аппарата было положено французским врачом Н. Андре (1658 — 1742), который издал двухтомный труд, посвященный предупреждению и лечению деформаций тела у детей.
Опорно-двигательный аппарат – это совокупность костей скелета, суставов, сухожилий, скелетных мышц, то есть тех структур, которые создают каркас нашего тела, дают ему опору и обеспечивают его способность передвигаться в пространстве[22].
Для того чтобы избежать или максимально скорректировать нарушение опорно-двигательного аппарата необходимо понимать причины их возникновения.
Например, такая распространенная патология как кривошея – это заболевание шейного костно-мышечного аппарата, проявляющееся неправильным положением головы у ребенка и ограничением ее подвижности. Наиболее часто у детей встречается врожденная мышечная кривошея, вызванная укорочением и слабостью грудино-ключично-сосцевидной мышцы в процессе внутриутробного развития малыша[11].
Кривошея является одной из причин развития у ребенка сколиоза – аномальное боковое искривление позвоночника, так как, стараясь придать голове вертикальное положение, малыш начинает приподнимать плечи и сутулиться.
Конечно же, сколиоз развивается и по ряду других причин: слабое телосложение ребенка, отсутствие регулярной физической активности, длительное времяпровождение за компьютером, неправильное положение тела, в то время как ребенок сидит.
Основополагающим же фактором в возникновении деформации позвоночного столба является развивающаяся слабость мышц, окружающих позвоночник, из-за чего они не могут выполнять свою опорную функцию.
Мышечная слабость также повинна в развитии плоскостопия у ребенка как врожденного, так и приобретенного характера. Врожденное плоскостопие возникает как результат слабости соединительной ткани стопы, из-за чего мышцы и связки стопы не в состоянии сформировать правильный изгиб. Также плоскостопие может развиться, если мышцы стопы недостаточно стимулируются внешней средой, например, когда обувь ребенка на излишне толстой подошве [9].
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата:
- заболевания нервной системы;
- врожденная патология двигательного аппарата;
- приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5—7% детей.Основную массу среди них (89%) составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). У таких детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями[17].
К заболеваниям нервной системы относятся:
× детский церебральный паралич (ДЦП);
× полиомиелит (воспаление серого вещества спинного мозга;
× острый полиомиелит — инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, характеризующееся параличами).
Врожденная патология двигательного аппарата:
× врожденный вывих бедра;
× кривошея;
× косолапость и другие деформации стоп;
× аномалии развития позвоночника (сколиоз);
× недоразвитие и дефекты конечностей;
× аномалии развития пальцев кисти;
× артрогрипоз (врожденное уродство).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов);
- заболевания скелета — туберкулез, опухоли костей, остеомиелит (воспаление костного мозга с поражением всех элементов кости);
- системные заболевания:
- хондродистрофия — врожденное заболевание костно-хрящевой системы, характеризующееся неправильным, непропорциональным ростом частей тела и нарушением окостенения, вследствие чего у больного наблюдается карликовый рост, укороченные конечности при нормальной длине позвоночника [16].
- рахит — заболевание, вызванное витаминной недостаточностью и характеризующееся нарушением обмена веществ и поражением функций ряда органов и систем; наблюдается главным образом у детей грудного возраста.
Деформация опорно-двигательного аппарата ведёт к нарушению осанки. Осанка-это привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей [18].
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов. А именно, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, а ребенок с нарушением осанки становится вялым, апатичным и часто избегает подвижных игр. Неправильная осанка способствует появлению остеохондроза, изменению в худшую сторону положения внутренних органов грудной и брюшной полости, что ведет к снижению их функциональности в целом. Большинство нарушений осанки ведет к неправильному развитию мускулатуры и ослаблению нижних конечностей. В результате возрастает травмоопасность, в частности, увеличивается шанс получить переломы конечностей при выполнении физических упражнений. Именно по этой причине при нарушениях осанки не рекомендуются выполнять какие-либо прыжки, заниматься акробатикой и длительное время оставаться в одном и том же положении [6].
Таким образом исследованиемвопроса о состоянии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались многие учёные. Такие заболевания занимают особое место в детской патологии. Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата такие как: заболевания нервной системы; врожденная патология двигательного аппарата; приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата ведут к дефекту осанки и могут отрицательно влиять на состояние внутренних органов и нервной системы. Мы считаем, что грамотный подход к организации занятий лечебной физкультурой и применение разнообразных средств может способствовать профилактике заболеваний ОДА.