Особенности организации занятий физическойкультурой с учащимися специальной медицинской группы «А» по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата»
Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности.В Древнем Китае физкультура для лечения впервые упоминается в книге «Кунг-Фу», название которой можно перевести как «трудный путь к совершенству». Эта книга была составлена более 2500 лет до н. э. Она впервые была переведена с китайского языка в 1776 году.
КлементТиссо (1747—1826) военный хирург в армии Наполеона разработал новую для того времени реабилитационную концепцию, которая включала физкультуру в постели, раннюю активизацию тяжелых больных, дозирование упражнений, применение трудотерапии для восстановления утраченных функций. Это позволило существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и доказать практическую значимость разработанной Тиссо медицинской физкультуре. Собственно Тиссо и является автором самого термина — медицинская физкультура. Его афоризм стал девизом профилактической физкультуры:"Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение"[23].
Большой вклад в профилактическую физкультуру внесли советские учёные Н. А. Семашко, В. В. Гориневский, В. Н. Мошков (1903-1997),
В. В. Гориневская, Древинг,А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.
По положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все учащиеся распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.
Учитывая осмотр специалистов, группы здоровья определяет педиатр. При исследовании состояния здоровья учащихсясамыми главными являются следующие критерии:
I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития [8].
На основании сведений о состоянии здоровья и физическом развитии учащихся они распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.
К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
К подготовительной медицинской группе (далее ПМГ) относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
К специальной медицинской группе (далее СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенной учебной программой. С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы -«А» и «Б».
К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями. К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Деление на подгруппы определяет режим занятий. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляются на занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения (там, где это возможно) или им назначаются соответствующее лечение и наблюдение. Допустимой физической нагрузкой для них являются занятия по специальной учебной программе. Перевод из одной медицинской группы в другую производится совместно врачом и учителем, с учетом результатов дополнительного медицинского обследования и результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение; повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- освоение основных двигательных навыков и качеств;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
- разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе и т.п.
Для проведения занятий привлекаются учителя физической культуры, имеющие физкультурное образование и прошедшие специальные курсы. Такие курсы организуются на базе института повышения квалификации работников образования[5].
СМГ группы комплектуются на следующий учебный год в мае-июне. На основании заключения врача и учителя физической культуры директор издает приказ по школе. В приказе указывается списочный состав групп, диагноз или шифр заболевания каждого ученика, время проведения занятий, учитель, проводящий занятия.
Группы для занятий по физической культуре комплектуются в количестве не менее 10 человек. В практике работы не существует единых для всех школ рекомендаций по комплектованию учебных групп. Каждая школа решает этот вопрос самостоятельно, исходя из количества учащихся и их анатомо-функциональной характеристики. Существует несколько вариантов комплектования учебных групп.
1 вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся разных параллелей классов, но с однородным характером заболевания. При этом разница в возрасте не должна превышать три года.
П вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся одной параллели классов, но с различным диагнозом.
Ш вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся, различные как по возрасту, так и характеру заболевания.
Школьный врач знакомит учителя физкультуры со списками учащихся, с состоянием их здоровья. Далее они совместно разрабатывают план и тактику проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, на год, на летние каникулы, индивидуально на каждого учащегося, намечают сроки проведения врачебно-педагогических наблюдений. Все это вносят в индивидуальную карту, в которой в дальнейшем будут отражены общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, поурочный учет ЧСС, содержание задач урока, индивидуальные задания)[18].
Школьники СМГ «А», с которыми проводятся занятия по физической культуре, проходят дополнительное медицинское обследование в течение учебного года.
Следует отметить, что организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ «А», намного сложнее, чем со здоровыми учащимися. Они предъявляют к директорам школ, учителям и медицинским работникам значительно большие требования. На уроках физкультуры в СМГ «А» занимаются школьники разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Некоторые учителя физкультуры и медицинские работники детских поликлиник и школ недостаточно знакомы с основами физического воспитания и врачебного контроля, не умеют определять адаптацию ребенка к физическим нагрузкам, в результате чего необоснованно большое число учащихся оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры[6].
Информация о состоянии здоровья школьников и распределении их на медицинские группы поступает нередко директорам школ и учителям с большой задержкой, в связи с чем занятия в СМГ «А» или начинаются с большим опозданием, или вообще не проводятся.
Физическое воспитание организуется для всех школьников СМГ «А» на протяжении всего учебного года и осуществляется в следующих формах:
- учебные занятия (в объеме 102 часа в год);
- дополнительные занятия;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя физической культуры или в режиме дня под руководством родителей;
- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в каникулы (физкультурные праздники, игры и развлечения, прогулки, катание на лыжах, коньках, плавание, ближний туризм и т.д.).
Основной формой физического воспитания учащихся СМГ «А» являются уроки, проводимые отдельно от других школьников 3 раза в неделю продолжительностью 40-45 мин [6].В содержание урока обязательно должны быть включены: гимнастические упражнения(можно выполнять с предметами и без), на различных гимнастических снарядах(гимнастической стенке, наклонной плоскости), в воде, упражнения на расслабление, упражнение на растягивание, дыхательные упражнения, упражнения на равновесия и т.д. Игры с учащимися специальной медицинской группы "А" оказывают тонизирующее влияние на организм, вызывают чувства радости, удовольствия. [9].Посещение их учениками СМГ обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя, ведущего уроки физкультуры и классного руководителя. Контролируют работу СМГ заместитель директора и врач.
Уроки обязательно должны дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий[14].
В ряде школ занятия физкультурой с учащимися СМГ проводятся совместно с основной и подготовительной группами - это проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированы, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. Учитывая эти обстоятельства, занятия с ними следует проводить только отдельно от здоровых школьников. Это позволит избежать многих методических и педагогических ошибок[20].
Таким образом, исходя из вышесказанного мы видим, что существует всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья. К специальной группе «А» относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Научебных занятиях учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. Мы считаем, что наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект.В этой связи необходимо предусмотреть возможность создания большего числа альтернативных программ, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалификационный и спортивный потенциалы.