Социальная стигматизация наркозависимых
Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — ярлык, клеймо) — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов. Согласно Э. Гоффману, стигматизация в социальном смысле означает тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом - ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной социальной жизни из-за лишения права на общественное признание. Стигма является не индивидуальным конструктом, но разделенным социальным знанием, по своей сути она оказывается способом совладения со страхом, связанным с возможностью заражения в результате контакта с больным. Последствия стигмы можно представить в виде континуума различного рода действий: от более нейтральных, как например молчание, до более негативных – в виде остракизма и актов насилия.[7] Стигма затрагивает социальную идентичность индивидов, «портит», обесценивает ее в глазах других. Человека, имеющего стигму, необходимо избегать, ибо он может принадлежать к асоциальной группе, его социальная идентичность ставит под сомнение его социальную природу. Т.е. стигма определяет то, как к этому человеку относятся другие. Как отмечал Гофман, болезни, связанные в высокой степени со стигмой, обладают рядом общих атрибутов: 1) индивиду приписывается ответственность за болезнь; 2) сама болезнь – неизлечима, она прогрессирует со временем; 3) люди не имеют четкого понимания этой болезни (причины, способы передачи инфекции и пр.); 4) симптомы болезни невозможно скрыть от остальных.
Стигматизация больных наркоманией потенциально указывает на способы взаимодействия с ними или на действия в отношении этой категории людей. Таким образом, стигма иллюзорно защищает индивида от неприятностей связанных с образом наркомана (например, опасности заражения венерическими заболеваниями).
Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы. Хотя в цивилизованных странах явная стигматизация и связанная с ней дискриминация либо запрещены законом либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами. Так, например, люди, приехавшие в Москву из провинции, получили ярлыки «провинциалы», или «мешочники» (термин, популярный в советские времена), а не приехавшие - "заМКАДыши". Считается, что они менее культурны, чем коренные москвичи, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации. Крайняя форма проявления стигмы это изоляция.
В процессе стигматизации наркоманы наделяются стереотипными чертами, что создаёт в отношении их атмосферу страха и не объективизированной угрозы.[1] В некоторых своих проявлениях дискриминация наркоманов сопряжена с нарушением прав человека.[2]
«Наркотик» — широко распространившееся изначально сленговое слово, означающее вещество из списка наркотических средств — по сути, юридический, а не медицинский термин, так как запрещённые психоактивные вещества принципиально не отличаются от остальных.
«Наркоман – опустившееся, безвольное, порочное существо, уничтожающее все живое, угроза обществу и нашим детям»[3] из учебника для курсантов академии МВД РФ по профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Слово «наркоман» больше характеризует отношение говорящего, чем того, кого им описывают (один аспект выдвигается как занимающий центральное место среди всех характеристик человека), так как в глазах обывателей и некоторых врачей наркоманом становится не только больной наркоманией, но любой, кто употребил наркотик[3]: «любой человек, задержанный с наркотиками милицией, является наркоманом» д.м.н. профессор Эдуард Арменакович Бабаян
Наконец, «употребление наркотика» почти всегда трактуется как злоупотребление уже из-за самого факта того, что наркотик запрещён, в то время как: «Тот факт, что употребление определенного вещества вызывает неодобрение со стороны другого лица или общества в целом или может привести к социально негативным последствиям, таким как арест или расторжение брака, еще не является доказательством употребления с вредными последствиями» МКБ-10, раздел F1.
Наркотики (особенно опиоиды и стимуляторы) воздействуют напрямую на мозг, зачастую изменяют мотивационные механизмы таким образом, что человек выпадает из своей роли в социуме и может деградировать. Опыт нелегальной деятельности, связанный с приобретением наркотиков на чёрном рынке, а также синдром отмены вместе с высокой стоимостью наркотиков могут приводить к криминализации способов добывания денег наркозависимым. Важную роль в процессе дискриминации играет отсутствие информации о наркомании и наркоманах, вызываемое законодательными барьерами для научных исследований, вытеснение подобной информации пропагандой разного рода, мало имеющей отношения к объективной ситуации.
Среди потребителей инъекционных наркотиков выше, чем среди остальных наркоманов, заболеваемость ВИЧ-инфекцией, однако карательные и дискриминирующие меры по отношению к наркоманам не способны устранить ни распространение наркомании, ни ВИЧ.[3] Наркоманы от дискриминации ещё больше изолируются (что приводит к большей утере контроля над ними), а здоровые люди испытывают негативное психическое воздействие от созданного стереотипного образа наркомана.
Стигма наркоманов влияет также на наркологов и врачей, использующих для лечения ограниченные в обороте лекарства.