Острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения

острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) встречаются очень часто у детей грудного и раннего детского возраста, максимум заболеваемости приходится на зимне-весенний период, поэтому общепринято придавать особую роль в их возникновении простуде. Конечно, переохлаждение ослабляет организм, снижает его защитные силы, но основной причиной ОРВИ являются различные вирусы, вирусы, поражающие верхние дыхательные пути вызывают не только насморк, но и воспаление всей носовой полости, гортани. Во многих случаях заболевание осложняется отитами, бронхитами, бронхопневмониями, страдает весь организм ребёнка. Особенности физиологии органов дыхания у маленьких детей определяют специфику течения болезни, выбор методов лечения, верхние дыхательные пути, бронхолёгочная система существенно отличаются от таковых у детей старшего возраста и взрослых. Носовые ходы узки и склонны к отёку, гортань и трахея недостаточно развиты, имеют рыхлую слизистую оболочку, формирование бронхиального дерева завершается только к десятилетнему возрасту, лёгкие имеют упрощённое строение. Таким образом, дыхательная система, находясь в состоянии усиленного роста, выполняет значительную нагрузку, связанную с напряжённым обменом веществ и повышенной потребностью ребёнка в кислороде. Дыхательные движения осуществляются главным образом за счёт сокращения диафрагмальной мышцы, то есть преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания. В этом возрасте весьма велика упругость лёгочной ткани и соответственно мала растяжимость, в связи с чем ребёнок затрачивает на вентиляцию гораздо больше энергии, чем взрослый. Грудная клетка находится как бы в состоянии (вдох)а, рёбра расположены почти горизонтально, перпендикулярно отходят от позвоночника. В связи с этими особенностями дыхание у ребёнка раннего возраста поверхностное и частое, эффективность его сравнительно низка, однако при активной двигательной деятельности, при плаче и крике объём лёгочной вентиляции увеличивается в 2-3 раза, причём коэффициент использования кислорода повышается при мышечной работе и снижается при утомлении и беспокойстве ребёнка. Таким образом, в связи с особенностями строения и функционирования органов дыхания у детей раннего возраста, отсутствием специфического лечения ОРВИ и частым развитием осложнений, метод лечебной физкультуры и массаж имеют первостепенное значение. Лечение положением, специальные упражнения и массаж помогают восстановить нормальный ритм, глубину и частоту дыхания, снять или уменьшить спазм бронхов, облегчить откашливание. Особенно важно это для часто болеющих детей и аллергиков, у которых ОРВИ сопровождаются астматическими состояниями. Лечение положением, некоторые упражнения и лёгкий поглаживающий массаж можно начинать с первых дней болезни, противопоказанием служит высокая температура, нарастание признаков дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, общее плохое состояние ребёнка. Прежде всего необходимо создать комфортное положение малыша в постели, для этого в изголовье под матрас кладут подушку, при этом верхняя половина тела ребёнка (голова, туловище) будет приподнята примерно на 20 градусов. Дыхание облегчается за счёт некоторого опускания диафрагмы, нельзя укладывать ребёнка на перине, в подушках, такое положение затруднит и ослабит его дыхание, очень важно регулярно проветривать комнату, обеспечивая приток свежего воздуха. Для профилактики застойных явлений в лёгких надо часто менять положение ребёнка в кровати, поворачивать его с боку на бок, на спину, полезно брать малыша на руки, держать у своей груди вертикально. При осложнении ОРВИ бронхитом с затруднённым отхождением мокроты необходимо несколько раз в день укладывать ребёнка в дренажном положении, возьмите плотную подушку или валик и положите малыша на спину таким образом, чтобы его голова и грудь были опущены по сравнению с нижней половиной туловища и ногами, в этом положении удобно делать массаж грудной клетки. Массаж- лёгкие поглаживания грудной клетки и стоп ребёнка можно начинать уже в первые дни болезни прямо под одеялом, после снижения температуры и улучшения общего состояния малыша проводится более активный массаж, лучше в дренажном положении. Ребёнка во время процедуры не обнажают полностью, при массаже грудной клетки нижнюю часть тела прикрывают пелёнкой или лёгким одеяльцем. Вначале массируют спину, применяя поглаживание, тщательное растирание (подушечками пальцев, пиление, гребешками согнутых пальцев) до появления лёгкого покраснения кожи, особенное внимание уделяется грудной клетке, где поглаживание проводится по межрёберным промежуткам в направлении от позвоночника в сторону по ходу рёбер, затем подушечками широко расставленных пальцев (граблеобразное растирание) растирают промежутки между рёбрами. Разминание на спине возможно в виде надавливания в сочетании со сдвиганием, обязательно применяют вибрационные приёмы, особенно они эффектны в дренажном положении, можно легко поколачивать по грудной клетке тыльной стороной расслабленных пальцев, похлопывать полураскрытой кистью (при правильном выполнении приёмов получается слегка гулкий звук за счёт воздушной прослойки между ладонью и кожей). В любом случае ударные приёмы должны быть ритмичными, быстрыми и не вызывать у малыша неприятных ощущений, все приёмы надо обязательно чередовать с поглаживанием. Пояснично-ягодичная область, ноги и живот массируют в соответствии с возрастным комплексом (у детей до полугода массируют и руки), особое внимание уделяя массажу живота, так как при длительном затруднительном кашле нередко наблюдается расхождение прямых мышц живота, растягивается пупочное кольцо и возможно появление или увеличение пупочной грыжи. В этом случае надо зафиксировать грыжу и проводить массаж, используя стимулирующие приёмы пощипывания, точечного массажа. Передняя поверхность грудной клетки массируется так же тщательно, как и задняя, поглаживание делается в направлении от середины грудины вверх и немного в стороны к надключичным ямкам, затем от середины грудины слегка вниз и в стороны к подмышкам. Растирание- по межреберьям (граблеобразное), область грудины не затрагивается, очень мягко растирают верхнюю часть груди, подушечками противопоставленных двух пальцев- ключицы. Из ударных приёмов применяют самый лёгкий- поколачивание кончиками пальцев (движения напоминают таковые при печатании на пишущей машинке), очень эффективна вибрация ладонью по ходу нижних рёбер, все приёмы обязательно чередуются с поглаживанием. В зависимости от самочувствия ребёнка массаж можно делать до десяти раз в день, чем слабее ребёнок, тем занятие должно быть короче (две-шесть минут), а количество подходов к ребёнку больше. Лечебная гимнастика- дыхательные упражнения в виде ритмичных надавливаний на грудную клетку ребёнка можно делать в различных положениях, даже не вынимая малыша из кроватки.
1. Ребёнок лежит на спине, положите ладони на переднебоковые поверхности грудной клетки, проследите за дыханием малыша и в конце (выдох)а слегка надавите на рёбра, повторите это движение несколько раз.
2. Ребёнок лежит на животе, наблюдая за его дыханием, в конце (выдох)а ритмично надавливайте обеими ладонями на заднебоковые отделы грудной клетки.
3. Ребёнок лежит на боку в удобной позе, ритмично надавливайте на боковую и заднюю поверхности грудной клетки в конце выдоха, повторите упражнение на другом боку.
4. Возьмите малыша на руки, лицом к себе, ритмично надавливайте ему на спину в конце выдоха, продвигая свою ладонь от шеи до поясницы. По окончании острого периода болезни необходимо включать в занятие более сложные упражнения:
5. Ребёнок лежит на спине, разведите его ручки широко в стороны (вдох), скрестите их на груди (выдох), при скрещивании следите, чтобы сверху была то одна, то другая рука.
6. Исходное положение то же, Разведите руки ребёнка в стороны и поднимите вверх (вдох), затем опустите и прижмите согнутые руки к груди (выдох).
7. Ребёнок лежит на боку, поднимите его согнутую ручку вверх (вдох), затем опустите её, тесно прижимая к поверхности грудной клетки (выдох).
8. Ребёнок лежит на спине, руки вдоль туловища, поднимите его руки вверх через стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), опустите таким же образом (выдох).
9. Ребёнок лежит на спине, согните одновременно обе его ноги, прижимая колени к животу (выдох), разогните их (вдох).
10. Повороты со спины на бок, со спины на живот и обратно. Дыхательные упражнения обязательно сочетаются с массажем, по мере улучшения общего состояния ребёнка продолжительность занятий может быть увеличена до десяти-двадцати пяти минут, проводить их достаточно 2-3 раза в день. Вводятся упражнения в соответствии с возрастом и уровнем психомоторного развития, нагрузка увеличивается (за счёт более энергичного массажа, увеличения количества упражнений, числа их повторений) очень постепенно. Необходимо учитывать состояние малыша, течение и особенности заболевания, степень отставания ребёнка от своих сверстников, обязательно советуйтесь с лечащим врачом. Примерные комплексы массажа и лечебной гимнастики- в остром периоде заболевания (при снижении температуры тела до нормальных или субфебрильных цифр)- в этот период противопоказанно положение ребёнка лёжа на животе, а следовательно и упражнения, связанные с выкладыванием на живот, при выкладывании на живот затрудняется движение диафрагмы (за счёт которой у грудных детей осуществляется большая часть вентиляции лёгких) и блокируется подвижность грудной клетки. Такое положение более или менее препятствует свободному дыханию и может быть использовано при выздоровлении для тренировки функции дыхания. Комплекс для детей от одного до четырёх месяцев:
1. Поглаживание рук.
2. Поглаживание ног.
3. Поглаживание стоп.
4. Рефлекторные упражнения для стоп.
5. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.
6. Поглаживание передней поверхности грудной клетки.
7. Лёгкие ритмичные надавливания на переднебоковые отделы груди.
8. Поглаживание живота. Комплекс для детей от четырёх до девяти месяцев:
1. Поглаживание рук.
2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
3. Поглаживание ног.
4. Поглаживание стоп, лёгкое растирание.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Сгибание ног одновременно.
7. Поворот на правый бок и обратно на спину.
8. Массаж живота (поглаживание, растирание, точечный массаж, пощипывание вокруг пупка или пальцевой душ).
9. Поворот на левый бок.
10. Поглаживание передней поверхности грудной клетки, вибрационный массаж (поколачивание кончиками или тыльной стороной пальцев).
11. Лёгкие ритмичные надавливания на переднебоковые отделы грудной клетки в конце выдоха. Комплекс для детей от девяти месяцев до года двух месяцев:
1. Поглаживание передней поверхности грудной клетки, вибрационный массаж.
2. Ритмичные надавливания на переднебоковые отделы груди в конце выдоха.
3. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
4. Поглаживание ног.
5. Сгибание и разгибание ног вместе.
6. Повороты на бок.
7. Массаж живота (поглаживание, растирание, стимулирующие приёмы).
8. Массаж спины в положении сидя на руках у взрослого (поглаживание, растирание, лёгкие похлопывания).
9. Поглаживание грудной клетки спереди.
10. Круговые движения руками. Примерные комплексы лечебной гимнастики и массажа в период выздоровления и остаточных явлений- комплекс для детей от трёх до шести месяцев:
1. Массаж рук (все приёмы).
2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
3. Массаж ног (все приёмы).
4. Сгибание и разгибание ног вместе.
5. Массаж грудной клетки (все приёмы), вибрационный массаж.
6. Массаж живота (все приёмы).
7. Повороты со спины на живот.
8. Массаж спины, особенно тщательно- грудной клетки.
9. Ползание.
10. Поглаживание грудной клетки спереди.
11. Круговые движения руками. Комплекс для детей от шести до десяти месяцев:
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
2. Массаж ног (все приёмы).
3. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
4. Массаж грудной клетки (все приёмы), вибрационный массаж.
5. Массаж живота (все приёмы).
6. Повороты со спины на живот.
7. Массаж спины, особенно тщательно- грудной клетки.
8. Вставание на четвереньки.
9. Упражнение пловец или парение на животе с упором.
10. Лёжа на спине или сидя упражнения для рук бокс или поднимание вверх.
11. Присаживание.
12. Поглаживание грудной клетки. Комплекс для детей от десяти месяцев до года шести месяцев:
1. Упражнения для рук в положении сидя: скрещивание на груди, бокс или круговые движения руками.
2. Массаж грудной клетки (все приёмы), вибрационный массаж.
3. Массаж живота (все приёмы).
4. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельное.
5. Повороты туловища в положении сидя.
6. Поднимание рук вверх за игрушкой.
7. Вставание, держась за кольца.
8. Наклоны и выпрямления с подниманием рук за игрушкой.
9. Массаж спины, особенно тщательно- область грудной клетки.
10. Упражнение тачка.
11. Поглаживание грудной клетки.
12. Перекатывание брёвнышком. Для более старших детей в комплекс включите несколько упражнений, направленных на тренировку длинного выдоха, после выздоровления необходимо начинать закаливать ребёнка.





Наши рекомендации