Значение массажа и гимнастики для недоношенных детей

первый год жизни- самый ответственный этап развития ребёнка, особенно рождённого преждевременно, от того, как он сумеет приспособиться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как справится с нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гармония последующего его развития. Необходимо помнить, что на первом году жизни организм ребёнка пластичен, обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению повреждённых или задержанных в своём развитии функций органов и систем. Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни основывается на физиологических особенностях организма этих детей: недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, незрелость его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции). В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей в возрасте двух-трёх месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут наблюдаться нарушения сна (ребёнок плохо засыпает, часто просыпается), повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям, у них чаще развиваются осложнения. Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разработана с учётом их физиологических особенностей, а также данных современной науки о нормализации важнейших функций организма вследствие оздоровления психики и нервномышечного аппарата. Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление, закаливание и своевременное правильное развитие организма ребёнка, весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, повороты, сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение, слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат). Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует начинать рано- с двух-трёхнедельного возраста, подход к выбору характера упражнений, приёмов массажа должен быть индивидуальным, бережным, с учётом возраста ребёнка, его развития, массы тела при рождении. Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на врождённых рефлексах новорождённого, эти упражнения активные, они более щадящие, чем пассивные, то есть Упражнения, которые взрослые проводят сами, например, сгибая и разгибая ноги ребёнка. Методика включает в себя: лечение положением, лечебную гимнастику, приёмы классического и точечного массажа, эти методы могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (поочерёдно). Преимущественное использование того или другого метода определяется как состоянием здоровья ребёнка, так и его заболеванием, а также тренированностью организма в процессе занятий. Лечение положением- это приёмы, способствующие правильному положению головы, шеи, тела, рук и ног, осуществляется оно различными укладками и упражнениями. В лечебную гимнастику входят упражнения, основанные на безусловных рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при помощи взрослого, то есть Пассивные упражнения. Классический массаж выполняется посредством следующих приёмов- поглаживание, растирание, разминание, вибрация, лёгкие ударные приёмы, родителям следует научиться различным приёмам массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим. Точечный массаж осуществляется одновременным надавливанием и вращением одним или двумя пальцами на определённые рефлексогенные зоны тела ребёнка и применяется как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц- стимулирующий метод, медленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастающим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц- тормозной метод. Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режимных моментов, отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день. Возможно проводить занятия с ребёнком несколько раз в день (4-6), но понемногу, по 5 минут каждое занятие, начинать занятия надо за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него, нельзя делать массаж и гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней 20-24градуса, в тёплое время года лечебную физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с пяти-шестимесячного возраста- на свежем воздухе. Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики следует постепенно и на протяжении длительного времени, это очень важно, чтобы не переутомлять ребёнка. Признаки утомления при занятиях гимнастикой и массажем: недовольство ребёнка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им упражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность), при появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в занятиях. Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечебной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приёма, упражнения надо чередовать в определённой последовательности, меняя работающие группы мышц. Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям, прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их помассировать, в середине комплекса производится массаж спины, а затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы спины. Перед упражнениями в положении лёжа на спине проделывается массаж живота и груди, продолжительность каждого массажного приёма от полминуты до одной-двух минут. Пока ребёнок не привык к колебаниям температуры, не следует обнажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой, так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела ребёнка в это время следует прикрыть пелёнкой и, наоборот, не снимать распашонки, занимаясь ногами, лишь когда ребёнок привыкнет к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его полностью, таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с процедурой закаливания воздухом. Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и повторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха, дыхательными упражнениями. Для лучшего контакта с ребёнком во время занятий нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других людей, громкую музыку, обилие игрушек, всё внимание родителей, проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребёнке. При этом упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым обращением к ребёнку или звучанием тихой, мелодичной музыки, с трёх-четырёх месяцев жизни надо приучать ребёнка к речевым указаниям (например, «возьми погремушку, кольцо»), с восьми-девяти месяцев стараться вызвать по слову взрослого самостоятельное исполнение ребёнком ряда упражнений, таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения, способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигательных умений. Достижения ребёнка при выполнении упражнений следует учитывать и поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами, даже если ребёнок не поймёт их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери или отца. Обращённая к ребёнку речь имеет и другое, не менее важное, значение, чёткая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом называемой игрушки, действием руки ребёнка, например, захватывающей эту игрушку, подготавливает его к произношению первых слогов и слов. Чтобы заинтересовать ребёнка, при проведении гимнастики надо использовать игрушки, например, чтобы повернуться и захватить игрушку, ребёнку необходимо выполнить определённые движения, игрушки должны быть разных цветов, формы, звучания. Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит от разных причин: степени психофизического развития ребёнка, его возможности усвоить упражнения комплекса, показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу на следующий, более сложный комплекс, помимо возраста ребёнка, является его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, тёплые конечности). Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической нагрузкой необходимо делать постепенно, путём введения в старый комплекс нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего комплекса, и лишь через некоторое время- полностью заменять упражнения предыдущего комплекса упражнениями нового.





Наши рекомендации