V. Плоскостопие и плосковальгусная установка стоп
Это заболевание ОДА, которое проявляется в понижении сводов стопы. Истинное плоскостопие – врождённая форма. Гораздо чаще бывает плоско-вальгусная установка стоп, при этом основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.
Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе. Эти важнейшие функции обеспечиваются специальным анатомическим строением: стопа состоит из трёх сводов, которые образованы костями и укреплены мышцами и связками.
Внутренний продольный свод расположен с внутренней стороны стопы (от пятки до 1-го пальца) и обеспечивает рессорную функцию. Наружный продольный свод – обеспечивает опору. Поперечный свод, так же, как внутренний и наружный, смягчает удары при движении. В образовании нормальных сводов играет роль не только правильное взаиморасположение частей стопы, но и нормальное состояние её связочного аппарата и согласованность работы стопы и голени.
Детская стопа отличается от взрослой. Костный аппарат имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки ещё слабы и подвержены растяжению. Окончательно свод стопы формируется к 3-4 годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до 6-7 летнего возраста даже у здоровых. До 4х лет – это нормально, но необходим массаж.
Плоскостопие проявляется болью в икроножных мышцах по ночам. До 3х лет стопы кажутся плоскими ещё и потому, что мягкая жировая подушечка заполняет выемку свода стопы.
Если ребёнка поставить на пол и вложить палец под его стопу с внутренней стороны, то станет ясно: при мнимом плоскостопии палец входит, при плоскостопии – нет.
Плоскостопие возникает в результате раннего вставания и ходьбы, слабости мускулатуры, перенесённого рахита,- т.е. вследствие общего ослабления организма (ОРЗ, недоношенность). У них повышена утомляемость, нарушены нервные процессы, головная боль, т.к. нет амортизации, и при ходьбе происходит сотрясение головного мозга.
Во время стояния и ходьбы основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний край стопы, при значительной утрате их рессорных свойств изменяется форма.
Разновидности:
Продольное плоскостопие – «медведь» - устают икроножные мышцы, боль, отёки, чтобы облегчить себе состояние, начинают приводить стопы – сокращаются внутренние мышцы стопы.
Поперечное плоскостопие – нет внутренней ямочки.
Профилактика
Не стеснять стопы тугими ползунками, тесными носками, до 1 года не надевать жёсткую обувь. Массаж, ЛГ (лечебная гимнастика), плавание. Раннее вставание на ноги дает слишком большую нагрузку на неокрепшие ещё кости, мышцы, связки, особенно внутренний свод стопы, т.к. у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослого. Излишний вес ещё больше усугубляет ситуацию (полные люди часто страдают плоскостопием). Если не обращать на плоскостопие внимания, оно приведёт к нарушению осанки, т.к. нарушается нормальное положение таза и позвоночника. Ребёнок не может овладеть правильными экономичными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не может много ходить: болят стопы, быстро устают ноги. Невольно ребёнок сам себя ограничивает в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях.
Отсутствие рессорной функции уплощенной стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника (прессуются межпозвоночные диски), спинного и головного мозга (головные боли).
Деформация стоп прогрессирует, если не лечить. Чем раньше начато лечение, тем быстрее и легче исправить. Процесс исправления стоп должен быть непрерывным и достаточно длительным (включая укрепление всего организма).
Лечение
Обувь на каблучке, со шнурком, с обхватом стопы – ГСС должен быть зафиксирован.
Массаж 5-7 минут. Сочетать с ЛФК.
Рекомендуется массаж всего тела, но особое внимание стопам и голеням, ГСС. Перед массажем согреть мышцы: ванна (в ведре) с морской солью, можно хвойную, можно парафин. Сначала вода тёплая, затем подливаем горячую. Согретые мышцы можно массировать более энергично, чем в норме (мышцы атрофированы): Пг, Рс – все приёмы, Вб (похлопывание). Точечный массаж на стопе. Массаж во всех направлениях, не только вверх.
План массажа ног:
1)спина (+)
2)ПКО (+) особое внимание массажу ПКО, т.к. здесь берут начало мышцы, управляющие мышцами ног. Обычная методика. Стопа свисает (валик или край стола);
3)Ягодицы (+);
4)задняя поверхность ноги, по всей ноге (Пг, попеременное Рс, Пг);
5) массаж голени при плосковальгусной установке избирательный:
5.1 Пг общее от пятки вверх, заканчиваем выше колена.
5.2 На наружной части голени – расслабляющие приёмы (-): Пг, лёгкое Рс подушечками
пальцев, мягкое Рм, потряхивание, растяжение.
5.3 Внутренняя часть икроножной мышцы – (+): тонизирующий массаж: энергичное Рс
тыльной поверхностью согнутых пальцев, интенсивное Рм, лёгкие ударные приёмы
(поколачивание пальцами, рубление).
6)стопа – стопе придают положение лёгкой супинации (поворота подошвы кнутри).
Наружный край по (-): Пг, интенсивное Рс подошвы. Внутренний край по (+): Пг, Рс, Рм щ\о.
7) передняя поверхность ноги. Ребёнка переворачиваем, под колени – валик.
7.1передняя поверхность бедра;
7.2передняя поверхность голени – избирательный: с внутренней стороны большеберцовой
кости – по (+), с щ/о Рм; с наружной стороны – по (-), т.е. Пг и Рс.
7.3ГСС;
7.4тыл стопы (-): Пг, граб\о Рс по межкостным промежуткам (без надавливаний),
7.5.внутреннему краю стопы (+): (с щ/о Рм), особенно 1-му пальцу.
Корригирующие упражнения:
1) супинация стопы (поворот стопы подошвой внутрь);
2) тыльное сгибания стопы;
3) подошвенное сгибание стопы;
4) сгибание пальцев;
5) супинация обеих стоп, захват и удержание подошвами небольшой округлой игрушки (мяч, кегля);
6) вращение стоп;
7) ходьба по «узкой дорожке»; следим, чтобы не расставлял широко ноги (до 2-3 лет это нормально) = 10-15 см.;
8) ходьба по бревну или ребристым доскам;
10)ходьба по рельефным плоскостям (камешки, косточки от вишни);
11) захват мелких предметов пальцами ног;
12) собирание складок на расстеленном платке пальцами ног;
13) сидение «по-турецки», вставание из этой позы с перекрестом стоп, стопы меняем: то одна сверху, то другая;
14) приседание на полную стопу: «большой-маленький»;
15) вставание на носки;
16) лазание по шведской стенке, ходьба по лесенке, лежащей на полу;
17) плавание и хождение по рифлёному коврику в воде.
VI. Гипотрофия
Причины:недостаточное или неправильно организованное питание, неактивное состояние ребёнка приводят к затяжному голоданию и снижению веса, недоношенные дети с пороками развития, длительно протекающее расстройство пищеварения, болезни обмена веществ, затяжные и часто повторяющиеся инфекции приводят к истощению, внутриутробная гипотрофия за счёт заболевания матери, курения во время беременности, приёма алкоголя, наркомании.
Степени: 1-ая – 15-20% снижения массы тела; 2-ая (средняя) степень – 30%-40%; 3-я(тяжелая степень)– более 40%.
1-ая степень– общее состояние не нарушено, уменьшен подкожножировой слой на животе, снижен тургор тканей, некоторое отставание в ПМР.
Общая массажная и ЛГ нагрузка снижена за счёт меньшего числа повторений и более частого применения Пг. Пг, Рс, Рм всего тела. Лучше ориентироваться на НПР (как недоношенным). Для скорейшего восстановления движений рекомендуется 2-3 раза в год проводить небольшие комплексы упражнений – стимуляция двигательных навыков. Длительность занятий = 20-30 минут. 2-3 раза в день по 3-5 минут – массаж (без ЛФК).
2-ая степень– заметна задержка ПМР, нарушен сон, чрезмерная раздражительность, часто сменяется вялостью. Подкожно-жировой слой уменьшается везде: и туловище, и конечности. Кожа сухая, бледная, тургор тканей заметно снижен, тонус мышц повышен.
Массаж – в основном Пг и рефлекторные упражнения. При исчезновении повышенного тонуса мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последующим Пг. Время = 10-15 минут.
3-я степень – общее состояние плохое, значительное нарушение деятельности всех органов и систем, более всего – ЖКТ. Вялость, заторможенность, резкое отставание в ПМР. Подкожно-жировой слой почти отсутствует. Кожа собирается в складки. Атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса. Нарушение терморегуляция (колебания температуры тела). При прогрессирующей гипотрофии массаж противопоказан. Показаны только частые перемены положения тела, прогулки и сон на свежем воздухе.
Массаж и ЛГ только при начинающемся повышении массы тела – только Пг. Осторожно вводят упражнения, основанные на врождённых рефлексах. Обнажают частями. Температура воздуха = 25-26 градусов. Время = 5-8 минут.
VII. Рахит
Рахит – болезнь всего организма, характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ, но особенно фосфорно-кальциевого, что приводит к деформации ОДА.
Болезнь развивается в связи с дефицитом витамина Д, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует формированию костной ткани. Витамин Д образуется в коже под воздействием солнечных лучей (УФО). Нарушение фосфорно-кальциевого обмена ведёт к размягчению и искривлению костей (уплощение затылка, плоскостопие, грудная клетка деформирована – последние рёбра развёрнуты, ноги принимают О-образную или Х-образную форму) и в то же время происходит разрастание неполноценной костной ткани.
Клиника: поражается мышечная система из-за недостатка энергии: мышцы дряблые, живот вздут, слабости мышц, беспокойство, плохой сон, потливость. Гипотония дыхательных мышц + деформация грудной клетки дают нарушение дыхательной функции.
Лечениерахита комплексное: соблюдение режима дня, длительные прогулки на свежем воздухе. УФО, ЛГ, массаж – нормализуют ПМР, восстанавливают костные дефекты. Закаливание. Витамины, микроэлементы.
Нельзя допускать переразгибания в суставах.
В занятия вводятсядыхательные упражнения: лёгкое надавливание на грудную клетку:
1) ребёнок сидит на руке матери лицом к ней, второй рукой легко и ритмично надавливаем на грудную клетку, передвигая ладонь от шеи до поясницы;
2) ребёнок на спине лежит, обхватить грудную клетку, большие пальцы выше грудины или верх её остальные пальцы по бокам грудной клетки ребёнка, легко, ритмично;
3) на боку – то же – надавливание на боковую и заднюю поверхность грудной клетки, поочерёдно справа и слева. Эти дыхательные упражнения годятся также и для недоношенных.
Учитывая повышенную возбудимость ребёнка, необходимо повысить количество Пг и исключить РПВ. Основные приемы – Пг и Рс.
Периоды заболевания
Период разгара заболевания –состояние ухудшается, дети чрезмерно возбудимы, беспокойны или вялые, заторможенные. Нарушается деятельность всех систем организма, изменения костей выражены, слабость мышц и связочного аппарата.
Занятия Лг крайне осторожно, время = 10-12 минут.
Суставы разболтаны, при пассивных движениях не заходить за пределы нормы. В основном движения, основанные на врождённых рефлексах.
Из массажа: только Пг, они успокаивают НС и улучшают функцию внешнего дыхания. Ребенку нельзя длительно находиться в одной позе, это приводит к деформации костей. На живот выкладывать несколько раз в день. Если голову удерживает плохо, небольшой валик под грудь.
Период восстановления –интенсивность и продолжительность занятий несколько увеличивается.
Массаж: Пг, Рс, Рм. В рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и НПР.
ЛГ: упражнения на укрепление мышц спины, живота, ног, но не стоять на ногах, чтобы мягкие кости не искривились. Рекомендуется плавание в воде.
Остаточные явления рахита:костные деформации (Х и О-образные ноги, развёрнутая вниз «колокольчиком» грудная клетка, лобные и теменные бугры) и значительная задержка ПМР.
Много ЛГ – укрепление мышц. Нагрузка ребенку, как здоровому. Дифференцированный массаж в зависимости от вида деформаций (если плоскостопие, то как при плоскостопии, если искривление ног, то в зависимости от вида и т.д.).