Обучение и развитие детей старше 1 года.
Упражнения для воспитания правильной ходьбы:
1) Ходьба по "узкой дорожке"На полу обозначьте мелом дорожку шириной 30см. В дальнейшем дорожку следует постепенно сужать до 20-10см. Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.
2) Ходьба боком.Ходить боком мелкими приставными шагами можно по "узкой дорожке" или по гимнастической скамейке. Научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.
3) Ходьба с предметами.Если ребёнок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамейке, то можно предложить ему пройти с мячом в руках, с кегли и т.д.
4) Перешагивание через препятствия.Научите ребёнка ходить, высоко поднимая ноги, "как цапля": «До чего трава высока! То крапива, то осока!» «Поднимай повыше ноги, коль идёшь не по дороге!" Попросите малыша перешагнуть через невысокий предмет (10-15см). Если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу несколько препятствий. На прогулке следите, чтобы ребёнок не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки.
5) Ходьба по лестнице. Пусть ребенок поднимается сам, сначала приставным шагом, а когда подрастёт,- переменным.
6) Игра "по ровненькой дорожке"поможет усовершенствовать навык ходьбы: "По ровненькой дорожке бежали наши ножки». «По камешкам, по камешкам,- и в ямку за товарищем..." При словах "по ровненькой дорожке" малыш идёт обычным шагом, при словах "по камешкам" - перешагивает через воображаемые препятствия-камешки, при словах "в ямку за товарищем" - приседает. Затем встаёт и снова идёт: "Встали мы на ножки на ровненькой дорожке. Но вот наш дом, в нём мы живём".
7) Ходьба по наклонной скамейке.Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв её конец на высоту 20-25см. Предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте малышу, поддерживая его за руку.
8) Скольжение.Поставьте один конец скамейки на подоконник или спец. подставку. Предложите ребёнку съехать по скамейке вниз.
Упражнения для рук и плечевого пояса:
1. "Бабочка"-ребёнок стоит, руки опущены вдоль туловища. Поднимает руки в стороны и слегка помахивает кистями (бабочка машет крылышками). Сгибает руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам (бабочка сложила крылышки). Ходит по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны (бабочка полетела).
2. «Покажи ладошки"Попросите малыша вытянуть обе руки вперёд ладонями вверх - "покажи ладошки", затем спрятать за спину - "спрячь ладошки".
3. "Намотай нитку"Руки согнуты перед грудью, сжав пальцы в кулак. Делать круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок.
4. "Забей гвоздь"Руки согнуты перед грудью, сжав пальцы в кулак. Постукивать правым кулаком по левому, затем левым - по правому, как бы забивая гвозди.
5. "Погреемся"Разводит руки широко в стороны, затем обхватывает себя за плечи, как бы замёрзнув.
6. "Лови комаров"Хлопать в ладоши на уровне груди, лица, над головой.
7. "Похлопай в ладоши"Хлопать в ладоши впереди себя и сзади.
8. "Вырасти большим"Тянется вверх, поднимая руки.
9. "Сорви яблоко"Ребёнок поочерёдно поднимает руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева высоко висящие яблоки.
10. "Самолёт"Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч. Поднимает руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делает большие махи руками.
11. "Полетим как птичка"Малыш ходит по комнате, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет "крыльями".
12. "Бей в барабан"Ребёнок ходит по комнате, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане.
13. "Паровоз"Малыш ходит по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками вперёд-назад и приговаривая: "чух-чух-чух".
14. Игра "напилим дров"Встаньте с малышом лицом друг к другу и возьмитесь за руки. Ноги слегка расставлены, одна рука впереди. Попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося: "жик-жик". Движения должны быть ритмичные, плавные. Можно держаться за кольца.
15. Игра "зайка серый умывается"Для начала все движения выполняются вместе с ребёнком. "Зайка ходит в гости к людям, мы с ним вместе мыться будем. Зайка вымыл рот и уши. Он - хороший, он - послушный. Он помоет также лапки, оботрёт их чистой тряпкой. Одевается, скок-скок, в гости мчится со всех ног".
Упражнения для ног:
1. "Стал маленьким"-ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Низко приседает - "стал маленьким", затем встаёт - "стал большим".
2. "Прятки"Ребёнок приседает - "прячется" - и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика.
3. "Птицы клюют"Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Присесть, постукивая пальцами о колени, затем выпрямиться.
4. "Ёлочка растёт"Ребёнок приседает - "ёлочка маленькая", выпрямляется с поднятыми вверх руками - "ёлочка выросла".
5. "Срывай цветочки"Малыш ходит по комнате и приседает, как бы срывая цветочки.
6. Игра "кто как передвигается"Ребёнок ходит по комнате, подражая разным животным: "кошка" - ходит тихо, на носочках; "мишка косолапый" - ходит на наружных краях стоп; "цапля" – ходит, высоко поднимая колени;"лошадка" - бегает вприпрыжку; "лягушка" - подпрыгивает на корточках.
Упражнения для туловища:
- "Покачай головой, как лошадка"Ребёнок стоит слегка наклонившись вперёд, ноги врозь, руки за спиной. Покачивает головой вниз-вверх в среднем темпе.
- "Постучи по коленкам"Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Немного наклоняется вперёд и быстро хлопает себя по коленкам.
- "Качание деревьев"Встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться вначале вправо, а затем влево, руки расслаблены.
- "Самолёт"Малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх. «Расправил крылья самолёт,- приготовился в полёт». Покачивается в стороны, не опуская рук. «Я направо погляжу, жу-жу-жу, жу-жу-жу, я налево погляжу, жу-жу-жу, жу-жу-жу».
- "Насос"Исходное положение прежнее. Скользя руками вдоль туловища, ребёнок наклоняется поочерёдно то вправо, то влево: «Это очень просто - покачай насос ты. Направо, налево руками скользя, назад и вперёд наклоняться нельзя. Это очень просто - покачай насос ты».
- "Наколи дров"Поднимает руки вверх и с наклоном быстро опускает.
- «Раз- дрова, два - дрова, раскололся ствол едва.! Бух - дрова, бах - дрова, вот уже полена два».
- "Маятник"Ребёнок сидит на полу, скрестив ноги по-турецки. Руки лежат на коленях. Раскачивает туловище то вправо, то влево, приговаривая: "тик-так".
- "Качалка"Исходное положение прежнее. Малыш раскачивает туловище вперёд-назад.
- "Подними ножки"Ребёнок лежит на спине. Самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки.
- "Велосипед"
- "Присаживание"Малыш лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть. Для начала можно помогать, придерживая то за одну, то за другую руку.
- "Ёжик"Ребёнок лежит на спине. Обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди: «Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог».Затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову: «Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся».
- Игра "Стирка"Ребёнок стоит прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поворачивается в стороны, взмахивая руками: «Вправо - грязное бельё, влево - чистое бельё». Затем слегка наклоняется вперёд и назад: «Мы бельё стираем чисто, таз на стул поставим быстро». Малыш приседает, колени разведены, руки касаются пола: «В тазик мы воды нальём и бельё в нём простирнём». Встаёт, затем наклоняется вперёд и, взмахивая руками, поворачивается влево и вправо: «А теперь всё сполоснём. Будет чистое бельё».
Пальчиковая гимнастика:
Упражнения для пальцев рук - развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, располагаются в коре головного мозга рядом друг с другом. Поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка.
- Ладони на столе.Ребёнок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз. На счёт "раз" - пальцы врозь, "два" - вместе.
- Пальчики здороваются.Малыш сидит, руки держит перед собой. На счёт "раз" - соединяются большие пальцы обеих рук, "два" - указательные пальцы, "три" - средние, "четыре" - безымянные, "пять" - мизинцы.
- Коза.Малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.
- Очки.Ребёнок изображает очки, изобразив два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук, и соединив их.
- Ладошка-кулачок-ребро.Ребёнок сидит за столом. На счёт "раз" кладёт руки на стол ладонями вниз, "два" - сжимает кулачки, "три" - кладёт кисти ребром.
- Деревья.Малыш поднимает обе руки ладонями к себе - деревья стоят. Широко разводит пальцы - ветки раскинулись.
- Гнездо.Соедините обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
- Пчела.Указательным пальцем сначала правой, а затем левой руки вращать по оси.
- Солнечные лучи.Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
- Паук.Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
- Стол.Правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку.
- Ворота.Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
- Игра "прятки" -(сжимание и разжимание пальцев рук): «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так: так головки убирали».
- Игра "сорока".При произнесении текста ребёнок водит указат. пальцем правой руки по ладони левой руки. На слова: "Этому дала" сгибает поочерёдно каждый палец руки, кроме мизинца. «Сорока, сорока кашу варила...»
- Пальчик-мальчик.Ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: «Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
- Белка.Малыш держит руку ладошкой кверху. Указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: «Сидит белка на тележке, продаёт она орешки лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому».
- Этот пальчик.Ребёнок поочерёдно разгибает пальцы сначала на одной руке, затем на другой, начиная с большого пальца:
«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья».
Затем поочерёдно сгибает пальцы:
«Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, братиков не буди...
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора».
18. «По грибы».Ребенок поочердно сгибает пальцы, начиная с мизинца:
«Раз, два, три, четыре, пять - мы грибы идём искать.
Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел.
От того и потолстел».
Дыхательная гимнастика:
Эти упражнения просто необходимы детям ЧБД, реконвалесцентам (выздоравливающим) бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы. Она дополняет любое лечение, развивает ещё не до конца сформировавшуюся ДС ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
- Надуй шарик.Ребёнок стоит или сидит. "Надуй шарик", - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает. Затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух, - "ф-ф-ф"... "Шарик лопнул", - хлопает в ладоши. "Из шарика выходит воздух", - "Ш-ш-ш...", делая губы хоботком и опуская руки.
- Жук.Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох. Скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «Ж-ж-у-у,- сказал крылатый жук,- посижу и пожужжу».
- Трубач.Ребёнок стоит или сидит. Руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу. Произносит: «Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу».
- Подуй на одуванчик.Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. «Подуй на одуванчик, как дует этот мальчик. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее».
- Хомячок.Предложите малышу пройти несколько шагов (10-15), надув щёки, как хомячок, затем хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта - и пройти ещё немного, дыша носом.
- Мыльные пузыри.Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох носом, а выдох - через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
- Филин."День" - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево. "Ночь" - смотрит вперёд и взмахивает руками-"крыльями", опуская их вниз, произносит: "Уф-ф-ф".
- Кто дальше загонит шарик.Сядьте с малышом за стол. Положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
- Пушок.Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох через сложенные трубочкой губы.
- Игра с дудочками, рожками, свистками.
- Упражнение с флажками.Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, в опущенных руках - флажки. Поднимает руки вверх - вдох, опускает - выдох через сложенные трубочкой губы.