Массаж и упражнения для груди
5.1 Пг вдоль грудины снизу, от мечевидного отростка, вверх одновременно двумя руками, 2-3им пальцами, затем идём под ключицей, сворачиваем вниз к подмышечным лимфоузлам, возвращаемся по межрёберным промежуткам ниже соска к центру, получается форма сердечка. Не задевать грудные железы (у детей на грудном вскармливании м.б. половой криз).
Можно прервать движение у подмышечных впадин, а межреберья гладить отдельным движением от центра в разные стороны.
5.2 Отдельно на грудине выполняется СПР4 (для поднятия иммунитета).
5.3 В конце вибрационный массаж груди: обхватить грудь ребёнка в районе нижних рёбер и делать нежные быстрые подрагивания ладонью вверх-вниз. Это рефлекторно вызывает более глубокий вдох.
Гимнастика формирует правильный двигательный стереотип: неловкие, неточные, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и, наконец, становятся автоматическими. И в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.
Гимнастика отличается от свободных движений тем, что взрослый контролирует и корректирует правильность и точность выполнения движений. Гимнастика - наиболее короткий и верный путь научиться правильно, энергетически экономно и точно двигаться, без "проб и ошибок".
Всегда ориентируйтесь на физиологический возраст, а не на дату рождения. Если он до срока не доношен, то в 6 месяцев занимайтесь с ним как с 1 месячным доношенным. Если с ребёнком никогда раньше не занимались гимнастикой и он не умеет делать то, что положено по возрасту, начните занятия с тех движений, которые он уже освоил.
Детям с отставанием в психомоторном развитии движения ещё более важны, чем абсолютно здоровым и являются наиболее эффективным средством реабилитации.
Приподнимание из положения на спине. Ребёнок на спине. Дайте ему схватить свои большие пальцы и на несколько сантиметров приподнимите верхнюю часть туловища, 7-8 раз. Через пару недель поднимайте выше.
Укрепление мышц живота. Подведите ладони обеих рук под спину ребёнка, большие пальцы через подмышки смотрят вперёд, а остальные поддерживают затылок. Стопы ребёнка должны упираться вам в грудь или живот (опора). Попка на столе. Очень медленно поднимайте верхнюю часть туловища и голову (присаживайте). И так же медленно опустите.
"Ползание".Ребёнок на животе. Ноги согнуть в коленях, колени смотрят в стороны, а стопы соединить. Четыре пальца обеих рук подвести под стопы, плотно прижимая их к столу для опоры, а большие пальцы одновременно нажимают на подошвы. Важно проследить, чтобы впереди было достаточно свободного места, иначе ребёнок, оттолкнувшись ногами, может удариться головой о что-то или даже слететь с кровати. Если ваши руки не будут плотно прижаты к столу, он оттолкнёт ваши руки, а сам останется на месте.
"Ходьба" Взяв ребёнка за подмышки, поднимите вертикально и немного наклоните вперёд, когда его стопы коснутся поверхности стола, он должен переступить ногами, шагая. Это рефлекторное упражнение. Важно не сдавливать ему грудь, не давать ходить на цыпочках. И не позволять всему весу падать на ноги, пусть только касается стопами поверхности стола.
Лёгкое встряхивание ручек. Положите на спину, дайте ему ухватиться за ваши пальцы и, очень легко потряхивая, разведите их в стороны. Если ребёнок сопротивляется в силу повышенного тонуса мышц рук, значит, он ещё не готов к этому упражнению, оставьте до времени.
Покачивание в позе "эмбриона" Ребёнок на спине. Сгруппируйте его. Ноги ему сложите "по-турецки", закрепите в районе перекрещенных голеностопов своим предплечьем (серединой), своей кистью одновременно захватите обе кисти ребёнка. Другой своей рукой поддерживайте головку под затылок, немного её приподнимите и начните раскачивать вперёд-назад, вправо-влево, по 2-3 раза. Можно по кругу покрутить, но не быстро и в обе стороны. Это тренирует вестибулярный аппарат, успокаивающе действует на НС.
Покачивание на мячеМяч должен быть большого размера. Животом положите на мяч, широко разведя колени в стороны. Разумеется, не после еды. Одна ваша рука держит за стопы, а другая - на спине. Покачивать надо вперёд-назад, в стороны, по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребёнок не соскользнул с мяча.
Все вместе упражнения не должны занимать более 15 минут. Комплекс можно разбивать на несколько частей, если ребенок быстро устаёт. Важно не допускать резких движений. Темп медленный. Старайтесь поддерживать радостное настроение.
Практически все вышеперечисленные движения направлены на то, чтобы расслабить мышцы ребёнка. Комплекс основных упражнений, которые проводятся "в висе" за руки, за руку и за ногу, только за ноги, за одну руку или за одну ногу проводятся со спец. подготовкой. Во время этих упражнений активизируются все обменные процессы в организме, развивается вестибулярный аппарат, развивается "рефлекс самосохранения", что является профилактикой детского травматизма.
Месяца
На обращение взрослых и ласковый разговор улыбается, "гулит" (различные сочетания гласного с согласным), радость выражает всем телом - "комплекс оживления" - активно двигает руками и ногами. Это исключительно полезная реакция, поэтому чаще обращайтесь к ребёнку, чтобы вызвать её.
Главным показателем правильного выбора времени занятий с ребёнком является хорошее настроение во время и после массажа и гимнастики. В течение дня чаще выкладывайте на живот,ребёнок в состоянии подолгу лежать на животе. В это время можно провести пальцами вдоль позвоночника паравертебрально. Он уже опирается на выпрямленные руки, но надо проследить, чтобы пальцы были расправлены, а кисть хорошо раскрыта. Чтобы этого добиться, чаще хлопайте в ладоши, по своим ладоням, по твёрдым поверхностям.
Массаж рук
1.1.5-6 Пг
1.2 Кольцевидное растирание. Большой или указательный палец левой руки вкладываем в кисть ребёнка, правая кольцом охватывает ручку ребёнка в области запястья, 3-4 оборота от кисти до локтя и 5-6 оборотов от локтя до плечевого сустава. Повторить 2-3 раза. Растираем энергично, до розового цвета, акцент на наружную поверхность руки.
Массаж ног
2.1кольцевидные Рс делаются двумя руками враз. Захватываем кольцами голеньу стопы, большие пальцы направлены друг к другу. Большие пальцы движутся навстречу друг другу, затем наоборот, 3-4 оборота до колена, по задне-наружной поверхности голени. Коленную чашечку и подколенную ямку не трогаем.
2.2 Пг до и после Рс.
2.3 На передней поверхности бедра растираем подушечками пальцев 5-6 раз.
2.4 Пг (2-3 раза)
2.5. Ахиллово сухожилие тоже растираем щипцеобразным штрихующим движением. Пг щ/о
2.6 Массаж стоп: Пг, линейные Рс подошвы, по «восьмёрке» - СПР1, щ/о Рс внутреннего и наружного края стоп от пятки к пальцам, поколачивание стоп (выполняется тыльной стороной выпрямленных 1 и 2го пальцев правой руки) 8-10 раз от пятки к пальцам и обратно, р. Бабинского.
Массаж живота.
3.1 Пг в трёх направлениях: круговом, по часовой стрелке, "солнце-луна" (левая рука описывает круг, а правая делает ППП от правой до левой подвздошной области, т.е. полукруг по часовой стрелке), 3.4 встречном на прямых мышцах живота (одна рука выполняет Пг вниз, другая - глажение вверх);
3.2 Пг по косым мышцам живота, 2-3 раза.
3.3 Рс: СПР4по часовой стрелке, расходящимися концентрическими кругами от пупка. В районе печени сильно не надавливаем.
3.4 Пг.
Массаж груди.
4.1 Пг,
4.2 СПР4 грудины.
4.3 Вибрационный массаж: легкие подрагивающие движения вверх-вниз в сочетании с продвижением от середины к боковым поверхностям груди. Повторить 3-4 раза.
5. ЛГ (лечебная гимнастика):
5.1 Приподнимание головы и туловища из положения на спине. Исходное положение - на спине. Дайте ребенку захватить ваши большие пальцы, остальными страхуете за кисть, выпрямите его ручки, можно с потряхиванием, и легко потяните за руки на себя, как бы присаживая, но не доводя до положения сидя. Это упражнение укрепляет переднюю группу мышц шеи, груди и брюшного пресса. 2-4 раза.
5.2 "Скользящие шаги" с Вб. Ребёнок на спине. Обе голени ребёнка захватываем так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности, а остальные - на задней. Одну ногу выпрямляем с одновременным встряхиванием, чтобы снять тонус мышц, и затем скольжением придвигаем стопу к попке. Когда эта нога полностью согнулась, выпрямляем другую, и опять скольжением стопы по поверхности стола придвигаем пяточку к попке. Так 5-6 раз каждой ногой. 5.3 Поворот на живот. Ребёнок на спине. Указательный палец левой руки вложите в левую ладонь ребёнка, остальные пальцы охватывают кисть. Ваша правая рука удерживает "вилочкой" голеностопы, слегка потянув их вниз, чтобы выпрямить ноги, левой рукой стимулируйте поворот таза, потянув руку ребёнка в сторону поворота. В положении на боку задержитесь, пусть потренирует мышцы, удерживающие голову. В сторону кривошеи это делается в 2 раза больше (2:1) - лёжа на боку, он старается приподнять голову и тем вытягивает короткую ГКСМ. Затем ручку выведите вперёд, чтобы ребёнок лёг на живот. Подправьте правую ручку, которая оказалась под грудью. Расправьте кисти. Упражнение тренирует вестибулярный аппарат, работают все мышцы туловища. Ослабленным и недоношенным это упражнение особенно рекомендуется. По 2-3 поворота в каждую сторону, можно несколько раз в день. При повороте на другой бок руки поменяйте.
Массаж спины и ягодиц
6.1 попеременном Рс, но не всей ладонью, а только подушечками слегка согнутых пальцев (одна рука смещает кожу вверх, другая - вниз), с продвижением по всей спине.
6.3СПР4 или СПР гребне/она спине делается одновременно двумя руками по обе стороны от позвоночника, но одна рука выше другой на 4-5см, чтобы не натягивать кожу. Ягодицы лучше растирать поочерёдно. По 2-3 Пг до и после Рс.
7. Лечебная гимнастика:
7.1 Положение "пловца".Ребёнок на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребёнка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу ("вилочка"), приподнимите ноги ребёнка, чтобы подвести ладонь другой руки под живот, создав ему опору, и поднимите малыша над столом на несколько секунд 1 раз. Тело ребёнка лежит горизонтально на ладони, как на площадке. При этом работают вся задняя группа мышц шеи и туловища.
7.2 "Ходьба". Этот врождённый рефлекс сохраняется до 4 месяцев.
7.3 Хорошо покачаться на мячесначала на животе, но амплитуда качания добавляется: вперёд до упора раскрытыми ладонями о стол (или пол), а назад до упора стопами о поверхность, побуждайте самостоятельно отталкиваться. Затем переверните на спину на мяч и покачайте в различных направлениях, но с меньшей амплитудой. Страхующая рука в области нижней части груди.
7.4Мяч можно класть в ноги ребёнку, когда он лежит на животе в кроватке, чтобы он подпинывал его и тем тренировал опорность стоп.
К 3 месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук, а к 4 мес. – ног. Движения конечностями становятся более точными и свободными. Теперь можно вводить пассивные упражнения для рук и ног. Чтобы ещё лучше расслабить конечность, её надо встряхнуть.
7.5 "Скрещивание рук на груди". Ребёнок на спине. Вложите свои большие пальцы в ладони ребёнка, остальными слегка придерживайте кисти. Разведите руки малыша в стороны, затем перекрестите их над грудью, чередуя то правую сверху, то левую. Темп медленный, 6-8 раз.
7.6 "Бокс".Ребёнок на спине. Свои большие пальцы вкладываем ребёнку в ладони, остальными слегка придерживаем его кисть, попеременно сгибаем и разгибаем руки малыша, имитируя движения боксёра, слегка поворачивая ребёнка с боку на бок. Руку при разгибании движем вперёд и к центру, слегка приподнимая плечо, 5-6 раз каждой рукой.
Месяцев
Продолжительность зарядки увеличивается. С 4-5 мес. можно пробовать включать в работу палочку диаметром 1-2см или кольца от спортивного комплекса. Дайте малышу кольца (или палочку) в руки, не выпуская из своих рук. Первое время можно придерживать руки малыша - страховать его. Невысоко приподнимите его над кроватью. Ребёнок, у которого развиты хватательный рефлекс и рефлекс самосохранения (они отсутствуют при тяжёлой родовой травме), никогда не отпустит ручки. Это первый шаг к тому, что ещё месяц, два или три - и он сможет подползти, например, к шведской стенке-лестнице и, схватившись за нижнюю перекладину, подняться на ножки и встать. Если вы с первых дней жизни не занимались спец. гимнастикой с ребёнком, малыш может в любой момент отпустить руки.
Упражнения на развитие вестибулярного аппарата:
1)Покачивание. Попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская его ножками на свой живот. Это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног.
2)Покружите ребёнка, удерживая его на боку. Начинайте упражнение медленно и осторожно. Если по какой-либо причине вашему ребёнку что-то не нравится, то, скорей всего, вы действуете слишком быстро. Замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятия с 10-15 секунд. На каждое упражнение 30-40 сек.
3)Тонус мышц-сгибателей исчезает, и размахивание руками и ногами свободное и целенаправленное. Если кисть хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать.
4)Скрещивание рук на грудиделается с различным ритмом: то быстрее, то медленнее.
5)Вмассаже ног добавляется разминание:
5.1валяние: нога берётся между двух ладоней и производятся энергичные, смещающие мышцы поперёк, круговые движения. Движение напоминает скатывание трубочки из пластилина, 2-3 раза от стопы к бедру и обратно.
5.2продольное Рм.При продольном Рм нога берётся за голень, пятка в ладони. Другая рука обхватывает мышцы по наружной поверхности и смещает их в сторону большого пальца. Избегайте резких движений и защипывания между пальцами. Пройтись по ноге 2-3 раза.
6) ЛГ:
6.1 Скользящие шаги выполняются с различным темпом: медленно – быстро - медленно.
6.2 Одновременное сгибание и разгибание ног. Исходное положение – на спине. Ноги обхватываем ниже коленей, большие пальцы смотрят друг на друга. Ноги сгибаем одновременно, колени разведены, с лёгким нажимом на живот, 5-6 раз, под ритмичный счёт. Если ребенок не хочет сгибать ногу, необходимо помассировать под коленом, тогда согнёт. Сопротивление разгибанию ликвидируется потряхиванием.
6.3 Поворот со спины на живот без помощи за руку. Захватываем оба голеностопа и поворачиваем, остальное он сам доделает. В обе стороны по 2-3 раза. Упражнение сопровождаем командой: "Повернись на живот"
7) массаж спины и ягодиц: пиление, сдвигание,накатывание, поколачивание, пощипывание,рубление.В области почек не колотим.
8)Лечебная гимнастика: "Парение" в положении на животе. Ладони помещаем под живот, мизинцы соединяем, большие пальцы отводим на нижние рёбра. Ноги ребёнка должны упираться вам в грудь. Ребёнок прогибается назад дугой, тренируя заднюю группу мышц и вестибулярный аппарат.
9) При массаже живота применяется стимулирующее пощипывание вокруг пупка для профилактики грыжи.
10)Присаживание с прогибанием позвоночника. Исходное положение – на спине. Присаживаем за выпрямленные руки, доводим до положения сидя. Захватить обе его руки своей рукой, а второй рукой провести по паравертебральным областям снизу вверх. Ребёнок разгибает спину, 1-2 раза. Поддерживаем за затылок и опускаем на стол. Здесь задействованными оказываются передняя и задняя группы мышц. Это подготовка к самостоятельному сидению.
11) Массаж стоп- поколачивание по подошвам.
12) Лечебная гимнастика:
"Парение" Исходное положение - на спине. Встаём со стороны головы. Обхватываем за нижнюю часть грудной клетки так, чтобы большие пальцы оказались на паравертебральной линии, остальные подмышками и ниже. Приподнимаем малыша в горизонтальном положении. Ребёнок тянет голову вперёд, напрягая мышцы передней половины тела. Начните наклонять его из вертикального положения постепенно.
Круговые движения руками. Исходное положение – на спине. Вложите свои большие пальцы в ладони ребёнка, осторожно отведите руки ребёнка в стороны, поднимите через стороны к голове, затем опустите вперёд и вниз, 4-6 раз под ритмичный счёт. Для рук это сложное движение, не переусердствуйте.
"Ползание". Обхватив ноги ребёнка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких движений придержите ноги в положении сгибания с разведёнными бёдрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.
Месяцев
К 6-7 месяцам самостоятельно ползает, поворачивается со спины на живот и наоборот, сидит без поддержки. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Важно не только то, чтобы к 7 месяцам сидел, а к 1 году ходил, но ещё важнее, как он это делает.
Руки и ноги уже не массажируются. Массаж тела становится энергичным, со всеми знакомыми приёмами.
1)Скрещивание рук на груди с различным темпом, под ритмичный счёт. Повторить 6-8 раз. В руки можно вложить кольца или ручки игрушек.
2)Сгибание и разгибание ног, имитируя ходьбу и бег, 4-6 раз.
3)Поворот со спины на живот по просьбе: "Повернись на живот." Можно слегка помочь за ногу и показом игрушки.
4)Массаж спины - все приёмы по 5-6 пассов, между ними 2-3 Пг.
5)Ползание на четвереньках. Ставим на четвереньки и побуждаем ползти за игрушкой. Когда самостоятельно научится ползать, исключаем из занятий, пусть сам ползает по квартире.
6)Массаж живота. Всё то же, с СПР по прямым мышцам живота.
7)Присаживание за одну руку. Исходное положение - на спине. Своей рукой придерживаем ребенку колени, а другой рукой берём за руку и просим: "Сядь". По 2 раза за каждую руку, укладывая его после присаживания на бок. В момент, когда сидит, проводим пальцами вдоль паравертебральных линий снизу вверх до разгибания спины.
8)Круговые движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счёт, вложив в кисти кольца или ручки от игрушек, 4-6 раз
9)Поднимание выпрямленных ног Исходное положение - на спине. Обхватываем за колени, большой палец на голени снизу, в сторону пятки, чтобы выпрямить ноги. Поднимайте ноги то вместе, то попеременно, 6-8 раз.
10)Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки. Исходное положение - на животе. Дайте захватить свои указательные пальцы, остальные страхуют за кисть. Своими ладонями упритесь в локти ребенка, чтобы не согнул руки и отведите их в стороны, проведите их вперёд и поднимите на уровень ушей (выше не надо, чтобы не повредить плечевые суставы). Стопы его пусть упрутся в ваш живот. Он разогнёт голову назад. Продолжайте поднимать его, пока не сядет на колени. Ваш ЛЗС под его локтем, чтобы руки были прямыми. 1-2 раза.
11)Присаживание за согнутые руки. Исходное положение - на спине. Дайте захватить свои большие пальцы, кисть захватить для страховки. Согнутые руки развести на ширину плеч, словесно побуждая, легонько тянем на себя. Он сгибает голову и начинает подтягиваться. Выполняется 1-2 раза.
12)"Тачка" (ходьба на руках). Приподнимаем ребёнка горизонтально над столом, его руки прямые, упираются в стол. Ваша рука под животом, вторая "вилочкой" держит за голеностопы. Когда ребёнок поднимет голову, побуждаем его «идти» на руках вперёд. Последовательность можно менять.
Месяцев
Упражнения на чувство равновесия:
1. Перекатывание "брёвнышком". Обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, передвигаясь за ним. После этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение. Когда ваш ребёнок научится самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны.
2.Подталкивание. Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны. Упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках.
3.Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях. Позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его.
4.Кружение за руки. Повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках. Покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону.
5.Ускорение. Поверните ребёнка к себе и возьмите подмышки. Подбросьте его невысоко в воздух и поймайте. Обычно это упражнение очень нравится малышам; ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает вам в руки.
6.Покачайте вниз головой. Цепко захватите ребёнка за лодыжки и поднимите. Лучше, если он будет находиться к вам лицом. Начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону.
7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Предложите ему дотянуться ногами до палочки или игрушки выпрямленными ногами. Если вы с ним занимались раньше, он сообразит. Попросите пальцами ног захватить палочку. Выполнить 3-4 раза, в медленном темпе.
8. Наклоны. Ребёнок стоит спиной к вам. Ладонью левой руки прижмите его колени к своему животу, предупреждая сгибание коленей, ладонь правой руки лежит на животе, чтобы не сместить центр тяжести. Положите на стол перед ним любимую игрушку и попросите достать, не сгибая ноги, а затем встать, 2-3 раза. Это упражнение тренирует мышцы спины.
9. Приседания. Если ребёнок хорошо стоит без опоры, словами побудите его присесть с разведёнными в стороны коленями, а затем встать. При этом держите его за руки, когда встаёт, поднимите его руки вверх так, чтобы он встал на носочки, 4-6 раз.
10. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно. Если садится самостоятельно, 1 раз. Если помогает себе опорой на руку, то и с другой рукой пусть присядет, для симметрии.
11. Обучение ходьбе. Поставьте спиной к себе, на свои ноги (босиком), поддерживайте за подмышки.