Особенности строения тканей и органов у ребенка
Особенности строения кожи: мягкая, эластичная, розового цвета из-за хорошего кровоснабжения, тонкая, легкоранимая, сухая, т.к. потовые железыразвиваются только к 3-4 месяцам, а сальные железытолько к 4-5 месяцам хорошо выделяют смазку. Хороший тургор (самостоятельно расправляется складка).
Функции кожи:
1. Дыхательная: до 20% дыхания у ребёнка осуществляется через кожу (газообмен: отдаёт углекислый газ и забирает кислород), вот почему до 6 месяцев детей моют ежедневно. Чем чище кожа, тем выше газообмен.
2. Защитная
3. Тактильно-болевая
4. Терморегулирующая(пока несовершенная). Если взрослого человека раздеть на холоде, он довольно долгое время удерживает температуру 36,6. А ребёнок уже через несколько минут начнёт постепенно "остывать". Поэтому детей массажируем при температуре 22-24 градуса, обязательно тёплыми руками, зимой раздеваем по частям. Несовершенство терморегуляции может дать и перегрев. Поэтому жарким летом лучше их массажировать утром, до 11 часов или после 15 часов вечером. И следить, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в глаза (УФО разрушает зрительный пигмент в нервных окончаниях в сетчатке на глазном дне и при недостаточном поступлении микроэлементов, в особенности хрома, в организм наступает состояние "куриной слепоты", т.е. плохо видят в темноте.
5.Обладает хорошей впитывающей способностью, поэтому кремом пользоваться нежелательно. Если уж ребёнок совсем "сухой" (преобладание СНС), то лучше использовать детский крем с ромашкой или рыбьим жиром. Если ребёнок "влажный" (преобладание ПСНС), можно пользоваться детской присыпкой или тальком, но после массажа обязательно смыть. В противном случае закупорка пор приведёт к образованию гнойничков.
6. Выделительная (кожа - дополнительная почка). До 3 месяцев пота ещё нет, а выделительная функция уже есть! И по этой причине купаем ежедневно, чтобы помочь почкам. Если "шлак" не смыть вовремя с кожи, он перестаёт выделяться, мало того, начинает всасываться обратно, что ведёт к дополнительной нагрузке на почки.
Особенности жирового слоя кожи.Количество жира больше всего на щеках, затем (по убывающей) на верхних конечностях, ягодицах, животе, то есть щёки худеют в последнюю очередь.
Особенности мышечной ткани.Мышечные волокна вялые, тонкие, слабые, степень развития сверху вниз: шея, т.к. раньше всего начинают держать голову, и мышцы шеи развиты лучше остальных мышц; туловище, конечности. Сгибатели сильные, в гипертонусе, ведь 9 месяцев лежал, согнув руки и ноги. При рахите и гипотрофии м.б. гипотония (если у новорожденного ребёнка рука свободно разгибается). У взрослого человека мышцы составляют 25% веса тела, а у детей - 40%.
Работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая, поэтому во время гимнастики и массажа (пассивная гимнастика) мышечная ткань обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся эластичными, сильными и выносливыми. Так дистрофики набирают вес.
Особенности костной системы самая несовершенная - преобладает хрящевая ткань. Легко приобрести искривления и так же легко исправить. Голова большого размера, неправильной формы. Швы срастаются к 2-3 месяцам, малый родничок - к 3 месяцам, большой - к 12 месяцам. Позвоночник. Когда начинают держать голову - появляется шейный лордоз, когда начинают сидеть - грудной кифоз, ходить - поясничный лордоз. Грудная клетка центричной формы на вдохе (как у астматиков). Таз одинаковой формы что у мальчиков, что у девочек (пока не начнут выделять половые гормоны - после пятилетнего возраста).
При сокращении мышц в местах их прикрепления к костям происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей. От массажа и гимнастики они становятся толще, шире и крепче.
Особенности дыхательной системы. Нос маленького размера, пазухи (синусы) тоже недоразвиты, лобные до 3х лет отсутствуют. Раковины в носу почти без завитка. В связи с этим воздух не успевает согреться, увлажниться и освободиться от микробов и вирусов в должной степени. Зато нет синуситов и тонзиллитов лет до 3х, - миндалины и синусы не развиты и не реагируют должным образом на инфекцию.
Язык большой, самый трудящийся орган (сосание), занимает всю ротовую полость. Ртом дышать не умеют, поэтому заложенность носа для них - великая трагедия. В этом случае следует закапать несильно подсолённую (как на суп) воду по неполной пипетке в каждую половину носа и через 15 минут отсосать слизь резиновым баллончиком.
Тип дыхания - диафрагмальный. Трахея и бронхи - с не до конца сформировавшимися хрящевыми кольцами (у взрослого человека хрящ на 3/4 кольца и 1/4 периметра - соединительнотканная перепонка; а у детей перепонка может быть 50:50, особенно у недоношенных), что способствует слипанию лёгочной ткани (во время выдоха с/тк перепонка прилипает к хрящевой части), плохой вентиляции нижних отделов лёгких. Поэтому и пневмонией болеют чаще. Массаж и гимнастика усиливают лёгочную вентиляцию, т.е. насыщение крови кислородом.
Ребёнок хорошо дышит, когда плачет (при грыже плакать не давать). До двух часов в сутки ребёнок может поплакать для пользы дела - расправляются нижние отделы лёгких. Да и характер формируется, ведь если ребёнок с первого писка добился внимания, он с третьего раза усваивает, что ему делать, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. А в последующем и до истерик может дойти.
Частота дыхания у новорождённого = 40-60; до 6 мес. = 35; в 12 мес. = 27-30; 5-6 лет = 25; 15 лет = 20; у взрослых = 16-18 дыханий в минуту.