Педиатрия. особенности строения тканей у детей

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 
  педиатрия. особенности строения тканей у детей - student2.ru

АНО ДПО «Академия современного управления»

АНО «Институт исследования технологий»

Методическое пособие по курсу

Практический массаж

ЧАСТЬ 3

Детский массаж

Ижевск 2011

Содержание

§1. Педиатрия. Особенности строения тканей у детей

§ 2. Правила и основы массажа

§ 3. Развитие и обучение детей от 0 до 12 месяцев

§ 4. Развитие и обучение детей старше 1 года

§ 5. Массаж при различных заболеваниях

I. Кривошея

II. Пупочная грыжа

III. Дисплазия и врождённый вывих бедра

IV. Врождённая косолапость

V. Плоскостопие и плосковальгусная установка стоп

VI. Гипотрофия

VII. Рахит

VIII. Вальгусное (Х-образное) искривление ног

IX. Варусное (О-образное) искривление ног

ПЕДИАТРИЯ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ТКАНЕЙ У ДЕТЕЙ

Малыш нуждается в движениях.Некоторые мамаши пеленают малышу руки и ноги, чтобы спал дольше. Малыш привыкает к ограничению естественной активности и растёт малоподвижным. Мать рада: "А мой - спокойный, положишь - и лежит. Всё успею по дому сделать!" Радость преждевременна, т.к. недостаточная физическая нагрузка неблагоприятно сказывается на психической, эмоциональной и физической стороне развития малыша. Чем больше ребёнок двигается, тем быстрее он формируется как личность.

Недостаток двигательной активности вполне восполнят массаж и гимнастика. Они оказывают общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, рефлекторно способствуют развитию всех систем и органов, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым человеком, доставляют удовольствие, если выполнены в виде игры и с ласковым разговором.

Благодаря массажу и гимнастике даже отстающий в развитии малыш догоняет своих сверстников. А вот малыш, "спокойно лежащий" и дающий матери успеть сделать всю домашнюю работу, начнёт отставать в развитии от сверстников. "Вундеркиндами" не рождаются, ими становятся те дети, которым уделено максимум внимания в первые три года жизни, когда идёт очень бурное развитие коры головного мозга. Разумеется, после трёх лет тоже надо заниматься, но важно не пропустить эти благословенные три года, когда кажется, что он ещё ничего не понимает, но которые дают так много для его развития!

Во время массажа потоки нервных импульсов несутся к головному мозгу и оказывают тонизирующее воздействие на кору головного мозга, а её функция - контроль над работой всех систем и органов. Известно, что в ответ на поглаживание ног и живота ребёнок "выдаёт" первые речевые реакции - гуление, поглаживание и похлопывание по щёчке вызывает улыбку. Это происходит потому, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше, чем зрительного, слухового и других анализаторов. Поэтому ребёнок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожный анализатор. Прикосновение вызывает эмоциональные и двигательные реакции.

Чтобы нарастить мышцы, их нужно заставить работать. Точно то же самое происходит с мозгом. Чем чаще трогаем ребёнка, чем чаще он машет ручками и ножками ("комплекс оживления"), тем больше поток нервных импульсов в мозг, тем более бурно растёт мозг качественно и количественно. Вот почему дети из приютов отстают в психическом и в физическом развитии - их никто не трогает, с ними никто не разговаривает. Они не родились с задержкой психомоторного развития, "стерильность" общения сделала их таковыми.

ПРАВИЛА И ОСНОВЫ МАССАЖА.

Противопоказания к массажу

1) острое инфекционное заболевание;

2) рахит в период разгара с явлениями гиперстезии (боль от прикосновений), легко можно добиться искривления размягчённых рахитом костей;

3) геморрагический диатез (синяки появляются без ударов, красные пятнышки 1-2мм);

4) тяжёлые заболевания крови, особенно гемофилия;

5) паховая и бедренная грыжи, т.к. они часто ущемляются - живот не массируем, а вот пупочную грыжу необходимо массировать. Если пупочная грыжа большая, предварительно сделать уклейку (утопить большим пальцем, другой рукой сформировать кожную складку над грыжей и тогда крест-накрест заклеить бактерицидным лейкопластырем, или можно положить обшитый льняной тканью и прокипячённый пятак между кожей и пластырем. Можно ничего не клеить, но одной рукой во время массажа тенаром или большим пальцем удерживать сильно расширенное пупочное кольцо);

6) врождённый порок сердца в стадии декомпенсации (отёки, цианоз);

7) гнойничковые заболевания кожи, подкожной клетчатки, мышц, костей;

8) лимфоаденопатия (повсеместное увеличение лимфоузлов) неясной этиологии (если лимфатико-гипопластический диатез, то массажировать можно);

9) онкозаболевания любой этиологии;

10) температура выше 37 градусов;

11) диспепсия: жидкий стул, срыгивание, рвота;

12) туберкулёз в активной форме;

13) гипотрофия 3-4ой степени (атрофия);

14) день прививки и два дня после неё;

15) заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей, артриты, туберкулёз костей и суставов.

От 0 до 3 мес.

Общеукрепляющий массаж

Несколько курсов оздоровительного массажа, проведённых в младенческом возрасте, значительно ускорят не только физическое, но и умственное развитие малыша, будут способствовать развитию двигательных навыков, их последовательному совершенствованию.

Регулярно занимаясь с ребёнком, легко заметить и устранить незначительное отклонение в состоянии нервной или костно-мышечной систем, наличие которых могло бы привести к возникновению серьёзных проблем в старшем возрасте. Маленькие дети значительно активнее взрослых реагируют на лечебный массаж, поверхность кожи по отношению к массе тела у них значительно больше, чем у взрослых.

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен – он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Поглаживание, лёгкое похлопывание по щёчке вызывает у младенца улыбку уже в первые месяцы жизни, когда другие раздражители (улыбка – зрительный, ласковый разговор - слуховой) ещё не всегда способны её стимулировать.

Первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног и живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребёнка оживления.

Проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому новорожденный наиболее доступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определённые двигательные реакции.

Мозг человека растёт и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объём занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышц. Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже (на лимфатическую систему). Ускоряя ток лимфы, массаж способствует освобождению тканей от продуктов обмена.

Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что создаёт благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

Месяца

Массаж и гимнастика

Гимнастика должна начинаться с 2 недель жизни, но не позднее 1-1,5 мес. Вначале поглаживающий массаж, прикосновения, лёгкие упражнения на расслабление мышц, нормализацию пищеварения.

Проконсультируйтесь у невропатолога в 1 месяц: нет ли снижения или повышения мышечного тонуса, синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. До этого начинать занятия гимнастикой нельзя (техника массажа и гимнастики - разная).

Направление массажных движений от периферии к центру. В районе почек, печени, селезёнки, половых органов никаких вибраций!

Если ребёнок плачет, то поворачиваем на живот и начинаем с ног.

Если конечность в гипертонусе - потрясти, повалять конечность, чтобы расслабить. Нельзя насильно разгибать.

На практике массаж и гимнастику никто не разделяет, всё делается одновременно. Для упражнений обязательно нужна твёрдая поверхность (стол).

В 1 месяц только поглаживания, остальное время - гимнастика. Приемы Пг выполняются тенаром, гипотенаром, основанием ладони или гребнеобразно (тылом средней фаланги пальцев).

Массаж и упражнения для ног

3.1. Когда гладим ногу, стопу фиксируем большим и остальными пальцами (пятка между ними), правую ногу удерживаем правой рукой, левую - левой. Другая рука поглаживает полусогнутую ногу тенаром от стопы по задне-наружной поверхности ноги. Колено на ноге обходим снаружи. От половых органов с передней поверхности бедра уходим на ТБС. Спереди на голени массаж выполняется справа и слева от большеберцовой кости (саму кость не трогаем), 6-8 движений.

3.2 массаж мест выхода седалищного нерва - лёгкая Вб, если нет гипертонуса.

3.3 Сгибание и разибание колена (с потряхиваниями).

3.4 Отведение и разведение в ТБС.

а) Две ножки ребёнка сгибаете и прижимаете коленями к животу. Не бойтесь надавить коленями на живот. Далее распрямляете ноги и опять сгибаете их. Разведение бёдер в тазобедренном суставе должно быть полным.

б) Левая нога ребёнка сгибается таким образом, чтобы пятка достала до нижней половины живота с правой стороны. Левая нога в этот момент расслаблена. И наоборот.

в) Обе ножки складываются "по-турецки". Прижимаете их к животу, а затем очень мягко и осторожно, не меняя положения, ведёте в обратном направлении так, чтобы они коснулись поверхности, на которой лежит малыш.

г) Ступни ног складываются вместе. Ножки сгибаются в коленях, а ступни приводятся к животу. Легко надавливая на ножки, старайтесь ступни приблизить вплотную к животу, добиваясь расслабления мышц ножек.

д) Одной ножкой достаньте до ушка ребёнка, затем другой. Обычно голова у малыша повёрнута набок, поэтому второй ногой можно достать только до носа. Далее обе ножки достают до лба. Во время этого упражнения происходит укрепление мышц спины.

3.5 Массаж стопы: Ногу ребёнка удерживаем в области голени, ножка между большим и указательным пальцами, пятка в центре ладони. 2-ой и 3-ий пальцы массирующей руки кладутся на тыл стопы, создавая опору, а большой палец "рисует" восьмёрку на подошве, можно СПР1, можно линейное Пг от пальцев к пятке, пальцы уходят к внутренней лодыжке. Глажение 2-3им пальцами от пятки к пальцам. На пяточном бугре СПР1 и лёгкая Вб подушечкой пальца. Пассивное сгибание и разгибание пальцев. Ахилл обрабатывается щипком.

3.6 Рефлекс Бабинского. Большой палец надавливает под пальцами, а затем выполняется отглаживание большим пальцем по наружному краю стопы от пальцев до пятки, 3-4 раза.

Месяца

На обращение взрослых и ласковый разговор улыбается, "гулит" (различные сочетания гласного с согласным), радость выражает всем телом - "комплекс оживления" - активно двигает руками и ногами. Это исключительно полезная реакция, поэтому чаще обращайтесь к ребёнку, чтобы вызвать её.

Главным показателем правильного выбора времени занятий с ребёнком является хорошее настроение во время и после массажа и гимнастики. В течение дня чаще выкладывайте на живот,ребёнок в состоянии подолгу лежать на животе. В это время можно провести пальцами вдоль позвоночника паравертебрально. Он уже опирается на выпрямленные руки, но надо проследить, чтобы пальцы были расправлены, а кисть хорошо раскрыта. Чтобы этого добиться, чаще хлопайте в ладоши, по своим ладоням, по твёрдым поверхностям.

Массаж рук

1.1.5-6 Пг

1.2 Кольцевидное растирание. Большой или указательный палец левой руки вкладываем в кисть ребёнка, правая кольцом охватывает ручку ребёнка в области запястья, 3-4 оборота от кисти до локтя и 5-6 оборотов от локтя до плечевого сустава. Повторить 2-3 раза. Растираем энергично, до розового цвета, акцент на наружную поверхность руки.

Массаж ног

2.1кольцевидные Рс делаются двумя руками враз. Захватываем кольцами голеньу стопы, большие пальцы направлены друг к другу. Большие пальцы движутся навстречу друг другу, затем наоборот, 3-4 оборота до колена, по задне-наружной поверхности голени. Коленную чашечку и подколенную ямку не трогаем.

2.2 Пг до и после Рс.

2.3 На передней поверхности бедра растираем подушечками пальцев 5-6 раз.

2.4 Пг (2-3 раза)

2.5. Ахиллово сухожилие тоже растираем щипцеобразным штрихующим движением. Пг щ/о

2.6 Массаж стоп: Пг, линейные Рс подошвы, по «восьмёрке» - СПР1, щ/о Рс внутреннего и наружного края стоп от пятки к пальцам, поколачивание стоп (выполняется тыльной стороной выпрямленных 1 и 2го пальцев правой руки) 8-10 раз от пятки к пальцам и обратно, р. Бабинского.

Массаж живота.

3.1 Пг в трёх направлениях: круговом, по часовой стрелке, "солнце-луна" (левая рука описывает круг, а правая делает ППП от правой до левой подвздошной области, т.е. полукруг по часовой стрелке), 3.4 встречном на прямых мышцах живота (одна рука выполняет Пг вниз, другая - глажение вверх);

3.2 Пг по косым мышцам живота, 2-3 раза.

3.3 Рс: СПР4по часовой стрелке, расходящимися концентрическими кругами от пупка. В районе печени сильно не надавливаем.

3.4 Пг.

Массаж груди.

4.1 Пг,

4.2 СПР4 грудины.

4.3 Вибрационный массаж: легкие подрагивающие движения вверх-вниз в сочетании с продвижением от середины к боковым поверхностям груди. Повторить 3-4 раза.

5. ЛГ (лечебная гимнастика):

5.1 Приподнимание головы и туловища из положения на спине. Исходное положение - на спине. Дайте ребенку захватить ваши большие пальцы, остальными страхуете за кисть, выпрямите его ручки, можно с потряхиванием, и легко потяните за руки на себя, как бы присаживая, но не доводя до положения сидя. Это упражнение укрепляет переднюю группу мышц шеи, груди и брюшного пресса. 2-4 раза.

5.2 "Скользящие шаги" с Вб. Ребёнок на спине. Обе голени ребёнка захватываем так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности, а остальные - на задней. Одну ногу выпрямляем с одновременным встряхиванием, чтобы снять тонус мышц, и затем скольжением придвигаем стопу к попке. Когда эта нога полностью согнулась, выпрямляем другую, и опять скольжением стопы по поверхности стола придвигаем пяточку к попке. Так 5-6 раз каждой ногой. 5.3 Поворот на живот. Ребёнок на спине. Указательный палец левой руки вложите в левую ладонь ребёнка, остальные пальцы охватывают кисть. Ваша правая рука удерживает "вилочкой" голеностопы, слегка потянув их вниз, чтобы выпрямить ноги, левой рукой стимулируйте поворот таза, потянув руку ребёнка в сторону поворота. В положении на боку задержитесь, пусть потренирует мышцы, удерживающие голову. В сторону кривошеи это делается в 2 раза больше (2:1) - лёжа на боку, он старается приподнять голову и тем вытягивает короткую ГКСМ. Затем ручку выведите вперёд, чтобы ребёнок лёг на живот. Подправьте правую ручку, которая оказалась под грудью. Расправьте кисти. Упражнение тренирует вестибулярный аппарат, работают все мышцы туловища. Ослабленным и недоношенным это упражнение особенно рекомендуется. По 2-3 поворота в каждую сторону, можно несколько раз в день. При повороте на другой бок руки поменяйте.

Массаж спины и ягодиц

6.1 попеременном Рс, но не всей ладонью, а только подушечками слегка согнутых пальцев (одна рука смещает кожу вверх, другая - вниз), с продвижением по всей спине.

6.3СПР4 или СПР гребне/она спине делается одновременно двумя руками по обе стороны от позвоночника, но одна рука выше другой на 4-5см, чтобы не натягивать кожу. Ягодицы лучше растирать поочерёдно. По 2-3 Пг до и после Рс.

7. Лечебная гимнастика:

7.1 Положение "пловца".Ребёнок на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребёнка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу ("вилочка"), приподнимите ноги ребёнка, чтобы подвести ладонь другой руки под живот, создав ему опору, и поднимите малыша над столом на несколько секунд 1 раз. Тело ребёнка лежит горизонтально на ладони, как на площадке. При этом работают вся задняя группа мышц шеи и туловища.

7.2 "Ходьба". Этот врождённый рефлекс сохраняется до 4 месяцев.

7.3 Хорошо покачаться на мячесначала на животе, но амплитуда качания добавляется: вперёд до упора раскрытыми ладонями о стол (или пол), а назад до упора стопами о поверхность, побуждайте самостоятельно отталкиваться. Затем переверните на спину на мяч и покачайте в различных направлениях, но с меньшей амплитудой. Страхующая рука в области нижней части груди.

7.4Мяч можно класть в ноги ребёнку, когда он лежит на животе в кроватке, чтобы он подпинывал его и тем тренировал опорность стоп.

К 3 месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук, а к 4 мес. – ног. Движения конечностями становятся более точными и свободными. Теперь можно вводить пассивные упражнения для рук и ног. Чтобы ещё лучше расслабить конечность, её надо встряхнуть.

7.5 "Скрещивание рук на груди". Ребёнок на спине. Вложите свои большие пальцы в ладони ребёнка, остальными слегка придерживайте кисти. Разведите руки малыша в стороны, затем перекрестите их над грудью, чередуя то правую сверху, то левую. Темп медленный, 6-8 раз.

7.6 "Бокс".Ребёнок на спине. Свои большие пальцы вкладываем ребёнку в ладони, остальными слегка придерживаем его кисть, попеременно сгибаем и разгибаем руки малыша, имитируя движения боксёра, слегка поворачивая ребёнка с боку на бок. Руку при разгибании движем вперёд и к центру, слегка приподнимая плечо, 5-6 раз каждой рукой.

Месяцев

Продолжительность зарядки увеличивается. С 4-5 мес. можно пробовать включать в работу палочку диаметром 1-2см или кольца от спортивного комплекса. Дайте малышу кольца (или палочку) в руки, не выпуская из своих рук. Первое время можно придерживать руки малыша - страховать его. Невысоко приподнимите его над кроватью. Ребёнок, у которого развиты хватательный рефлекс и рефлекс самосохранения (они отсутствуют при тяжёлой родовой травме), никогда не отпустит ручки. Это первый шаг к тому, что ещё месяц, два или три - и он сможет подползти, например, к шведской стенке-лестнице и, схватившись за нижнюю перекладину, подняться на ножки и встать. Если вы с первых дней жизни не занимались спец. гимнастикой с ребёнком, малыш может в любой момент отпустить руки.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата:

1)Покачивание. Попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская его ножками на свой живот. Это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног.

2)Покружите ребёнка, удерживая его на боку. Начинайте упражнение медленно и осторожно. Если по какой-либо причине вашему ребёнку что-то не нравится, то, скорей всего, вы действуете слишком быстро. Замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятия с 10-15 секунд. На каждое упражнение 30-40 сек.

3)Тонус мышц-сгибателей исчезает, и размахивание руками и ногами свободное и целенаправленное. Если кисть хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать.

4)Скрещивание рук на грудиделается с различным ритмом: то быстрее, то медленнее.

5)Вмассаже ног добавляется разминание:

5.1валяние: нога берётся между двух ладоней и производятся энергичные, смещающие мышцы поперёк, круговые движения. Движение напоминает скатывание трубочки из пластилина, 2-3 раза от стопы к бедру и обратно.

5.2продольное Рм.При продольном Рм нога берётся за голень, пятка в ладони. Другая рука обхватывает мышцы по наружной поверхности и смещает их в сторону большого пальца. Избегайте резких движений и защипывания между пальцами. Пройтись по ноге 2-3 раза.

6) ЛГ:

6.1 Скользящие шаги выполняются с различным темпом: медленно – быстро - медленно.

6.2 Одновременное сгибание и разгибание ног. Исходное положение – на спине. Ноги обхватываем ниже коленей, большие пальцы смотрят друг на друга. Ноги сгибаем одновременно, колени разведены, с лёгким нажимом на живот, 5-6 раз, под ритмичный счёт. Если ребенок не хочет сгибать ногу, необходимо помассировать под коленом, тогда согнёт. Сопротивление разгибанию ликвидируется потряхиванием.

6.3 Поворот со спины на живот без помощи за руку. Захватываем оба голеностопа и поворачиваем, остальное он сам доделает. В обе стороны по 2-3 раза. Упражнение сопровождаем командой: "Повернись на живот"

7) массаж спины и ягодиц: пиление, сдвигание,накатывание, поколачивание, пощипывание,рубление.В области почек не колотим.

8)Лечебная гимнастика: "Парение" в положении на животе. Ладони помещаем под живот, мизинцы соединяем, большие пальцы отводим на нижние рёбра. Ноги ребёнка должны упираться вам в грудь. Ребёнок прогибается назад дугой, тренируя заднюю группу мышц и вестибулярный аппарат.

9) При массаже живота применяется стимулирующее пощипывание вокруг пупка для профилактики грыжи.

10)Присаживание с прогибанием позвоночника. Исходное положение – на спине. Присаживаем за выпрямленные руки, доводим до положения сидя. Захватить обе его руки своей рукой, а второй рукой провести по паравертебральным областям снизу вверх. Ребёнок разгибает спину, 1-2 раза. Поддерживаем за затылок и опускаем на стол. Здесь задействованными оказываются передняя и задняя группы мышц. Это подготовка к самостоятельному сидению.

11) Массаж стоп- поколачивание по подошвам.

12) Лечебная гимнастика:

"Парение" Исходное положение - на спине. Встаём со стороны головы. Обхватываем за нижнюю часть грудной клетки так, чтобы большие пальцы оказались на паравертебральной линии, остальные подмышками и ниже. Приподнимаем малыша в горизонтальном положении. Ребёнок тянет голову вперёд, напрягая мышцы передней половины тела. Начните наклонять его из вертикального положения постепенно.

Круговые движения руками. Исходное положение – на спине. Вложите свои большие пальцы в ладони ребёнка, осторожно отведите руки ребёнка в стороны, поднимите через стороны к голове, затем опустите вперёд и вниз, 4-6 раз под ритмичный счёт. Для рук это сложное движение, не переусердствуйте.

"Ползание". Обхватив ноги ребёнка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких движений придержите ноги в положении сгибания с разведёнными бёдрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.

Месяцев

К 6-7 месяцам самостоятельно ползает, поворачивается со спины на живот и наоборот, сидит без поддержки. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Важно не только то, чтобы к 7 месяцам сидел, а к 1 году ходил, но ещё важнее, как он это делает.

Руки и ноги уже не массажируются. Массаж тела становится энергичным, со всеми знакомыми приёмами.

1)Скрещивание рук на груди с различным темпом, под ритмичный счёт. Повторить 6-8 раз. В руки можно вложить кольца или ручки игрушек.

2)Сгибание и разгибание ног, имитируя ходьбу и бег, 4-6 раз.

3)Поворот со спины на живот по просьбе: "Повернись на живот." Можно слегка помочь за ногу и показом игрушки.

4)Массаж спины - все приёмы по 5-6 пассов, между ними 2-3 Пг.

5)Ползание на четвереньках. Ставим на четвереньки и побуждаем ползти за игрушкой. Когда самостоятельно научится ползать, исключаем из занятий, пусть сам ползает по квартире.

6)Массаж живота. Всё то же, с СПР по прямым мышцам живота.

7)Присаживание за одну руку. Исходное положение - на спине. Своей рукой придерживаем ребенку колени, а другой рукой берём за руку и просим: "Сядь". По 2 раза за каждую руку, укладывая его после присаживания на бок. В момент, когда сидит, проводим пальцами вдоль паравертебральных линий снизу вверх до разгибания спины.

8)Круговые движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счёт, вложив в кисти кольца или ручки от игрушек, 4-6 раз

9)Поднимание выпрямленных ног Исходное положение - на спине. Обхватываем за колени, большой палец на голени снизу, в сторону пятки, чтобы выпрямить ноги. Поднимайте ноги то вместе, то попеременно, 6-8 раз.

10)Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки. Исходное положение - на животе. Дайте захватить свои указательные пальцы, остальные страхуют за кисть. Своими ладонями упритесь в локти ребенка, чтобы не согнул руки и отведите их в стороны, проведите их вперёд и поднимите на уровень ушей (выше не надо, чтобы не повредить плечевые суставы). Стопы его пусть упрутся в ваш живот. Он разогнёт голову назад. Продолжайте поднимать его, пока не сядет на колени. Ваш ЛЗС под его локтем, чтобы руки были прямыми. 1-2 раза.

11)Присаживание за согнутые руки. Исходное положение - на спине. Дайте захватить свои большие пальцы, кисть захватить для страховки. Согнутые руки развести на ширину плеч, словесно побуждая, легонько тянем на себя. Он сгибает голову и начинает подтягиваться. Выполняется 1-2 раза.

12)"Тачка" (ходьба на руках). Приподнимаем ребёнка горизонтально над столом, его руки прямые, упираются в стол. Ваша рука под животом, вторая "вилочкой" держит за голеностопы. Когда ребёнок поднимет голову, побуждаем его «идти» на руках вперёд. Последовательность можно менять.

Месяцев

Упражнения на чувство равновесия:

1. Перекатывание "брёвнышком". Обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, передвигаясь за ним. После этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение. Когда ваш ребёнок научится самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны.

2.Подталкивание. Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны. Упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках.

3.Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях. Позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его.

4.Кружение за руки. Повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках. Покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону.

5.Ускорение. Поверните ребёнка к себе и возьмите подмышки. Подбросьте его невысоко в воздух и поймайте. Обычно это упражнение очень нравится малышам; ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает вам в руки.

6.Покачайте вниз головой. Цепко захватите ребёнка за лодыжки и поднимите. Лучше, если он будет находиться к вам лицом. Начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону.

7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Предложите ему дотянуться ногами до палочки или игрушки выпрямленными ногами. Если вы с ним занимались раньше, он сообразит. Попросите пальцами ног захватить палочку. Выполнить 3-4 раза, в медленном темпе.

8. Наклоны. Ребёнок стоит спиной к вам. Ладонью левой руки прижмите его колени к своему животу, предупреждая сгибание коленей, ладонь правой руки лежит на животе, чтобы не сместить центр тяжести. Положите на стол перед ним любимую игрушку и попросите достать, не сгибая ноги, а затем встать, 2-3 раза. Это упражнение тренирует мышцы спины.

9. Приседания. Если ребёнок хорошо стоит без опоры, словами побудите его присесть с разведёнными в стороны коленями, а затем встать. При этом держите его за руки, когда встаёт, поднимите его руки вверх так, чтобы он встал на носочки, 4-6 раз.

10. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно. Если садится самостоятельно, 1 раз. Если помогает себе опорой на руку, то и с другой рукой пусть присядет, для симметрии.

11. Обучение ходьбе. Поставьте спиной к себе, на свои ноги (босиком), поддерживайте за подмышки.

I. Кривошея

Причины:перетянутая пуповина; неправильный уход; миозит ШГКСМ; ожоги; травма во время родов; ГКСМ недоразвита, часть её замещена в средней и нижней части соединительной тканью, уплотнена, утолщена; ПГЭ; повышение тонуса ГКСМ.

Симптоматика: yаклон головы в сторону поражённой мышцы, лицо повёрнуто в противоположную сторону. К 3-4 неделям появляется наклон и поворот головы за счёт укорочения мышцы (образовавшаяся в родах гематома замещается в последующем соединительной тканью). При выраженной кривошее может быть асимметрия лица и черепа – опущена щека, уже глаз, лицо утянуто.

Лечение начинают с 2-3 недельного возраста. Без лечения болезнь может привести к деформации лица и сколиозу.

Лечение положением. Начинают с лечения положением (укладка):

1)Вместо подушки - «бублик»из свёрнутой в трубочку пелёнки, концы закрепляются, чтоб не поворачивал голову в сторону кривошеи. С боков валики из пелёнок; полужёсткий матрац;

2) Мешок на сторону короткой мышцы (полотняный, наполненный, например, солью). Пассивное растяжение поражённой мышцы. И формирование правильной схемы тела (чтобы неправильное положение головы не стало привычным и не воспринималось ребёнком как естественное);

3) Повязкаватно-марлевая наискосок от шеи до противоположной подмышки (со здоровой стороны) – механическое вытяжение мышцы. Стал старше – воротник

4) Сон на стороне кривошеи на боку – высокая подушка; на здоровой стороне – без подушки – механическое вытяжение. Ребёнок должен лежать на жёстком матраце без подушки. Проконтролируйте, чтобы тело ребёнка лежало симметрично.

План массажа:

1) общий массаж, но упор на шею, лицо, ГКСМ.

2) Пг, Рс на здоровой стороне, т.е. (+);

3) на больной стороне – Пг, лабильная непрерывная Вб, нежное растяжение по надплечьям (-).

4) Укрепляющий массаж области лопатки на поражённой стороне (+): Рс, пощипывание, пунктирование, поколачивание. Спереди грудной клетки – на больной стороне – расслабляющий массаж.

5) На поражённой мышце (ГКСМ) только расслабляющие приёмы – нежное Пг от сосцевидного отростка до ключицы, Рс подушечкой одного пальца, Вб по ходу мышцы. Растягиваем короткую мышцу, начинаем с середины (очень нежно гладим).

6)Здоровую ГКСМ массируют более энергично по (+): Рс, лёгкая Вб 5-6 раз, Рм щ/о сверху вниз 5 раз, крайне тщательно и осторожно между 2ым и 3им пальцами, после щ\о приёмов не гладим. 7) 7)При асимметрии лица можно применять массаж щёки: со здоровой стороны Пг и Рс, с больной – Пг и Вб в направлении вниз.

ЛФК:

1) выкладывают на бок и рефлекторное разгибание позвоночника – рефлекс Галанта; соотношение 1:2, 1:3 (на здоровом боку – 1, со стороны кривошеи – 2 или 3);

2) поворот со спины на живот (способствует подниманию головы в здоровую сторону и

повороту в больную (коррекция кривошеи);

3) плавание на «больном» боку с поплавком под головой.Упражнения надо выполнять вдвоём. Ваш помощник удерживает руки и тело ребёнка так, чтобы плечевой пояс располагался параллельно краю стола, а голова и шея свешивались. Вы мягко, но надёжно удерживаете голову малыша. Не забываёте, что в исходном положении тело и голова должны располагаться ровно, по одной линии. Постепенно уменьшайте поддержку головы малыша так, чтобы под тяжестью собственного веса голова свешивалась назад (как бы запрокинутая назад голова, если бы стоял).

При этом грудино-ключично-сосцевидные мышцы расслабляются и растягиваются. Ваши руки ограничивают малышу как наклон, так и поворот головы, т.е. упражнение выполняется симметрично, в передне-заднем направлении. А теперь поднимите голову малыша так, чтобы подбородок малыша коснулся груди. Повторите упражнение 4-6-8 раз.

5) Исходное положение - на здоровом боку. Плечо на столе, а голова на весу. Голова малыша лежит на вашей руке. Постепенно уменьшайте поддержку так, чтобы голова свешивалась под собственным весом, а короткая ГКСМ растягивалась. Поднимите голову в И.П. или немного выше и повторите упражнение 4-8 раз.

6) Исходное положение – ребёнок лежит на спине на столе, а голова на весу. Один удерживает голову, а другой - плечи. Наклоняйте голову малыша к плечевому суставу в здоровую сторону. Стремитесь к тому, чтобы ухо коснулось сустава. При этом растягивается поражённая мышца. Верните голову в И. П. Повторите 2-3 раза. Затем наклоните голову в больную сторону – 1 раз. Повторите весь цикл 4-8 раз. Обратите внимание на асимметричность нагрузки при выполнении этого упражнения: 3-4 наклона в здоровую сторону и 1 наклон - в больную.

7)Исходное положение - на спине со свешенной головой. Поворот головы (носом) в сторону поражения (короткой мышцы), чёткий возврат в среднее положение. Поворот в здоровую сторону (руки держат голову в районе ушей, концы пальцев в углу нижней челюсти). Поворачивая голову, стремитесь к тому, чтобы подбородок малыша достал до плечевого сустава. Нагрузка так же асимметрична: 3-4 поворота влево (больная сторона) - 1 поворот вправо (здоровая). Повторите упражнение 4-6-8 раз.

II. Пупочная грыжа

Возникает вследствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупочного кольца. Провоцирующим моментом является длительное повышение внутрибрюшного давления в результате сильного кашля, запоров, продолжительного плача. Образованию пупочной грыжи способствует рахит и гипотрофия, снижающие тонус мышц. Часто грыжа развивается у недоношенных детей. При нормальной деятельности кишечника и физических упражнениях может наступить самоисцеление.

Лечебный массаж можно начинать с 2-3 недельного возраста, на фоне общего массажа. Мягко вправить грыжу, «утопить» тенаром или пальцами одной руки, а другой делать массаж.

План массажа:

1)Живот (круговое ППП, встречное Пг, Спр4).

2)Косые мышцы живота.

3)Палец вводится в растянутое пупочное кольцо и массируется по кругу.

4)Спина.

5)Упражнения для ног – по возрасту. На всё 5-7 минут.

ЛФК. Спец. упражнения:

1) рефлекторное удержание тела ребёнка (горизонтально) в положении лёжа на боку. Выполняется в течение нескольких секунд на правом и левом боку поочерёдно;

2) перевод ребёнка из полувертикального положения в горизонтальное; рука матери захватывает обе руки ребёнка. Следить, чтобы голова не запрокидывалась;

3) удержание тела ребёнка на весу (горизонтально) в положении на спине ребёнка, рука матери поддерживает голову ребёнка, а другой рукой делает точечный массаж в области пупка:

4) повороты со спины на живот с помощью взрослого; правой рукой держим ребёнка за обе ноги, а левой – помогаем за руку;

5) рефлекторное ползание на животе - колени в стороны, стопы соединены, четыре пальца под тылом стопы, а затем большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим подошвам, ребёнок при этом отталкивается, разгибая ноги. Ваши руки должны быть плотно прижаты к столу, создавая опору;

6) выкладывание на мяч – на живот и на спину;

7) «парение» на спине – ребёнка удерживаем

Наши рекомендации