Повторение. Метаболические процессы обмена углеводов.

1) Для систематизации знаний по обмену углеводов, заполните таблицу:

Метаболические процессы обмена углеводов Значение процесса Органы, ткани, где процесс протекает наиболее активно Ключевые (регуляторные) ферменты Регуляция активности ключевых ферментов
Гормон-активатор и механизм регуляции Аллостерический активатор
Процессы утилизации глюкозы          
Гликолиз          
ПФП          
Гликогеногенез          
Процессы образования глюкозы          
Гликогенолиз          
Глюконеогенез          

2) Охарактеризуйте особенности обмена углеводов в мышечной ткани в период покоя и при физической нагрузке: назовите метаболические процессы, протекающие в данных условиях.

3) Охарактеризуйте особенности обмена углеводов в эритроцитах. Назовите метаболические процессы обмена углеводов, протекающие в эритроцитах. Почему в эритроцитах всегда протекает анаэробный гликолиз? Каково первостепенное значение гликолиза в эритроцитах? Для чего в эритроцитах активно протекает пентозофосфатный путь окисления глюкозы?

4) Какие метаболические процессы обмена углеводов протекают особенно активно (или преимущественно) в печени? *Что такое уроновые кислоты (глюкуроновая и идуроновая) кислоты и для чего они образуется из глюкозы в печени?

5) Каковы особенности обмена углеводов в головном мозге? Известно, что мозг использует 25% потребляемого организмом кислорода. Объясните, почему.

Сахар крови и его регуляция.

6) Назовите концентрацию глюкозы в крови в норме натощак. Как изменяется содержание глюкозы в крови после приема пищи? Объясните понятие «алиментарная гипергликемия». Объясните, как регулируется метаболизм глюкозы после приема пищи (назовите гормон и метаболические процессы, которые он «запускает», механизм действия гормона и ключевые ферменты, которые он активирует). Назовите возможные причины гипергликемии, несвязанные с приемом пищи.

7) Объясните понятие гипогликемия. Назовите возможные причины гипогликемии. При какой концентрации глюкозы в крови возникает гипогликемическая кома? Объясните, как регулируется метаболизм глюкозы в постабсорбтивный период, при голодании, физической нагрузке и стрессе (назовите гормоны и метаболические процессы, которые они «запускают», механизм действия гормонов и ключевые ферменты, которые они активируют).

Нарушения обмена углеводов при сахарном диабете.

8) Назовите типы сахарного диабета (СД) и их возможные причины. Объясните понятие «инсулинорезистентность» и каковы её возможные причины.

9) Охарактеризуйте индекс инсулин / глюкагон при СД. Каковы причины гипергликемии при СД?

10) Объясните причины возникновения следующих симптомов СД: глюкозурия (назовите почечный порог глюкозы), полиурия, полидипсия, утомляемость.

11) Объясните причины острых осложнений СД: гиперосмолярной комы, кето- и лактацидотической комы, гипогликемической комы при инсулинотерапии.

12) Какова причина поздних осложнений СД? Охарактеризуйте процесс неферментативногогликозилирования белков и превращение глюкозы в сорбитол.Приведите примеры поздних осложнений СД.

13) Какие биохимические анализы можно использовать для диагностики СД? Что такое сахарная кривая и тест на толерантность к глюкозе?

14) Почему больным сахарным диабетом рекомендуют заменять глюкозу фруктозой?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОЛЛОКВИУМУ ПО ТЕМЕ:

ОБМЕН УГЛЕВОДОВ

  1. Охарактеризуйте переваривание углеводов пищи как химический процесс. Назовите ферменты, место их синтеза и работы, оптимальные значения рН, субстраты и продукты реакций. Происходит ли переваривание углеводов пищи в желудке человека? Почему?
  2. Как всасываются продукты переваривания углеводов пищи в кишечнике? Назовите механизмы транспорта глюкозы в энтероциты, в кровь и в ткани.
  3. Приведите примеры нарушений переваривания и всасывания углеводов пищи.
  4. Какова роль инсулина в транспорте глюкозы? Какие ткани являются инсулинозависимыми?
  5. Назовите и охарактеризуйте первую реакцию метаболизма глюкозы после её поступления в клетку. Каков биологический смысл этой реакции? Назовите возможные пути использования глюкоза-6-фосфата в клетках.
  6. Охарактеризуйте аэробный и анаэробный гликолиз: назовите основные этапы, ключевые реакции, реакции, требующие затрат АТФ, реакции, сопровождающиеся синтезом АТФ. Назовите метаболиты гликолиза, имеющие макроэргическую связь, какова роль этих метаболитов? Какова роль гликолиза? Каков энергетический выход аэробного и анаэробного гликолиза? В чем состоит анаболическое значение гликолиза? Охарактеризуйте окислительную реакцию гликолиза. Какова «судьба» NADH при аэробном и анаэробном гликолизе? Назовите механизмы транспорта NADH в митохондрии и охарактеризуйте процесс его окисления в ЦПЭ и сопряженный с ним процесс синтеза АТФ.
  7. Охарактеризуйте процесс полного окисления глюкозы. Каков энергетический выход процесса?
  8. Охарактеризуйте значение гликолиза в эритроцитах. Какова роль 2,3-дифосфоглицерата?
  9. Охарактеризуйте метаболические процессы: пентозофосфатный путь окисления глюкозы, гликогеногенез, гликогенолиз, глюконеогенез.

Для характеристики используйте план: когда идет процесс, в каких тканях (органах) преимущественно, значение процесса, ход реакций, регуляция (гормональная, аллостерическая).



  1. Какова роль инсулина, глюкагона, кортизола и адреналина в регуляции обмена углеводов?

Для характеристики гормона используйте план: химическая природа, место и особенности синтеза, сигнал для секреции, транспортная форма в крови, мишени, механизм действия (передача сигнала в клетки, ключевые ферменты, метаболические процессы, которые гормон «запускает»), конечный эффект.

  1. Как изменяется уровень глюкозы в крови в зависимости от приема пищи и уровня физической активности? Какова норма глюкозы в крови натощак (ммоль/л и мг/дл)?
  2. Какие витамины необходимы для обмена углеводов? Назовите реакции, в которых эти витамины принимают участие как коферменты.
  3. Охарактеризуйте обмен галактозы и фруктозы, а также их нарушения.
  4. С чем связаны нарушения мобилизации гликогена? Каковы последствия этих нарушений?
  5. Какие изменения углеводного обмена отмечаются у больных алкоголизмом?
  6. Охарактеризуйте причины сахарного диабета и нарушения обмена углеводов при данной патологии. Какова причина гипергликемии при сахарном диабете? Назовите симптомы сахарного диабета. Какова их причина? К каким последствиям приводит гипергликемия? Почему при сахарном диабете рекомендуют использовать фруктозу вместо глюкозы? Какие рекомендации по образу жизни можно дать больным сахарным диабетом?

Задачи к коллоквиуму и тренировочные тесты представлены на сайте НГМУ в документах кафедры (см. папки по факультетам – 2 курс – УМКД Биохимия - 3 семестр – задания для подготовки к коллоквиуму: тестовые задания, задачи).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

Наши рекомендации