Аптекари, рудокопы и астрономы
В качестве самостоятельных учреждений аптеки (от греч. apotheke — «склад») появились в Арабском халифате. Первое заведение, осуществлявшее изготовление и отпуск лекарств, было открыто в 754 году при багдадской центральной больнице. Следом начали действовать аптеки в испанских городах Толедо и Кордова, к XI столетию распространившись по всей Европе. Средневековые фармацевтические лавки размещались в одной комнате, где аптекарь готовил немудреные снадобья, принимал посетителей и даже выращивал небольшие растения.
Венецианский аптекарь. Копия картины П. Лонги
Развитие медицины в эпоху Ренессанса повлекло за собой расширение знаний о приготовлении лекарств, что сказалась на размахе аптекарского дела. В XIV–XV веках фармацевты занимали целые здания с множеством просторных помещений. В самой большой комнате находилась лавка, где хозяин принимал посетителей, выписывал рецепты, предварительно проведя беседу о болезни. Задние помещения дома приспосабливались под кладовые; здесь хранилось сырье и стояло оборудование для помола. Микстуры и порошки изготавливались в лаборатории, непременным атрибутом которой были печь и дистилляционный аппарат.
Крошечные оконные садики постепенно «разрослись» в настоящие «сады здоровья»: участки рядом с аптекой использовались для культивации лекарственных растений. Помимо трав, европейские аптекари применяли продукты животного происхождения и минералы. Знатоком минерального сырья по праву слыл современник Парацельса немецкий ученый Георг Бауэр (1494–1555 годы), известный под прозвищем Агрико-ла. Именно он впервые обобщил геологический опыт предшественников, написав книгу «О горном деле и металлургии», служившую одновременно пособием по геологии и фармацевтике.
Оборудование средневековой аптеки
Готовые лекарственные препараты, всегда пользовавшиеся у европейцев большой популярностью, доставлялись в Европу из восточных государств. В период позднего Средневековья представления о действии лекарственных средств традиционно исходили от схоластики, потому были во многом ошибочны. Особо популярным препаратом считался териак, признававшийся панацеей вплоть до XX века. Согласно всеобщему мнению, приготовление этого вещества требовало торжественной обстановки, поэтому его рецепт знали только врачи. Териак «варили» на глазах у публики, устанавливая столы с оборудованием на улицах или площадях. Рецепт включал в себя 70 компонентов, а смесь настаивалась в течение полугода. Особо ценился венецианский териак.
Будучи опытными профессионалами, аптекари эпохи Возрождения внесли значительный вклад в становление медицины своего времени. Во всех странах Европы они занимали почетное положение, хотя их деятельность строго контролировалась государством. Несмотря на различие с врачебной деятельностью, работа фармацевта прямо влияла на процесс лечения: аптекарей уважали и немного боялись, так же как доктора.
Начиная с XVI века медики пользовались признанными фармакопеями (от греч. pharmakon — «лекарство» и poieo — «делать»), называя так официально утвержденный сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных препаратов. Первая фармакопея на латинском языке была опубликована в 1498 году во Флоренции. Российские врачи пользовались европейской фармакопеей с 1778 года, и только в 1886 году сборник перевели на русский язык, положив начало порядковой нумерации фармакопей. Последнее, 11-е по счету, издание вышло в 1987 году.
Больной, убегающий от аптекаря с клизмой
Становление аптекарского дела во многом обязано развитию медицинского направления в алхимии, иначе называемого ятрохимией (от греч. iatros — «врач» и chimeia — «химия»). Представители этой науки рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления, а болезни считали результатом нарушения химического равновесия. Таким образом, их задачей являлся поиск химических средств лечения заболеваний. Наибольший вклад в ятрохимию внес Парацельс, но не менее значительны заслуги польского астронома Н. Коперника (1473–1543 годы). Смелый преобразователь средневековой науки заложил основы современных представлений о строении Вселенной и всю жизнь служил медицине.
В 1491 году юный купеческий сын, рано оставшийся сиротой, поступил в университет Кракова, где с усердием изучал математику, теологию и медицину. По окончании учебы путешествовал по Германии и Италии, слушал лекции о разных университетах, прослушал курс в «Патавинской академии», одно время занимал должность профессора в Римском университете. В 1503 году Коперник вернулся в родной Краков и прожил семь лет, занимаясь со студентами, а в свободное время наблюдал за звездами. Однако шумная университетская жизнь скоро наскучила серьезному ученому, и в 1510 году он переселился в маленький городок на берегу Вислы.
В тихом Фромборке великий астроном провел последние 30 лет своей жизни. Исполняя обязанности каноника католического костела, он продолжал заниматься астрономией и бесплатно лечил горожан. Кроме того, Коперник увлекался приготовлением сложных лекарств. Один из его рецептов представлял собой длинный перечень трав, продуктов животного происхождения и минералов. В число 20 компонентов входили растертые кораллы, изумруд, сапфир, золото и серебро. К сожалению, автор не оставил указаний на применение столь дорогого лекарства, но в настоящее время рецепт имеет огромную историческую ценность, поскольку написан рукой великого ученого.
Безумные идеи Парацельса
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493–1541 годы), известный миру под именем Парацельс, критиковал древнюю медицину, основал ятрохимию, сочинял и читал лекции на немецком языке. Знаменитый врач эпохи Ренессанса происходил из старинного дворянского рода. Первым учителем будущего медика стал отец, к тому времени уже изрядно обедневший. Кроме родителя, врачебному искусству Парацельса обучал Йоганн Тритемий, печально известный пристрастием к лечебной магии.
Окончание университета в итальянском городе Феррара вовсе не означало завершения образования. Жажда знаний заставляла ученого колесить по свету. Посещая различные университеты Европы, он изучал методы лечения и приготовления лекарств. Оправдывая свою страсть к путешествиям, Парацельс писал: «Врач много путешествовать должен, что ни страна, то страница. Ногами ты должен ее пройти так, словно перелистываешь книгу». Участие в военных кампаниях позволило накопить значительный опыт полевого медика. Начиная с 1517 года Парацельс побывал во Франции, Италии, Англии и Шотландии, на Пиренейском полуострове, Скандинавии, доехал до Польши и Литвы. Некоторое время жил в Пруссии, Венгрии, Румынии. По слухам, он странствовал по Египту, Палестине, но самым невероятным представляется его пребывание в татарском плену.
В 1526 году, уже имея степень доктора медицины, Парацельс обрел право бюргерства в Страсбурге, где был принят в местный цех хирургов. В 1527 году обосновался в Швейцарии. Воспользовавшись покровительством книгоиздателя И. Фробена, получил должность главного врача Базеля. Современники отмечали скверный нрав ученого, вероятно, имея в виду постоянные конфликты с коллегами. Однако, как подобает любому талантливому и знающему человеку, Парацельс считал своим долгом бросать вызов невежеству. К сожалению, это касалось не только отдельных случаев; он поступал грубо всегда и со всеми.
На первой же лекции в Базельском университете доктор шокировал окружающих, начав читать на немецком языке. В то время традиции обязывали преподавать только на латыни. Однако такая дерзость объяснялась просто: «Родной язык понятен большему числу слушателей». Кроме того, студентам порекомендовалось сжечь все книги античных авторов, что было тотчас исполнено на городской площади.
Парацельс. Картина К. Метеиса
Деятельность городского врача началась с обращения в совет Базеля, содержание которого примерно таково: «Передать все аптеки города под мой надзор и разрешить мне проверять, хорошо ли аптекари знают свое дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства, не допускают ли они неоправданного завышения цен». Видимо, Парацельс получил разрешение, потому что вскоре последовал очередной конфликт. Аптекари, как ожидалось, нарушали правила и заслужили наказания в виде штрафа. Примерно в это время врач взял себе известный псевдоним. Новое имя подчеркивало его независимость от древнеримской медицины, в частности от знаменитого Авла Корнелия Цельса (греч. para — «мимо, извне»).
К ненависти городских провизоров присоединилось похожее чувство местных врачей и преподавателей, завидовавших успехам коллеги. Преследование закончилось обвинением в незаконном получении звания профессора университета. Парацельсу указали на его иностранное подданство и предложили без промедления покинуть Базель. Теперь он вновь не походил на «ученого доктора, который всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле — корабле дураков». Очередным местом обитания ученого стал поселок в Альпах, где он лечил бедняков, усердно работая над книгами. Здесь появилась на свет лучшая его медицинская работа «Великое врачевание ран». Потомки оценили начинания Парацельса, простив ему дурной нрав. Являясь одновременно теоретиком и практиком, он порицал врачей, не умевших разрабатывать собственные рецепты, выписывавших лекарства по древним книгам.
Сам Парацельс проявил новаторство, употребив в лечении минералы. До него компонентами лекарств являлись только продукты растительного и животного происхождения. Гонимый базельский доктор успешно применял ртуть и сурьму в лечении сифилиса, чем навлек на себя обвинения в изготовлении ядов. Однако ответом медика были убедительные доказательства пользы даже опасных субстанций: «Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством». Опыты Парацельса положили начало развитию ятрохимии. Подобно великому предшественнику, представители этого направления в медицине рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления, считая болезни результатом нарушения химического равновесия, оттого лечение также проводили химическими препаратами.
В последующие годы Парацельс много странствовал по землям Римской империи и родной Швейцарии. Во время коротких остановок проповедовал, помогал больным, проводил исследования по алхимии, астрологические наблюдения. В 1530 году в замке Бератцхаузен был завершен трактат «Парагранум». После недолгого пребывания в городах Аугсбург и Регенсбург в начале 1531 года он перебрался в Санкт-Галле и смог закончить многолетний труд «Парамирум», представлявший мысли о происхождении и протекании болезней. Через два года Парацельс остановился в городе своего детства Виллахе, где написал книги «Лабиринт заблуждающихся медиков» и «Хроника Каринтии».
В последние годы жизни созданы «Философия» и «Потаенная философия», «Великая астрономия» и странная «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах». К тому же времени относятся опыты по созданию искусственного человека, выразительно описанные в одном из его трактатов: «Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Они могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, а лишь посредством мастерства искусного алхимика. Создание гомункулов до сего дня хранилось в глубоком секрете, и философы древности подвергали сомнению возможность этого. Однако подобные вещи могут быть осуществлены посредством алхимического искусства. Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на 40 дней и „намагнетизировать“, она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако будет прозрачной и бестелесной».
Далее опыт продлевается еще на 40 недель: «Если теперь его искусственно питать и держать в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя. Члены его будут развиты так же, как и у любого другого ребенка, рожденного женщиной, но будут намного меньше. Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка. Когда оно станет старше, приобретет разум и интеллект, то будет в состоянии само заботиться о себе. Это и есть одна из величайших тайн, и она, должно быть, останется таковой до того дня, когда будут открыты другие тайны».
В 1541 году измученный скитаниями Парацельс поселился в доме Зальцбургского архиепископа, но прожил у него совсем недолго. Однажды во время обеда на постоялом дворе он по обыкновению поссорился с местными и был убит во время драки.
Мировоззрение Парацельса можно назвать своеобразным теософским натурализмом, определившимся под влиянием Платона и Пифагора, а также навеянным собственными оригинальными взглядами. Сближая химию и медицину, ученый утверждал, что «живые организмы состоят из тех же веществ — ртути, серы, соли которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них». Таким образом, великий медик видел в действии живого организма химический процесс. Следовательно, призванием алхимика, по его мнению, являлось не добывание золота или серебра, а приготовление лекарств, помогающих человеку изгнать болезнь.
Подобно многим своим современникам, Парацельс терзался, понимая собственную противоречивость. Признавая реальность мира и его материальную сущность, он все же непреодолимо увлекался магией. Именно своеобразное раздвоение личности позже привлекло поэта И. Гёте, избравшего Парацельса прототипом главного героя поэмы «Фауст»:
Вот почему я магии решил предаться,
Жду от духа слов и сил,
Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб не болтать, трудясь по пустякам,
О том, чего не ведаю я сам,
Чтоб я постиг все действия, все тайны
Всю мира внутреннюю связь;
Из уст моих чтоб истина лилась…
Философия Парацельса отталкивалась от идеи единства мироздания, от взаимосвязи людей, Вселенной и Бога. Назвав человека микрокосмом, то есть малым миром, ученый заключил в него свойства и природу всех вещей. Согласно взглядам Парацельса, человек изготовлен Создателем из экстракта целостного мира макрокосма, а весь процесс походил на грандиозную алхимическую лабораторию.
Параллельное существование человека и мира якобы создает возможность некоего воздействия на природу, причем с помощью тайных средств. Для человека нет ничего запретного, он способен и обязан получать возможные знания, исследовать сущности, находящиеся в природе и за ее пределами. Отличаясь оригинальностью, автор теории предоставлял похожее качество своему микрокосму. Человека не может остановить какая-либо необычность, потому что нет ничего невозможного для Создателя.
Парацельс четко определил путь к постижению природы и овладению ее силами, назвав этот процесс познанием собственной души. Воображение понимается магическим созиданием образа как реальной оболочки для мысли. В качестве основных элементов космического тела называются земля, вода, воздух и небо. Кроме того, существуют три начала, выраженные в ртути, сере и обычной соли, понимаемые как особый способ действия тел. Все природные образования, по Парацельсу, причем не только растения и животные, но и металлы и минералы, являются продуктами развития особых «семян», хранящих в себе начало жизни. Поскольку окружающий Парацельса мир населен духами — «нимфам, сильфами, пигмеями, саламандрами, гигантами и прочими…», предназначение медицины — восстанавливать порядок, нарушенный вторжением чуждого духа. Жизненным духом каждого существа он считал архея, обитающего в здоровом организме. На основании этих рассуждений автор делал вывод об обязательном для любого врача знании астрологии.
Знаменитый врач-практик постоянно обращался к звездам, помня о том, что нельзя ставить себя в зависимость от небесных светил. В случае если это происходит, то «такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нем. Он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами». Современные астрономы отдали честь предшественнику, назвав его именем астероид и лунный кратер.
Анатом Леонардо
Подробное жизнеописание Леонардо да Винчи (1452–1519 годы), флорентийского живописца, скульптора и ученого составлено его современником, биографом Джорджо Вазари. «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, — восхищался историк, — обычно естественным или сверхъестественным путем на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары. Иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в сочетание, божественное настолько, что, куда бы человек ни обращался, каждое его действие оставляет позади себя всех прочих людей. Такой человек являет собою нечто дарованное Богом, а не приобретенное человеческим искусством».
От природы наделенный многочисленными талантами, дополнив их неиссякаемой любознательностью, Леонардо да Винчи обладал непостоянным нравом и к тому же был немного ленив. По свидетельству современников, он владел основами разнообразных наук и мог бы добиться «великих преимуществ, не будь столь переменчивым». Действительно, принимаясь за изучение определенного предмета, художник, бросал его тотчас после того, как узнавал лишь суть. Например, в математике он достиг немалых успехов. Постоянно пребывая в сомнениях, ученый выдвигал противоречивые доводы, ставившие в тупик учителя. Потратив немалые усилия на занятия музыкой, Леонардо научился прекрасно петь, импровизируя на лире, но прекратил уроки, едва успев достичь некоторого мастерства.
Для самого Леонардо искусство и наука связывались неразрывно. Однако в «споре искусств» предпочтение отдавалось живописи как наиболее интеллектуальному, по его мнению, виду деятельности. Великий мастер видел в рисовании универсальный язык, подобный математике в сфере наук, которым можно выразить все многообразие мира.
Предполагаемый портрет Леонардо да Винчи
Видимо, рисование стало единственным занятием, не наскучившим великому мастеру. В течение жизни он «упражнялся во всех науках, куда входит рисунок». Одной из таких сфер стала теоретическая анатомия. Начиная с зарисовки смеющихся голов, могучих и немощных торсов, рук, ног, художник увлекся медициной. Вазари вскользь упоминал о «Книге по анатомии лошадей, составленной мастером для своих научных занятий».
Анатомическим исследованиям Леонардо да Винчи способствовала дружба с философом Маркантонио делла Торе, читавшим лекции по анатомии в местном университете. Профессор сам писал книги, а художник помогал ему их иллюстрировать. Подобно другу, Леонардо «видел медицину в свете учения Галена», однажды решив представить анатомию образно. На подготовительном этапе мастер готовил модели для рисунков, собственноручно очищая трупы от кожи и мышц. Обобщив результаты вскрытий в детализированных рисунках, художник заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, он рассматривал человеческий организм как образец «природной механики».
Атлас по анатомии в исполнении великого Леонардо включал в себя 7000 листов текста, сопровождавшегося великолепными рисунками красным карандашом. На иллюстрациях представлены трупы, отдельно мышцы и кости, череп в различных пропорциях, скелет человека целиком и отдельные его части. «С величайшей тщательностью, — писал Вазари, — на этих рисунках, заштрихованных пером, изображались все кости, а затем по порядку соединялись сухожилиями и покрывались мышцами. Первыми рисовались те, которые прикреплены к костям, вторыми те, которые служат опорными точками. Третьими мышцами были те, которые управляют движениями. Тут же в разных местах он вписывал буквы неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот так, что нельзя их разобрать, ибо читать нужно не иначе как с зеркалом».
Большая часть листов с зарисовками человеческой анатомии долгое время находилась в архиве миланского дворянина Франческо Мельци. В молодости он был близко знаком с Леонардо да Винчи и счел долгом сохранить для потомков труды своего кумира. Сеньор Мельци очень дорожил этими листами и хранил их как реликвию наряду с портретом самого автора. Все, кому посчастливилось общаться с мастером, удивлялись разносторонности его таланта, представляя невозможным, чтобы «божественный дух» так обстоятельно рассуждал о костях, мышцах и сухожилиях.
Вид черепа. Леонардо да Винчи. 1489 год
Впрочем, «божественный дух» часто любил пошутить, используя для этого свои научные познания. Однажды он очистил от жира бараньи кишки настолько тщательно, что тонкие органы полностью уместились на ладони. Поместив в соседней комнате кузнечные меха, прикрепил к ним один конец кишок и надул, предварительно пригласив гостей. Постепенно внутренности полностью заполнили комнату, а перепуганные зрители забились в угол. В это время Леонардо сопровождал опыт рассказом о том, что «прозрачные и полные воздухом кишки, занимавшие вначале мало места, могут занять места очень много только благодаря его таланту».
Впервые описав кости и нервы, Леонардо да Винчи особое внимание уделил проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, кроме того, стремился ввести экспериментальный метод в биологию. Пользуясь покровительством флорентийского герцога Джулиано Медичи, питавшего пристрастие к наукам, художник дополнил анатомические опыты занятием алхимией. Разработал способы полировки зеркал, изготавливал масла и лаки, предназначенные для большей сохранности своих картин.
Главные органы сердечно-сосудистой и половой системы женщины. Леонардо да Винчи
Следствием увлечения биологией стало утверждение ботаники как самостоятельной науки. Художник представил классические описания расположения листьев, явлений гелио — и геотропизма (ростовых движений), корневого давления и движения соков растений. Однако даже в этой серьезной области мастер не отказывался от забав. Пользуясь особой восковой мазью собственного изготовления, он сделал «тончайших зверушек». Наполняя фигурки воздухом, надувал и отпускал, весело наблюдая за полетом. Вазари рассказал, каким образом была преображена обычная ящерица, найденная садовником в парке. Леонардо прикрепил к ней крылья из чешуек кожи, содранной с других ящериц, и наполнил чешуйки ртутным составом так, что они затрепетали. Затем приделал ящерице глаза, рога, бороду и держал животное в коробке, пугая домашних.
«В Леонардо из Винчи, помимо телесной красоты, никогда, впрочем, не получавшей достаточной похвалы, была безграничная прелесть. Таланта было столько, и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и дерзания были всегда царственны и великодушны. Слава его имени так разрослась, что ценим был не только в свое время, но и после смерти, когда среди потомства приобрел еще большую известность. Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сэра Пьеро из Винчи…»
Изучение скелета. Леонардо да Винчи
После смерти Франческо Мельци бесценное наследие Леонардо да Винчи отдельными частями попало в частные архивы и библиотеки Италии. Документы долго не публиковались, но во второй половине XVIII века его рукописи начали собирать, классифицировать, в итоге были составлены 13 томов различной тематики. Тексты и рисунки медицинского характера представлены в разделе «Анатомические тетради», изданном в Турине только в 1901 году. Таким образом, научные работы великого Леонардо вышли в свет намного позднее трудов его последователей, самым известным из которых был Андреас Везалий.
Везалий и научная анатомия
Знаменитый ученый Андреас Везалий (1514–1564 годы) сумел исправить ошибки предшественников и значительно расширил анатомические знания своего времени. Обобщив и классифицировав известные сведения, он преобразовал анатомию в истинную науку. Желание заняться медициной у Андреаса, вероятно, появилось еще в раннем детстве. Его дед являлся автором «Комментариев к афоризмам Гиппократа», а отец был известным в Брюсселе практикующим врачом. Впечатления от прочтения медицинской литературы привели мальчика на путь самостоятельного изучения природы. Интерес к строению тела домашних животных натолкнул на решение заниматься рассечением трупов мышей, птиц, собак.
Получив солидное образование в университетах Лувена, Монпелье и Парижа, Везалий увлеченно изучал анатомию, с опасностью для жизни добывая человеческие трупы. Вследствие своей религиозности медик перед каждым вскрытием просил прощения у Бога. Еще в годы учения Везалий испытывал сомнения по поводу того, что вскрытия организовались неправильно, и часто спорил с преподавателями. Все же из Парижского университета он вышел, искусно владея техникой рассечения, а также глубоко изучив учение Галена.
Андреас Везалий
После одного года военных походов (франко-германский конфликт 1535–1536 года), Везалий вернулся в Лувен и некоторое время занимался изготовлением скелетов. Итогом этой деятельности стало приглашение преподавать анатомию в университете Падуи. В 1537 году отдельной брошюрой вышла его работа «О лечении болезней от головы до стоп», а вскоре он переехал в Италию, начав самый плодотворный период жизни. В том же году получил степень доктора медицины, заняв место преподавателя анатомии и хирургии Падуанского университета.
Приступив к работе, Везалий сразу переменил сложившийся метод преподавания анатомии. Он добился разрешения производить вскрытия и снабдил студентов учебными пособиями собственного сочинения. Ученый более не испытывал недостатка в трупах: в анатомический театр университета регулярно поступали тела казненных преступников. В 1538 году венецианская типография отпечатала книгу под названием «Шесть анатомических таблиц», созданную совместно с художником Иоганном Стефаном ван Калькаром. Учебник Везалия представлял собой атлас, в котором текст сопровождался оригинальными рисунками, изображавшими различные части человеческого тела. Начало 1543 года медик провел в Базеле, выступая организатором и участником анатомических демонстраций, создавая новые книги и приготавливая скелеты.
Начатая Везалием реформа преподавания анатомии уже не имела обратного хода. Сначала в итальянских, затем в других европейских университетах изменились методы обучения всем медицинским дисциплинам. При этом успехи в изучении анатомии не оставались достоянием одного учебного заведения, а распространялись по всем государствам. В качестве преподавателя Везалий постоянно требовал от слушателей точности в изучении натуры. Напоминал о назначении каждой, даже небольшой части тела, призывал к всестороннему охвату изучаемого явления и его глубокому анализу.
Студентам импонировало его критичное отношение к наследию прошлого, точность в исследованиях, стремление к доказательности суждений, причем фактами, добытыми лично. Ко всему прочему молодой педагог обладал привлекательной внешностью, был обаятелен, говорил темпераментно и веско. Современники отмечали уверенные движения Везалия, пылающие страстью глаза, готовность вступить в дискуссию, тотчас представив неоспоримые факты. Все эти качества обеспечивали анатому высокий авторитет у слушателей.
Везалий первым описал строение человеческого тела на основании фактов, лично установленных им путем вскрытий. В то время выводы относительно строения человеческого тела делались на основании трудов Галена. Везалий ценил его работы, переводил и готовил их к публикации, но указывал на ошибочность многих положений. В сочинении «О строении человеческого тела» он исправил более 200 ошибок римского врача, к сожалению, не избежав собственных.
Отрицание авторитета Галена стало причиной конфликта с коллегами. Лишь немногие из его современников были готовы принять новую анатомию. Неприязнь, насмешки и откровенное презрение сопровождали талантливого ученого на протяжении всей жизни. Самым неистовым противником оказался Сильвиус, в 1551 году опубликовавший памфлет, где называл бывшего ученика «сумасшедшим глупцом, который зловонием своих трупов отравляет воздух в Европе». Ответ Везалия последовал незамедлительно: «Я требую встречи с Сильвиусом у анатомического стола, тогда он сможет убедиться, на чьей стороне правда».
Последующие годы были временем борьбы за триумф новой анатомии; в защиту науки Везалий организовывал публичные демонстрации в Падуе, Болонье, Пизе. Его риторический талант, безупречная логика, редкостный энтузиазм увлекали не только поклонников, но и критиков. В качестве лучшего метода агитации к трупу приглашались самые ярые оппоненты. В Италии имя Везалия произносилось с почтением, его с триумфом встречали студенты, но во Франции, Бельгии, Швейцарии новая анатомия не признавалась. Однако именно в Базеле создан основополагающий труд «О строении человеческого тела» (1543 год) в 7 книгах, обобщивший прошлые достижения и содержавший ценные дополнения автора. Одновременно был опубликован краткий учебник «Извлечение», адресованный молодым врачам, обучавшимся в анатомическом театре. На протяжении 1544 года ученый безуспешно боролся с врагами, главным среди которых являлась католическая церковь. В итоге Везалий не выдержал и уехал в Брюссель. Порвав с любимой наукой, проклиная невежество, он уничтожил все свои рукописи.
Начиная с 1544 года Везалий путешествовал в качестве лейб-медика Карла V. После смерти старого императора его наследник Филипп II не смог защитить врача от испанской инквизиции. Обвиненный в анатомировании живых людей ученый был приговорен к смерти, но казнь заменили паломничеством в Иерусалим. На обратном пути корабль попал в шторм, вынужденно причалив к берегу острова Занте, где Везалий заболел и умер.
Некоторые биографы считали Везалия автором одной книги. Текст сочинения «О строении человеческого тела» проиллюстрирован гравюрами известного живописца Иоганна ван Калькара. Анатомические работы предшественников Везалия почти не содержали рисунков. Низкий уровень живописи эпохи Средневековья, трудности рисования на пергаменте, но главное — пренебрежение анатомическими знаниями, почерпнутыми при вскрытии, в то время делали анатомические рисунки курьезной редкостью. Исключение составляли зарисовки скелета в различных позах и все научное творчество Леонардо да Винчи.
Иллюстрация к сочинению «О строении человеческого тела». Гравюра И. С. Ван Калькара. 1543 год
Везалий хорошо понимал значение анатомического рисунка. Приступая к созданию оригинального иллюстрированного руководства, он сказал: «…гравюры способствуют пониманию вскрытий и представляют взору яснее самого понятного изложения». Действительно, ценность книги во многом определялась качеством рисунков, олицетворявших живой дух Ренессанса. По отзывам известного русского медика, в работе Везалия «мышцы человеческого тела представлены в динамике. Позы трупов заставляют думать о мудрости жизни и драматизме смерти».
Первая книга являлась руководством по исследованию костей и суставов (остеология и артрология). Здесь полностью описывался скелет, включая зубы, хрящи, ногти. В заключение рассматривались методы обработки костей и давались советы относительно инструментов, необходимых для анатомирования: пилы, молотки, щипцы, ножи, бритвы, крючки, ножницы, иглы. Однако среди них не упоминался обыкновенный пинцет.
Специалистам предназначался вывод о различии количества ребер у мужчины и женщины: «А мнение черни, будто мужчины на одной стороне лишены какого-то ребра и женщина превосходит мужчину на одно ребро, совершенно смешно, хотя Моисей сохранял предание, будто Ева создана Богом из ребра Адама». В описании черепа Везалий первым довольно точно изобразил клиновидную и нижнечелюстную кости. В заключение автор описал процедуру мацерации костей. Для этого использовались деревянные ящики с отверстиями; в них закладывались трупы и пересыпались известью. Затем ящики помещались в воду. После нескольких промывок и очищения кости выставлялись на солнце для отбеливания. Часто применялось вываривание костей для улучшения внешнего вида скелета как учебного пособия. Техника его изготовления также описана до мелочей.
Вторая книга посвящена анатомии мышц (миологии). Заслугой Везалия являлось создание оригинальных, превосходно выполненных изображений и точных таблиц. Фигуры с препарированными мышцами в различных позах расположены на фоне итальянских пейзажей. В постановке конечностей правильно передана динамика движения. Автор отрицал ранние предубеждения относительно сухожилий и нервов: «Сухожилие соответствует связке, а не нерву, а нерв не растворяется ни в мышце, ни в сухожилии». Во второй книге мышцы систематизированы по форме. При этом указано на условность таких понятий, как начало и прикрепление мышцы; давались примеры их противоположного действия.
Книга третья включала в себя описание кровеносных сосудов и желез. По мнению исследователей, изображение кровеносных сосудов имело существенные недостатки, определенные тем, что автор понимал процесс кровообращения неглубоко, следуя при этом физиологическим догмам Галена. Зато в исследовании кровеносных сосудов Везалий показал большие познания. Об этом свидетельствует тщательное описание артерий и вен: не остались скрытыми законы ветвления артерий, пути окольного кровотока, особенности строения сосудистой стенки. Вены для Везалия являлись сосудами, по которым кровь от печени идет к периферии. Насыщенную жизненным духом кровь от сердца несут артерии. Сердце представлялось рядовым внутренним органом, но никак не центром сосудистой системы, оттого описания самого сердца не имелось. Вены, по Везалию, «стоят выше», чем артерии, но топография вен не совсем точна.
В четвертой книге излагались сведения по анатомии периферических нервов и спинного мозга. Некоторая небрежность в рассуждениях свидетельствует о равнодушии автора к этому вопросу, потому он невольно повторил ошибки Галена. Описав 7 пар черепно-мозговых и 30 пар спинно-мозговых нервов, Везалий не учел седьмого шейного спинно-мозгового нерва. Очевидно, он не понимал различий между корешками спинномозговых нервов. В свою очередь, нервный ствол рассмотрен как сплошное образование, преимущественно как полая трубка, по которой циркулирует «животный дух».
Экспериментальные сведения по анатомии периферических нервов, нервных сплетений, спинного мозга в книге изложены классически, но они не оригинальны и местами ошибочны. Все же периферические нервы туловища, верхней и нижней конечностей описаны правильно. Будучи человеком творческим, Везалий всегда уходил от стандартных описаний Галена, исправляя и дополняя их: «…если ты заметишь, что я порядочно уклонился от мнения Галена, не поленись, очень тебя прошу, проверить его описание». Несомненно, что каждый из крупных периферических нервов исследован лично на трупах.
В пятой книге отражены исследования по анатомии органов пищеварения, выделения и размножения. В соответствии с текстом, мочеполовые органы находятся «в связи и смежности» с органами питания, потому включены в этот раздел. Фактически книга представляла собой комментарии к вскрытиям брюшной полости. Автор разъяснял значе