Повесть о петре и февронии муромских

Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем правил князь Петр. И вот случилось так, что дьявол вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя Павла. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.

Когда змий опять прилетел к жене, она спросила:

- Ты знаешь ли кончину свою, какова она будет и от чего?

И ненароком он открыл ей свою тайну:

- Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча.

Князь Петр начал думать, как бы убить его.

И взяв Агриков меч, пошел в покои к снохе. Там увидел он змия и ударил его мечом. Змий пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь. Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь.

Прослышав, что в Рязанской земле много врачей, князь Петр повелел везти, себя туда, сам же он не мог сидеть на коне от своей тяжелой болезни. Когда его привезли в Рязанскую землю, он послал своих приближенных искать врачей. Юноша, слуга его, заехал в село Ласково, вошел в дом и увидел: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц.

Юноша спросил:

- Где хозяин этого дома?

Она же в ответ:

- Отец, мать и брат ушли. Отец мой и мать пошли на похороны. Отец мой и брат – древолазы, в лесу они собирают с деревьев дикий мед. Брат же мой нынче пошел на свое дело, полез высоко на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться с высоты.

Сказал ей юноша:

- Вижу,что ты дева мудрая. Скажи мне свое имя.

- Меня зовут Феврония.

- А я слуга муромского князя Петра. Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого убил своею рукою. У себя он не нашел, кто бы излечил его. Потому велел привести себя сюда, слышал, что здесь много врачей. Мы не знаем, где они живут, и ищем их здесь.

- Приведи князя сюда. Если не высокомерен, будет здоров.

Юноша возвратился к своему князю и поведал ему, что видел и слышал от девицы. Петр велел везти себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить.

Девица же бег обиняков ответила:

- Я – врач, даров не надо: буду его супругой, мне и лечить.

Князь же Петр пренебрег ее словами, подумав а «Как князю взять в жены дочь древолаза?» А сам послал к ней сказать:

- Пусть лечит, если излечит, то возьму ее в жены. Когда ей сказали слова князя, она взяла маленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:

- Истопите своему князю баню и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один струп пусть оставит. И будет здоров.

Помылся Петр в бане и помазал язвы и струпья мазью, что дала ему Феврония. Только один струп оставил он не помазанным.

Вышел он из бани, а наутро увидел, что все тело здорово и гладко, только остался тот струп, что он не помазал. Дивился князь своему скорому исцелению, но не захотел взять Февронию в жены из-за ее низкого рода и послал ей дары. Поехал князь Петр в город Муром, и был совсем здоров. Но от не помазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами. Снова поехал князь к Февронии за исцелением. Со стыдом прося излечить его.

Феврония же, нимало не гневаясь, сказала:

- Если будет мне супругом, будет исцелен.

Тогда он дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Она же опять дала ему ту же мазь и сделала все, как раньше. Князь вскоре выздоровел и взял ее в жены. Так Феврония стала княгинею.

Приложение №6

М.В. Ломоносов

О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА

Записки моих мыслей, к приращению общей пользы.

Может быть, найдется в них что-нибудь, поправлению российского света служащее, что к подлинному исполнению приведено быть может.

Все мысли подведены быть могут, под следующие главы:

1. О размножении и сохранении российского народа.

2. О истреблении праздности.

3. О исправлении нравов и о большем народа посвещении.

4. О исправлении земледелия.

5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

6. О лучших пользах купечества.

7. О лучшей государственной экономии.

8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира.

Самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит могущество и богатство государства, а не в обширности, без обитателей. Божественное дело милосердия и человеколюбия избавлять подданных от смерти. Но много есть человекоубивства, народ умаляющего, коего указами, без исправления или совершенного истребления некоторых обы­чаев и некоторых узаконений истребить невозможно.

1) В обычай вошло, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество вредно размножению народа.

Мальчик, усиливанием себя прежде времени портит и впредь в к детородию не будет способен, а когда достигнет мужеский возраст, то жена скоро выйдет из тех лет, в кои к детородию была способнее.

Хотя она и в малолетство мужнее может обрюхатеть непозволенным образом, однако, боясь попреку и побоев, может поступить на детоубийство в своей утробе. Довольно примеров, что, гнушаясь малым мужичком, спознавается жена с другим и, чтоб за него выйти, мужа убивает, а после изобличена предается казни.

Второе нepaвeнство, когда мужчина в престарелых летах женится на молодой девушке, однако приращению народа вредно, и хотя непозволенною любовию недостаток может быть наполнен, однако сие подозрения, беспокойства и тяжеб в наследстве причиною бывает. Для сего вредное приумно­жению и сохранению народа неравенство супружества запретить.

Невеста должна быть старее только двумя годами, жених старее может быть 15 летами. Женщины скорее старятся, а особливо от частой беременности.

Женщины родят едва 45 лет, а мужчины и до 60 лет плодородию способны. Всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет.

2) Неравному супружеству подобно насильное: ибо где любви нет, ненадежно и плодородие.

Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и бывают причиною безвременному и незрелому рождению.

Для того должно венчающим священникам подтвердить, чтобы они, услышав о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина. Жениха бы и невесту не только для виду спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде.

3) Хотя больше одной жены иметь в нашем законе не позволяется, однако четвертая после смерти в наших узаконениях не заказана, кроме того, что некто Арменопул, судья солунский, заказал приватно, положась, на слова Назианзиновы: «Первый брак — закон, второй — прощение, третий — пребеззаконие».

Он сие сказал как проповедник, а не как законодавец; и, церковь святая третий брак благословляет, а четвертого запрещение пришло.

Сие обыкновение много воспрещает народному приращению. Много видал я вдовцов от третьей жены около 30-лет. Было б законам не противно, если бы для размножения народа четвертый по и пятый брак был позволен. Правда, иногда не без сомнительства бывает, все ли происходило натурально, когда кто в третий овдовеет, и не было ли злодейства? Для сего лицо, требующее четвертого или пятого брака, должно представить в свидетели соседей или родственников по первым супружествам, что в оных поступки его были незлобны, а у кого окажутся вероятные знаки неверности или свирепости, тем лицам не позволять четвертого брака.

4) Вошло в обычай, что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем приращению народа немалая отрасль пресекается.

Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком законно и благословенно. Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками и по всему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда больше усиливаются, чем крепче запрещаются.

Молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или позволить быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей в монахи и монахини.

Взгляды и прочие поступки показывают, что монашество в молодости не что иное, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее ущерб размножению человеческого рода, не упоми­ная о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет.

5) Следующее надлежит до сохранения рожденных. По разным случаям быть тому невозможно, чтобы непозволенным сластолюбием или насильством обременная женщина, не хотя быть обесславлена, не искала бы способов утаить своего несчастия, отчего иногда в отчаянии матери детей своих убивают.

Для избежания злодейства и для сохранения жизни младенцев надобно учредить нарочные богоделенные домы для невозбранного зазорных детей приему, где старушки могли бы за ними ходить вместо матерей или бабок; но о сем особливо в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

6) Младенческие болезни, изнуряющие и в смерть пове-ргающие. Первое и лютейшее мучение самое рождение. Страждет младенец не менее матери. Проходя болезненный путь в свет, часто нежный человек претерпевает великие повреждения, тем, что в самое свое рождение лишается жизни и дух испускает, либо несколько часов или дней с настоящею смертию борется.

Сие первое страдание, которым нередко на весь век здравие повреждается. Сего можно отвратить или хотя несколько облегчить, как искусством повивальных бабок и осторожностью беременных.

Потом следует болезнь при выходе зубов, младенцам часто смертоносная. Также грыжи, оспа, сухотка, черви в животе в другие смерти детской причины, требуют знания, как лечить те болезни.

Для умаления зла советую в действие произвести следующее:

Выбрать книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке, к чему необходимо присовокупить приемы российских повивальных искусных бабок, для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую и всех вообще и, что за благо принято будет, внести в оную книжицу.

Для излечения детских болезней, положив за основание великого медика Гофмана, который через 60 лет в докторском звании, при конце жизни писал наставления о излечении младенческих болезней, и присовокупив из других лучшее, соединить с книжкою о повивальном искусстве, притом не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют.

В сих искусствах в одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лекарства не трудно было сыскать везде в России, затем что у нас аптеками так скудно, что и в знатных великих городах и поныне не устроены, о чем давно бы должно было иметь попечение. Оную книжку во множестве распродать во все государство по всем церквам.

По исчислению умерших по приходам, умирают в первые три года столько же младенцев, сколько в прочие до ста считая. Положим, что в России мужска полу 12 млн., из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся одни в два года. Посему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умрет половина или еще больше, так что на год достанется смерти в участие по 100 000 младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?

7) Об обстоятельствах, младенцам вредных; остается упомянуть о повреждениях, от суеверия и грубого упрямства происходящих.

Попы крестят младенцев зимою в воде холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная и вменяют теплоту за примешенную материю. По своему недомыслию не знают, что и в холодной воде еще теплоты очень много.

Невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою, что холодная исшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу.

Одно погружение в умеренной воде не без тягости младенцу, когда мокрота вливается. Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится. Таких упрямых попов, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Много есть несчастливых родителей, кои до 10 и 15 детей родили, а в живых ни единого не осталось.

8) Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающие на здравие человеческое. Во-первых, невоздержание и неосторожность. Паче других времен пожирают у нас масленица и святая неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Готовясь к воздержанию великого поста, много людей так загавливаются, что и говеть времени не остается.

Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны. Разговенье тому ж подобно. Кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны.

Вскоре следует начало весны, когда все скверности, освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и с мокротными и цинготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее.

После приближается светлое Христово воскресение — всеобщая христианская радость.

Иной представляет себе приятные и скоромные пищи; иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями; иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни. Наконец, как накопленная вода с отворенной плотины, — рвут, ломят, валят, терзают; там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством недавние постники. Между тем бедный желудок, привыкнув за долгое время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать тучные и сальные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает: оно спираются, пресекается течение крови, и душа из тесноты тела улетает.

Неравное течение жизни и круто переменное питание тела смертоносно, так что строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Ежели кто на масленице приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет больше духом, нежели брюхом, на святой неделе радуется великого поста в истинных добродетелях, в трудах, обществу полезных и богу любезных,—тот, конечно, меньше почувствует припадков от нездорового времени, хоть то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными.

В Севере, сие по концам тучное, а в середке сухое время – самая праздная часть года, когда крестьяне не имеют большой работы и только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедают. Купцам, за распутицами, почти нет проезду из города в город с товарами; нет кораблям плавания и морским людям движения; военные люди стоят в походах по зимним квартирам, а дома то для морозов, то для слякоти не могут быть удобно. Итак, большая часть народа должна остаться в праздности, которая дает причину к необузданной роскоши, а в пост, с худыми прошлогодними пищами и с нездоровым воздухом соединенная, портит здоровье и жизнь коротит.

Посмотрите, что те российские области многолюднее, где скотом изобильнее, во многих местах, где скотом скудно, и в мясоед по большей части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом. Если б масленица положена была в мае месяце, то великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а святая неделя около Петрова дня, то, кроме новых плодов земных и свежих рыб и благорастворенного воздуха, 1-е, поспешествовало бы сохранению здравия движение тела, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным —походами; 2-е, ради исправления таких нужных работ меньше бы было праздности, матери невоздержания, меньше пьянства, неравного жития и прерывного питания, надрывающего человеческое здравие.

Хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерз бы на дороге, и не провалился бы под лед.

К вам обращаюсь, великие учители и расположители постов и праздников, что вы о нас думали, когда святой великий пост поставили в сие время? Вы скажете: «Располагая посты и праздники, жили мы в Греции и в земле обетованной. Поспевают ранние плоды, в пищу, в прохлаждение и в лекарство служащие. Пению нашему для славословия божия соответствовали журчащие ручьи, шумящие листы и сладкогласные птицы: а про ваши полуночные стороны мы рассуждали, что там нет и не будет христианского закона, но ниже единого словесного обитателя ради великой стужи.

Расположите, как разумные люди, по вашему климату; употребите на пост другое время или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. Для толь важного дела можно в России вселенский собор составить: сохранение жизни великого множества народа того стоит. Сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цинготную рыбу, что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества, что грабитель, неправосудный, мздоимец, вор прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и угодье и простоял на голове вместо земных поклонов.

Чистое покаяние есть доброе житие, бога к милосердию, к щедроте к люблению нашему преклоняющее. Сохрани данные Христом заповеди: «Люби господа бога твоего всем сердцем (сиречь не кишками) и ближнего как сам себя (т. е. совестию)». Исправлению сего недостатка обстоят препятствия, однако не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить патриаршество и вместо их учредить Правительствующий Сенат, Святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц!

9) Впадает великое множество людей и в другие разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений, и только по большей мере простые, безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придают силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти. Много есть из них, кои действительно знают лечить некоторые болезни, а особливо внешние, как коновалы и костоправы, что иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако лучше учредить по правилам, медицинскую науку составляющим.

Требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами.

От такого непризрения многие умирают. Сего недостатка ничем не можно скорее наполнить, как для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и учреждаемым внутри государства университетам дать власть производить достойных в доктора.

Медицинской канцелярии подтвердить, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали.

Стыдно и досадно, что ученики, будучи по десяти и больше лет в аптеках, почти никаких лекарств составлять не умеют.

Затем что аптекари держат еще учеников немецких, а русские при решете и до старости доживают и учениками умирают, а немецкими всего государства не наполнишь. Недостаточное знание языка, разность веры, несходные нравы и дорогая плата препятствуют.

Приложение №7

М.Б. Мирский

Наши рекомендации