А.Н. Галлиулин, Е.С. Станкевич

СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ В ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И КАЗАНСКОМ ХАНСТВЕ (выдержки)

Помимо крайне скудных письменных источников, дающих нам возможность восстановить знания булгар и жителей Казанского ханства, особо важное значение имеют археологические находки, остатки средневековых сооружений, приборы, посуда и т.п.

Изучение гидротехнических сооружений (водопровода, колодцев), реконструкция жилых и общественных зданий позволяют определить санитарное состояние городов.

Археологический материал, помогает выяснить уровень медицинской культуры Булгарии и Казанского ханства. Мифология и устное народное творчество (пословицы, загадки, легенды, предания, приметы) дают материал для исследования истории науки, так как в них под покровом сказочности, поэтических образов скрыт опыт общения с природой.

Ученые Волжской Булгарии и Казанского ханства характеризовались многогранностью и энциклопедичностью знаний, в том числе и медики. Ученый XII в. Бурхан ад-дин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, получивший образование в восточных странах. Он создал труды по богословию, риторике и фармакологии (в книге «простых лекарствах» он упоминает о сфероконических сосудах из огнеупорной глины). Его произведение «исале» («Трактат») хранится в институте востоковедения АН Республики Узбекистан.

Булгарский энциклопедист ХП в. Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари назвал кади города Булгар Абул-Аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, написавшего ряд религиозно-дидактических, философских и медицинских сочинений, великим ученым, которому нет равных в различных науках. В его работе, посвященной медицине, имеются сведения по эмбриологии: о возникновении и стадиях развития зародыша в чреве матери.

Развивались различные науки — математика, астроно­мия, химия, медицина, география, история. Знание химии было необходимо при приготовлении лекарств. Археологические материалы свидетельствуют, что булгары умели добывать и обрабатывать металлы (железо, медь, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, серу).

Для хранения ртути и жидкой амальгамы никеля применялись сфероконические сосуды, изготовленные из огнеупорной глины. В сочинении Абу-л-Фазил Тифлиси (XII в.) «Баун ас санат» («Описание технологии») рассказывается о получении и содержании в таких сосудах различных препаратов и снадобий, в том числе лекарств.

На успехи медицины Волжской Булгарии и Казанского ханства во многом влияли традиционные методы народной медицины и труды восточных ученых, особенно Абу Али ибн Сины (латинизированное — Авиценна.). Важнейшее сочинение по медицине — «Канон врачебной науки», своего рода медицинская энциклопедия в 5-ти частях, многократно переводившаяся на многие европейские языки, обобщение опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. В «Каноне...» изложены теоретические основы медицины, в частности о так называемых соках (крови, лимфе, желчи); описаны различные типы телосложения, анатомия человека; рассмотрены причины болезней, их симптомы, развито учение о рациональном питании. Ученый выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях лихорадочных инфекционных заболеваний, передающихся посредством воды и воздуха. Описанные им клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон …» оказал громадное влияние на развитие медицины. Книга стала неисчерпаемым источником медицинских знаний, но корни популярности Ибн Сины уходят еще в домонгольско-булгарские времена.

Этнографические материалы свидетельствуют о том, что задолго до IX в. в булгарских городах и селах апасу, баксы, бахши, табибы, шаманы — служители культов язы­ческой религии — занимались врачеванием. У русов, проживавших на территории Булгарии, лекарями были жрецы, кудесники.

Врачевали разные «специалисты»: повивальные бабки, резаки, трепанаторы, костоправы, зубодеры, бандажис­ты, банщики, массажисты, рожечники, кровопускатели, раноприжигатели, травники, корнекопалыцики, зелейщики, в их практике было много рационального.

Народные лекари домонгольской Булгарии знали ле­чебные свойства многих растений, минералов, пчелиного меда и т.д.

С древних времен для лечебных целей использовались различные травы. Не случайно составитель словаря тюркских наречий Кошгари Махмуд в «Двану лугатит тюрк» дал слову от два значения — трава и лекарство, а слову отачи (лекарь) — травник. Дунайские болгары до сих пор называют лекарственную траву билка, а народных врачевателей — билери.

Еще в домонгольский период были известны целебные свойства парной бани. Булгаро-татарские легенды повествуют о том, как трое иранских врачей при лечении па­рализованной дочери булгарского царя Тунбике с успе­хом применяли парную баню и массаж.

Посетивший в 1135 г. Биляр мавританский путешественник Абу Хамид аль-Андалуси аль-Гарнати сообщил, что местное население использует пчелиный мед при ле­чении простудных заболеваний. Камни из почек и моче­вого пузыря удаляли с помощью кусочков вяленого мяса клеста, птицы семейства снегиревых, обитающей в сосновых и еловых лесах. Тело клеста, питающегося в основном семенами хвойных деревьев, до такой степени пропитывается смолой, что после смерти долго не под­вергается гниению.

При изготовлении лечебных препаратов использовали «бобровую струю», получаемую из мускусной железы самца речного бобра. Это снадобье пользовалось большим спросом в Средней Азии. Мускус — сильно пахнущее ве­щество, вырабатываемое железами ондатры, кабарги и некоторых др.

В качестве лекарственного средства применялись белемниты, вымершие морские моллюски класса головоногих, родственные современным се­пиям и кальмарам. Окаменевшие останки задней части внутренней раковины, известные под названием «чертов палец» часто встречаются на юге Республики Татарстан в отложениях меловой системы мезозойской эры. С ока­менелостей соскабливали остатки перламутра, размельчали в порошок, разводили дождевой водой и принимали внутрь. Сухой порошок использовали для присыпания ран. Белемниты довольно часто встречаются в погребениях и на поселениях (Биляр, Булгар и др.), нередко со следами использования (следы скобления).

При лечении кожных заболеваний и тяжелых ран с давних времен врачи Афганистана, Северной Индии и Ира­не использовали мазь «чирме» и «булсхар» («булгарская кожа»). Мазь готовили на основе золы, получаемой при сжигании старой кожи. Зольный порошок смешивался с костным мозгом свежезаколотого животного. В лечебных целях применялся красный порошок (растворимый красный камень), в татарских диалектах — кызыл сыр или красный стрептоцид, при лечении воспалительных заболеваний.

С середины X в. в булгарском обществе становится за­метной тяга к научной медицине.

Булгарская знать приглашала врачей из Средней Азии, Ирана, Аравии, пользовалась лекарствами, изготовленны­ми в этих странах. Еще до появления в Булгарии багдад­ского посольства царь Алмыш в письме халифу просил прислать ему лекарство.

Абу Хамид аль-Андалуси в пересказе книги булгарского историка X—XI вв. Йакуба ибн Нугман аль-Булгари сообщал о том, что булгарского царя и его жену излечил от тяжелой болезни врач, приехавший из Бухары. Царю и его жене не помогли ни местные врачи, ни булгарские лекарства.

Медицина в X—XI вв. из народной постепенно превращается в профессиональную, научную. Медицинские знания булгар достигли определенного уровня, появились люди, основным занятием которых стало лечение больных, а также поиски путей лечения заболеваний и систематизация научных медицинских знаний.

Развитию медицины способствовали принятие булгарами ислама и переход письменности на арабскую графику. Это открыло доступ к трудам восточных медиков, воспитавших не одно поколение врачевателей-булгар.

О профессионализме врачевателей Булгарии говорится в знаменитой поэме Кул Гали «Кысса-и Йусуф».

Уже в то время в Булгарии существовали лечебницы, например, Шифаханэдэ.

Одним из основных способов постановки диагноза было прощупывание пульса больного. Прощупыванию пульса восточная медицина придавала исключительное значение. Об этой методике были написаны специальные медицинские трактаты. У мусульман большой популярностью пользовалась «Китабы набз» («Книга о пульсе»). Тибетская медицина насчитывает более 70 разновидностей пульса.

В поэме упоминается и медицинский инструмент для вскрытия вен, предок современного ланцета.

Универсальным средством лечения еще со средневеко­вья было кровопускание. Кровь пускали из вены левой руки. Вены вскрывали небольшими ножами (пэке) с двусторонним лезвием.

Кропусканием занимались цирюльники, поэтому в русском переводе вместо врач (табиб) или лекарь стоит цирюльник.

Цирюльник — парикмахер, владеющий приемами врачевания.

Маленькие ножички-ланцеты с двусторонними лезвиями встречаются и в билярской коллекции. Кроме того, во врачебной практике использовались пинцеты. В Танкеевском могильнике найдены флакончики-тюбики из тонкого листового серебра: один из них — с деревянной пробкой, рядом с ним лежал бронзовый пинцет с расширяю­щимися концами.

В лечебно-гигиенических целях булгары пользовались банями, в том числе общественными. О наличии трех таких бань в столице Булгарии городе Биляр писал Абу Ха-мид аль-Гарнати. Во время архитектурных раскопок, про­водимых в Великих Булгарах, найдены фундаменты пяти бань, разрушенных во время монгольского нашествия; в золотоордынское время была восстановлена только одна. Эта баня, названная по цвету стен Красной палатой, — характерный тип древних восточных бань.

Главным помещением была моечная. В центре зала и в середине каждой из трех стен – четырех ветвей креста — находились каменные водоемы. Четыре раздевальни с каменными скамьями по периметру стен располагались между перпендикулярными друг другу отделениями моечной.

К комплексу помещений, перекрытых сводами, примыкали служебные помещения с цистернами для холодной воды, медным котлом для горячей, топкой и т.д. Стены снаружи и внутри были покрыты штукатуркой, полы выстланы хорошо подогнанными плитами с желоб­ками для отвода воды в канализационные трубы, распо­ложенные под плитами, под водонепроницаемым полом располагались каналы отопительной системы. Горячая и холодная вода подавалась в каменные чаши водоемов по керамическим трубам, вмурованным в стены. Бани выполняли также роль своеобразных клубов: здесь отдыхали, играли в шашки и шахматы. При раскопках бань были найдены шашки, шахматные фигуры, фрагменты чаш, ваз, чайников, осколки дорогой китайской, хорезм­ской, персидской и кавказской посуды.

Дошедшие до нас сообщения о булгарских ученых медиках представляют большой интерес. Их труды были популярны на Востоке. Уже в конце XI в. арабский врач Серапион младший (по прозвищу ибн Сераби), написавший в начале XII в. «Учение о лекарственных веществах», упоминал в своих работах о булгарских врачах. О них писал и известный арабский ученый Ибн аль Бейтар Дхия Ходжа Хальфа в «Энциклопедическом лексиконе» описал врача, ученого, уроженца Булгарии Бурхан ад-дина Ибрагима Ибн Йусуф аль-Булгари.

К XI в. столица Булгарии город Биляр (на реке Чсремшан) насчитывала около 150 тысяч жителей, В городе практиковали профессиональные врачи, которые пользо­вались у жителей и даже царя большим уважением. Ах­мед ибн Фадлан писал в путевых заметках, что «сть ере-дк них врачи, имеющие такое влияние на царя, как будто они начальники ему».

Абу Хам ид аль Андалуси, посетив в 1135 г. город Биляр, записал одно народное предание, повествующее о том, что город был назван в честь «благочестивого целителя» и сподвижника Махмуда Боляра, исцелившего жену булгарского царя. Разные варианты этой легенды дошли до наших дней.

Большой интерес представляют сообщения о двух булгарских ученых медиках, труды которых были популярны на Востоке. Это братья: старший Гадж ад-дин ибн Йунус аль-Булгари и младший Хасан ибн Йунус аль-Булгари. Старший, врач-фармаколог, учился и жил в Мосуле (Ирак). Его труды по фармакологии: «Ат-тирйакъ ал-кабир» («Лучшее лекарство от отравления») и «Филадвий-этелмафридст» («Возможности лекарственных трав»). Младший брат по просьбе известного врача того Бремени Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана переписал трактат «Лучшее лекарство от отравления». Копия трактата хра­нится в библиотеке Меджлиса в Иране. Сочинение о про­тивоядиях написано обстоятельно, его высоко оценили, но только булгарские врачи.

В мусульманском мире пользовался популярностью медицинский трактат по фармакологии «О простых лекарствах» Бурхан ад-дина Ибрагима ибн Йусуфа аль-Булгари.

В Булгарии, Средней Азии и на Востоке был известен врачеватель Ходжи Булгари из Газни. О нем ходили легенды. Персидский поэт мистической школы Суфи Хаким Санаи (Абу-л-Мадждуд ибн Адам Санаи, 1070—ок. 1140 г.) взял Ходжи Булгари под свое покровительство и усыновил его. Ходжа Булгари умер в 39-летнем возрасте, Хаким Санаи похоронил его, поставил надгробие. Хаким Санаи воспел Ходжу Булгари в своих стихах. Ходжу Булгари похоронили в поселке Рауда, в 5 км от центра города Газни, рядом с развалинами султанского дворца. Здесь находится источник минеральной воды Ходжи Булгари, построены купальни и гостиница. В 1971 г. у источника был воздвигнут мавзолей из белого мрамора. Многочисленные сведения позволяют отождествить Ходжу Булгари с Ходжой Ахметом аль-Булгари, шейхом, ученым богословом, знатоком канонов шариата, сторонником суннитского толка ислама, учителем султана Мах­муда I Газневи. Ходжа Ахмед, аль-Булгари — автор книг по риторике, богословию, фармакологии, наиболее известны «Эл-жа-миг» («Всеобъемлющий»), «Фэванд ал-жаваhир» («Полезные сущности»), «Тарикан Быргырия» («Булгарский путь») и др.

В городе Газни работал еще один «пришелец с Волжской Булгарии» — народный врачеватель Ходжа Абу Ба-кер Балхи бин Булгари. По свидетельству афганского ис­торика Устад Галам Джалани, он был религиозным, старался искать истину, был справедлив и выдержан. Умер в 964 г., похоронен в городе Газни на кладбище Сардарат-лиз. В 3 км от города Биляр, на горе Балынгуз в древности был захоронен Ходжа Аскар, по поверью тво­ривший чудеса при лечении больных.

Согласно народным преданиям и записям булгарского ученого, жителя города Биляр Шераф ад-дина Хусама ад дина Булгари, два врачевателя — Ходжа Шаам и Ходжа Шебели — получили образование, в Багдаде. Вернувшись в Булгарию, они успешно лечили больных минеральной водой, вытекающей из источника. После их смерти ис­точник стал местом паломничества. До сих пор к нему приезжают (за «шифалы су») татары, чуваши, башкиры.

Исследователи Булгарского городища (историки И. Березин, Ф. Эрдман, П. Кафтанников и др.) считают, что возле малого минарета в городе Булгар располагалось кладбище. Сюда приходили на поклонение, чтобы «испросить исцеления от разных болезней и недугов». На одном мо­гильном камне высечены следующие слова: «Хайбемли Мухамед Дженский почтенный, великодушный, воспитатель ученых, брат бедных и сирот, помощник слабых». Вероятнее всего, человек этот был врачом, создателем приюта для престарелых.

Приложение №5

Наши рекомендации