История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина первобытного общества.

2. Медицина Древнего Востока.

3. Медицина раннего и классического Средневековья.

4. Медицина эпохи Возрождения.

5. Медицина Нового времени. Развитие медико-биологических дисциплин.

6. Отечественная медицина и медицинское образование.

7. Казанские медицинские школы.

Занятие 1

ВВОДНОЕ. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Цель практических занятий: сформировать представление об особенностях и закономерностях развития мировой и отечественной медицины.

Задачи практического занятия:

· ознакомиться с классическими образцами мировой медицинской литературы,

· работами отечественных и зарубежных исследователей по истории медицины,

· усвоить основные понятия историко-медицинского характера, овладеть информационным минимумом (факты, даты, персоналии, открытия и др.),

· умением применять историко-аналитический подход, исторический метод при оценке развития медицины в различные эпохи, использовать знания по истории медицины для профессионального совершенствования и самовоспитания, овладеть методикой исследовательской работы,

· научиться работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, анализировать первоисточники, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования, выступать перед аудиторией, вести дискуссию.

· в рамках практических (семинарских) занятий студентам предлагается освоить следующие виды работ: конспектирование и анализ источников, подготовка устного ответа на вопросы семинара; сообщений (докладов), написание рефератов.

План конспектирования источника:

1. Студент читает документ полностью.

2. Записывает название источника, время его создания и имя автора.

3. Выделяет основную мысль, которая излагается в 1-2 предложениях.

4. Основные положения источника записывает по пунктам.

5. Завершает конспект кратким выводом в 1-3 предложениях.

План анализа источника:

1. Время и место создания источника (характеристика эпохи и медицины).

2. Сведения об авторе; значение этого труда для развития медицины.

3. Жанр источника (мемуары, публичная речь, научный труд, учебник, др.)

4. История создания и судьба текста.

5. Анализ, проблематика, новые методы, концепция, новизна источника.

6. Вывод.

Подготовка устного ответа на вопросы семинара:

1. Ознакомиться со всем имеющимся материалом по заданной теме.

2. Вычленить общее с другими эпохами и государствами.

3. Вычленить особенное для данной эпохи или государства.

4. Подготовить краткие (1-2 предложения) ответы на пункты, расшифровывающие основные вопросы семинара.

План подготовки сообщений (докладов):

Время сообщения не должно превышать 5 - 7 минут.

1. Подобрать литературу по заданной теме (не менее 2-3 источников)

2. Четко сформулировать тему сообщения (доклада).

3. Заявить датировку событий, о которых будет сообщено.

4. Определить новые термины и понятия, которые будут фигурировать в сообщении.

5. Кратко изложить материал, сделав акцент на новшествах и открытиях.

6. Сделать вывод, охарактеризовав какое именно влияние излагаемые события оказали на развитие медицины.

Рекомендации по написанию реферата:

Реферат – форма учебно-исследовательской работы студентов, позволяющая овладеть навыками исследовательской работы, определить степень изученности проблемы, выделить узловые вопросы, сделать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы, а также мнения и выводы автора.

Порядок работы:

а) составить библиографию по теме,

б) продумать план работы,

в) сформулировать проблему, цель работы, актуальность темы,

г) подготовить выписки из источников и литературы,

д) скорректировать план и цель работы,

е) написать текст, сформулировать выводы.

Структура работы:

1. Титульный лист (указывается название вуза, кафедры, название темы, фамилия и номер группы студента, год и город создания работы) см. Приложение №22.

2. План или содержание с указание страниц.

3. Введение (постановка проблемы, актуальность темы, цель и задачи работы, обзор источников и литературы) – объем 1-2 страницы.

4. Основная часть (содержит от двух до четырех глав, которые можно разделить на параграфы, и каждая глава обязательно заканчивается выводом) – объем 10 – 15 страниц.

5. Заключение (обобщает выводы в главах, соответствует поставленной во введении цели) – объем до 1 страницы.

6. Список использованных источников и литературы.

Пример: Глязер Г. От Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

Королюк А.М. Аристовский В. М. //Каз.мед.ж. – 1983. – №3. – С.19 – 21.

Занятие 2

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА

Медицина Древнего Востока

1. Медицина Месопотамии (Шумеры, Вавилония, Ассирия).

2. Врачевание в Древнем Египте.

3. Медицина Древней Иудеи.

4. Медицинские знания в Китае.

5. Развитие медицины в Индии.

6. Особенности тибетской медицины.

Врачевание в Древней Греции

1. Мифологические основы врачевания и храмовая медицина.

2. Влияние натурфилософии на медицину, философы о медицине.

3. Врачебные школы.

4. Гиппократ и его вклад в медицину.

5. «Гиппократов сборник».

6. Известные врачи Александрии.

Наши рекомендации