Для специальности 040100 – Лечебное дело

Составители программы: к.м.н. старший преподаватель Соловьёва Ю.А., к.м.н. старший преподаватель Тарасова И.С.

Рабочая программа составлена на основании примерной программы по дисциплине «История медицины» для специальностей: 040100 – Лечебное дело, 040200 – Педиатрия, 040300 - Медико-профилактическое дело, 040400 - Стоматология. (Москва ГОУ ВУНМЦ, 2002).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

История медицины как наука и предмет преподавания играет важную роль в системе подготовки врача, формирования прогрессивного научного мировоззрения и социально - политической позиции, повышает уровень общей и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей науки и культуры, история медицины отражает борьбу идей, как в прошлом, так и в современном мире, даёт критерии правильной оценки теории медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

История медицины как научная дисциплина изучает закономерности развития и историю возникновения врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности у всех народов мира во все периоды истории человечества (с древнейших времён до настоящего времени) в интегративной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, всеобщей историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

История медицины как предмет преподавания является самостоятельной дисциплиной и изучается на кафедрах или курсах истории медицины высших медицинских учебных заведений.

Отдельные сведения о развитии медицинских специальностей излагаются на соответствующих теоретических и клинических кафедрах медицинских вузов, они детализируют и дополняют материалы курса истории медицины (жизнь и деятельность выдающихся врачей, учёных - медиков, естествоиспытателей, научные достижения их школ, история некоторых открытий и т.д.).

Будучи разобщенными и не связанными между собой в исторической последовательности, эти сведения в своей совокупности не могут заменить целостного и систематизированного курса истории медицины, в котором на базе исторического и логического методов изучается развитие направлений и теории медицины, как процесса всемирно-исторического, закладываются основы историко-медицинского образования и воспитания студента-медика.

1.1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

— Обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

— Показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

— раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

— показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

— ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

— прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенностей развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

— воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

— расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.

По окончанию изучения истории медицины студент должен ЗНАТЬ:

— основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

— отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);

— достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

— вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.

Студент должен УМЕТЬ:

§ анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

§ понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

§ грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;

§ использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

§ постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

§ стремиться к повышению своего культурного уровня;

§ достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Согласно учебному плану подготовки врачей история медицины преподаётся на третьем курсе в 5 семестре.

Весь курс состоит из 20 лекционныхи 36 семинарских часов.

Весь курс истории медицины можно условно разделить на 2 раздела: "Всеобщая история медицины"и "История становления и развития отечественной медицины".

В связи с этим мы решили всеобщую историю медицины и развитие здравоохранения на Южном Урале дать в лекционном курсе. Вместе с тем мы считаем, что историю становления и развития отечественной медицины, а так же историю развития медицины периода средних веков и 20 века за рубежом, целесообразнее рассматривать подробно на семинарских занятиях. В соответствии с этим построен наш лекционный курс и курс семинарских занятий.

В учебный план включён зачёт по курсу истории медицины (5 семестр). Зачёт проводится с использованием тестов, после положительной сдачи которых, проводится собеседование по билетам.

Билеты содержат 3 вопроса - один по всеобщей или зарубежной истории медицины, второй по истории отечественной медицины до ХХ века, третий - по истории отечественной медицины ХХ века.

Кроме этого на кафедральном учебно-методическом совещании было решено давать студентам для знакомства и конспектирования копии первоисточников работ выдающихся отечественных врачей и организаторов здравоохранения.

С целью углубления знаний по курсу истории медицины и дополнительному освещению наиболее интересных вопросов практикуется подготовка студентами индивидуальных заданий в виде написания докладов, подготовки таблиц, карт и схем.

Ежегодно проводятся конференции, посвященные юбилейным датам выдающихся отечественных медиков, врачебной этике и медицинской деонтологии, гуманизму и подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны и в мирное время.

АННОТАЦИЯ ЛЕКЦИЙ

Наши рекомендации