Будут ли нам платить в период летней педпрактики?

В загородных детских лагерях и некоторых других учреждениях студент будет работать на штатной должности, и получать зарплату в соответствии с действующим законодательством. Правда, при этом из зарплаты будет высчитываться определённая сумма за питание. В пришкольных лагерях и некоторых других учреждениях, как правило, студент работает без заработной платы.

Могу ли я во время практики приезжать домой?

Сможете. На 18-20 дней лагерной смены обычно приходится 2-3 выходных дня. Их можно брать в любое время, но обязательно по согласованию с руководством лагеря. Нежелательно брать выходные дни в начале и в конце смены, так как это затрудняет организацию педагогического процесса.

Если возникла конфликтная ситуация в лагере, что мне делать?

Если конфликтная ситуация не может быть разрешена самостоятельно практикантом совместно с руководством лагеря, то следует сообщить о ней факультетскому руководителю летней педпрактики. Если она серьезная – звоните в любое время суток.

Могу ли я сама поменять место прохождения практики?

До конца апреля вы самостоятельно определяетесь с местом прохождения практики и сообщаете эту информацию старосте группы. Студентов, которые не нашли лагерь самостоятельно трудоустраивает университет.

Как только вы сообщили информацию о месте прохождения практики старосте группы или заключили договора, изменение места практики возможно только с разрешения факультетского руководителя и урегулирования претензий со стороны лагеря.

В случае чрезвычайной ситуации (болезнь, семейные обстоятельства и т.п.) нужно немедленно сообщить об этом факультетскому руководителю педпрактики и сразу поставить в известность руководство лагеря во избежание претензий с его стороны. Покидать лагерь кроме утвержденных выходных дней практикант не имеет права.

Можно ли сдавать сессию досрочно, чтобы пройти практику в 1-ую смену?

Практика не может начаться раньше установленного графиком учебного процесса срока. В исключительных случаях при наличии крайне серьезных причин успевающим студентам декан может разрешить досрочную сдачу одного или нескольких экзаменов.

Можно ли мне пройти летнюю педпрактику в другое время?

Для этого следует иметь очень веские причины, подтверждённые соответствующими документами (болезнь, беременность, семейные обстоятельства).. После согласования с факультетским руководителем практики, такое решение принимает декан.

ОБЯЗАННОСТИ ПРАКТИКАНТА

С момента зачисления практиканта в штат лагеря на него распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в лагере, а также законодательство Республики Беларусь.

Сразу после приезда к месту практики и после отъезда студент должен выслать на номер мобильного телефона факультетского руководителя практики текстовое сообщение следующей формы «Иванова О.В., филфак, 81 гр. начала (закончила практику) практику в лагере Купалинка с 13.06».

При прохождении практики студент:

· не может самостоятельно менять место прохождения практики.

· в полном объёме и качественно выполняет свои функциональные обязанности, в соответствии со штатной должностью;

· проходит медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и технике безопасности, изучает и строго соблюдает правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

· выполняет задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием, поддерживает связь с факультетским руководителем практики.

· несёт полную ответственность в соответствии с законодательством за выполняемую работу как штатный работник и подчиняется действующим в лагере правилам внутреннего трудового распорядка;

· своевременно представляет руководителю практики отчётную документацию, предусмотренную программой практики и в установленный срок сдаёт дифференцированный зачёт по практике.

В случае возникновений обстоятельств, препятствующих выполнению программы практики, студент обязан немедленно сообщить об этом факультетскому руководителю практики.

Студент не имеет права покидать место прохождения практики, кроме утверждённых администрацией лагеря выходных дней, без личного разрешения факультетского руководителя практики.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПЕДПРАКТИКИ

Учебная программа практики разрабатывается на основе образовательных стандартов специальности и является главным документом практики. Каждый студент обязан ознакомится с ней и иметь при себе в электронном или бумажном виде в период практики.

В программе подробно рассматриваются следующие вопросы: цели и задачи практики, её место в системе подготовки специалиста, вопросы организации и охраны труда и техники безопасности, структура и содержание практики, учебно-методическое и информационное обеспечение, и используемые образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, материально-техническое обеспечение практики, формы итоговой аттестации по итогам практики и критерии оценивания учебных достижений студентов.

Данная программа является достаточно объёмным документов и поэтому ознакомиться с ней можно на сайте www.akai.grsu.by.

ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА

Процедура оформления договора не быстрая, но упростить её на данном этапе не представляется возможным. Для заключения договора с принимающей практиканта стороной необходимо следующее:

1. Получить 2 экземпляра Договора об организации летней педпрактики у старосты академической группы или распечатать самостоятельно с сайта www.akai.grsu.by Договор может быть оформлен на несколько человек, проходящих практику в одном лагере в одну или разные смены. Фамилии и инициалы, номера смен записываются в таблицу после основного текста.

2. Разборчивым подчерком заполнить Договор в 2-ух экземплярах. Дату заключения договора, номер расчётного счёта и УНН не заполнять.

3. Потом 2 экземпляра Договора сдаются старосте группы, который проверяет правильность заполнения и передаёт их соответствующему сотруднику деканата.

4. Сотрудник деканата раз в неделю подписывает заполненные договора у декана и регистрирует их в учебном отделе.

5. Далее старосты забирают в деканате Договоры в 2-ух экземплярах и отдают их студентам.

6. Студенты относят (или отсылают по почте) подписанные и зарегистрированные Договоры в университете в учреждения, владеющие лагерями, для подписи с их стороны.

7. После этого один экземпляр договора остаётся у владельцев лагерей, а второй договор передают старостам групп, которые относят его на хранение в учебный отдел в ком. 302 главного корпуса.

ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПОДГОТОВИТЬ К ПРАКТИКИ

Для успешной работы с детьми в условиях летнего лагеря студентам необходимо самостоятельно подготовить следующий методический материал:

1. Составить полный список вещей, которые необходимо взять в лагерь. Список составляется с учётом личных интересов.

2. Подготовить перспективный план работы отряда на смену (на листах формата А-5 с разбивкой на утренний, дневной, вечерний и ночной блоки, без режимных моментов).

3. Подготовить викторины (6 тем по 30 вопросов с ответами) для детей среднего школьного возраста.

4. Записать 40 загадок с ответами для детей разного возраста.

5. Описать 40 разноплановых игр (подвижных, статичных, ролевых и т.п.; советую писать на отдельных небольших карточках).

6. Написать 30 миниконкурсов (аттракционов) для развлекательных программ (лучше на отдельных карточках). Это небольшие зрелищные задания, как правило, шуточные и соревновательные для 2-5 человек.

7. Подготовить подробную программу военно-спортивной игры (не менее 10 этапов с игровым сюжетом, правилами и т.д.).

8. Подготовить программу спортивной эстафеты (не менее 15 заданий со спецификацией – списком необходимого для проведения оборудования).

9. Подготовить подробные сценарные разработки 2-ух досугово-развлекательных программ.

10. Описать и уметь показывать 3 несложных фокуса.

11. Составить программу любого (по выбору) кружка или спортивной секции из расчёта 7-10 занятий в смену по схеме: название занятия, краткое его содержание, кол-во часов, что необходимо для его проведения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодёжью: организация и методика проведения. - Мн., 1994. - 230 с.

2. Афанасьев С. Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома: ИМЦ «Вариант», 1993. - 204 с.

3. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Кострома, РЦ НИТ "Эврика-М", 1999. – 112 с.

4. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского пионерлагеря «Орлёнок». - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.

5. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.

6. Грымаць А.А., Варанецкая Л.М., Зайцау В.А., Сцяпанова Т.М. Змест i канцэптуаяыя аспекты арганiзацыi летняга адпачынку дяцей: Вуч.-мет. дапаможнiк. - Мн., 1998.

7. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практичекое пособие. – Мн.: Высшая школа, 1992. – 319 с.

8. Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

9. Карташкин А. Праздник с чудесами: Искусство сценического волшебства. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.

10. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. - М.: Знание, 1984.

11. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки, походы, экскурсии. - М.: Профиздат, 1990. - 144 с.

12. Салют, «Орлёнок»!, или Путешествие в педагогику боевой, многокрасочной пионерской жизни / Сост. В. Яковлев. - М. Мол. гвардия, 1987. - 159 с.

13. Сысоева М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря.

14. ТинЛЕТО-98 / Под ред. А. Кардабнёва. – Гродно: ГрГУ, 1998. – 180 с.

15. Штейнберг Е.Б. и др. В помощь организаторам летнего отдыха детей. – М.: ЦПИ АПН, 1991.

16. www.akai.grsu.by

17. vozhatim.org.ua

18. www.vozhatyj.ru

Расширенный список информационных ресурсов (около 200 источников), разбитый на тематические блоки смотрите на сайте www.akai.grsu.by

Советую также ознакомиться на этом же сайте с дополнительными материалами по организации работы в летних лагерях по разным направлениям деятельности педагога.

Разумно было бы часть материала также переписать на диски или флешки. При возможности организуйте себе доступ к Интернету в период прохождения практики, что позволит иметь доступ к большим информационным ресурсам по вопросам работы в лагере и это позволит использовать их при организации жизнедеятельности детей.

Кроме этого следует знать, что в каждом лагере есть методический кабинет и некоторой литературой и методическими разработками.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Общие требования безопасности

1. К практике допускаются студенты, прошедшие в университете обучение и проверку знаний по требованиям безопасности при проведении практики, которые оформлены соответствующим протоколом, освоившие безопасные методы и приемы выполнения работы, прошедшие медицинский осмотр.

Студенты, не прошедшие обучение и проверку знаний, медицинский осмотр к педагогической практике не допускается.

2. Прохождение практики студентам разрешается только после оформления приказа по университету.

3. Продолжительность практики, время ее начала и окончания, перерывы для отдыха и питания выходные дни устанавливаются, исходя из конкретных условий проведения практики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. На базу практики и обратно студенты прибывают самостоятельно. При невозможности вовремя прибыть на практику студент обязан поставить в известность об этом руководителя практики, указав причины отсутствия.

5. Студенты-практиканты обязаны принимать необходимые меры для создания безопасных условий организации жизнедеятельности детей:

а) обеспечивать выполнение действующих в лагере Правил и инструкций по охране и гигиене труда; Правил внутреннего распорядка, проводить воспитательную деятельность только при наличии соответствующего технического оборудования и условий, предусмотренных правилами и нормами по охране труда;

б) обеспечивать безопасное и санитарное состояние жилых, учебных, досуговых помещений;

в) немедленно извещать руководителя учебно-воспитательного учреждения о неисправности оборудования и о каждом несчастном случае, а также принимать участие в расследовании.

г) студенты-практиканты несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими обязанностей, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

д) выполнять только работу, которая соответствует учебной программой практики или поручена факультетским руководителем;

ж) соблюдать требования личной гигиены и знать правила оказания первой доврачебной помощи;

з) незамедлительно поставить в известность администрацию лагеря и непосредственного руководителя, в случаях недомогания или ухудшения состояния своего здоровья и при необходимости обратиться к врачу.

6. Студент, проходящий летнюю педагогическую практику во внешкольных учреждениях, приступает к работе в штатной должности только после инструктажа по технике безопасности, который проводится в учреждении, где студент проходит практику.

7. Для формирования у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях и соблюдения ими правил безопасного поведения, охране и гигиене труда, практиканты обязаны проводить необходимое инструктирование и соответствующее обучение воспитанников.

8. Студенты-практиканты обязаны строго соблюдать пожарную безопасность в закреплённых за ними помещениях.

9. При организации и проведении экскурсий, походов, выходов в лес запрещается объединять два или несколько отрядов (групп).

10. В каждом жилом и учебно-досуговом помещении, в обязательном порядке, должны быть вывешены инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности, согласно которым проводится инструктаж воспитанников.

11. При организации купания детей в открытых водоёмах и бассейнах строго соблюдать соответствующие инструкции, действующие в лагере.

12. Практикантам запрещается: покидать место прохождения практики без разрешения руководителя внешкольного учреждения, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а также заносить в помещения горючие и легковоспламеняющиеся вещества и жидкости.

13. Практикант должен бережно относиться к природе, имуществу детей и лагеря, соблюдая законодательство Республики Беларусь.

Требования безопасности работы в лагере

1. До начала работы практиканты обязаны провести осмотр помещений, проверив:

а) санитарно-гигиеническое состояние помещения, отсутствие опасных или загрязняющих предметов и факторов;

б) состояние электропроводки, выключателей и розеток, отсутствие оголённых или оборванных проводов, находящихся под напряжением;

в) исправность местного освещения;

г) наличие и состояние наглядности, технических средств обучения.

2. О замеченных нарушениях требований безопасности, а также о неисправностях технических средств и электроприборов, студент должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.

3. Во время работы практикант должен:

а) следить за соблюдением чистоты и порядка в помещениях отряда и прикреплённой территории;

б) при использовании во время учебной или воспитательной работы технических средств обучения (телевизоров, звуковой и световой аппаратуры, компьютеров и т.д.) соблюдать правила эксплуатации;

в) обо всех выявленных недостатках и нарушениях правил по охране труда и соблюдению мер безопасности практикант обязан сообщить администрации учреждения образования и факультетскому руководителю педпрактики.

4. По окончанию работы практикант должен:

а) проверить состояние рабочего места, выключить используемое техническое оборудование и освещение, закрыть помещения на ключ;

б) обо всех недостатках и нарушениях требований безопасности сообщить администрации.

Требование безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийной ситуации (пожар, утечка газа, появление резких запахов и др.) необходимо дать детям четкие указания для их действий, при необходимости эвакуировать детей из помещения в безопасное место, согласно плану эвакуации; приступить к устранению причины собственными силами и сообщить администрации внешкольного учреждения о случившемся.

2. При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, надо немедленно отключить источник электропитания. Первая помощь при поражении электрическим током состоит из освобождения пострадавшего от действия тока и оказания ему доврачебной помощи.

3. В случае повреждения стеклянных предметов запрещается осколки стекла убирать голыми руками. Необходимо использовать щетку и совок.

4. При получении травмы, отравлении или внезапном заболевании пострадавшим детям немедленно оказать первую доврачебную помощь.

5. Во всех случаях после оказания доврачебной помощи и общего ухудшения состояния здоровья детей следует немедленно доставить их к врачу внешкольного учреждения.

Практиканты, нарушившие требования безопасности при прохождении педагогической практики в лагере несут ответственность в порядке, установленном законодательством, и могут быть отстранены от прохождения практики.

Наши рекомендации