Патогенез и пат. анатомия дизентерии.
В основе патогенеза дизентерии лежит проникновение шигелл в клетки эпителия толстой кишки и дальнейшее распространение из клетки в клетку. Бактерии прикрепляются к поверхности клетки и проникают в нее посредством эндоцитоза. Внутриклеточное размножение бактерий вызывает повреждение и гибель клеток и образование характерных изъязвлений слизистой. Повышение секреции жидкостей и солей в просвет тонкой кишки определяет развитие диарейного синдрома. Стул в этом периоде заболевания обильный, содержит большое количество жидкости.Параллельно с этими процессами происходит инвазия шигелл в эпителиальные клетки толстой кишки с последующим развитием типичной для дизентерии симптоматики колита.Основное значение в патогенезе дизентерии имеют токсины бактерий. Шигеллы, находящиеся в слизистой оболочке внеклеточно, подвергаются фагоцитозу нейтрофилами и макрофагами с образованием токсичных веществ, оказывающих на организм системное и местное воздействие. Всасываясь в кровь, нейротоксины повреждают различные ткани и органы, в первую очередь ЦНС, периферические ганглии вегетативной нервной системы и симпатико-адреналовую систему. Клинически это проявляется синдромом интоксикации и нарушением всех видов обмена. Энтеротоксины, активируя аденилат-циклазу, способствуют накоплению жидкости и электролитов в кишечном содержимом. Возбудитель и его токсины при повреждении ими фагоцитов и клеток слизистой оболочки способствуют выходу биологически активных веществ (гистамин, серотонин, кинины, простагландины), которые нарушают микроциркуляцию в кишечной стенке, повышают интенсивность воспалительного процесса и расстройств функций кишечника (моторики, секреции, всасывания).
Патологоанатомические изменения при дизентерии наиболее выражены в дистальном отделе толстой кишки. При дизентерии наблюдаются четыре стадии поражения кишечника: 1) острое катаральное воспаление; 2) фибринозно-некротическое воспаление 3) стадия образования язв; 4) заживление язв. Катаральное воспаление характеризуется отеком, гиперемией слизистой оболочки и подслизистой основы толстой кишки; нередко наблюдаются мелкие кровоизлияния и эрозии. На поверхности слизистой оболочки и в просвете кишки обнаруживается слизистый или слизисто-геморрагический экссудат.
Фибринозно-некротические изменения проявляются в виде грязно-серых плотных налетов на слизистой оболочке кишечника. Подслизистая основа утолщена, инфильтрирована нейтрофиль-ными лейкоцитами и лимфоцитами. Гнойное расплавление и отторжение некротических масс приводят к образованию язв. Язвы при дизентерии чаще поверхностные, с плотными краями.
Регенерация эпителия при остром катаральном воспалении начинается рано, на 2—3-й день болезни, однако полное морфологическое и функциональное восстановление даже при легких и стертых формах дизентерии наступает, как правило, не раньше 4—5-й недели. Длительно сохраняются воспалительные явления и сосудистые расстройства.
При дизентерии наблюдаются изменения в регионарных лимф. узлах., которые характеризуются гиперемией, отеком, наличием кровоизлияний, лейкоцитарной инфильтрацией.
Ротовирусный гастроэнтерит.
Ротовирусный гастроинтерит - острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, дегидратацией, поражением ЖКТ.
Возбудитель болезни — РНК-овый вирус из рода Rotavirus семейства реовирусов. Ротавирусы получили название от латинского rota — колесо, так как под электронным микроскопом выглядят, как маленькие колесики. Вирус устойчив во внешней среде.
Источником и резервуаром инфекции является только человек. Возбудитель выделяется с испражнениями. Заражение происходит фекально-оральным путем.
Патогенез. Размножение вируса происходит в верхних отделах пищеварительного тракта. Ротавирусы вызывают гибель зрелых клеток тонкой кишки, которые замещаются незрелыми всасывающими клетками, не способными адекватно адсорбировать углеводы и другие питательные вещества, что приводит к диарее осмотического характера и обезвоживанию.
Клиника.Инкубационный период длится от 15 ч до 7 дней (чаще 1-2 дня). Заболевание начинается остро, лихорадка и общая интоксикация выражены умеренно. Появляются боли в эпигастральной области, тошнота, рвота, понос, отмечают ринит, гиперемию зева, увеличение шейных лимф. узлов. У всех больных наблюдается обильный водянис-тый стул с резким запахом; характерно громкое урчание в животе. Примесь слизи и крови отмечается только при наслоении вторичной инфекции (дизентерии, сальмонеллеза). При обильном стуле очень часто развивается обезвоживание организма, но в большинстве случаев (95%) оно выражено нерезко (I и II степени). При пальпации живота отмечаются болезненность в эпигастральной и пупочной областях, грубое урчание в правой подвздошной области. Печень и селезенка не увеличены, диурез снижен.
Диагностикаосновывается на характерной клинической симптоматике: острое начало, обильный водянистый стул до 10-15 раз в сутки, рвота, обезвоживание при умеренно выраженной интоксикации. Обычные бактериологические исследования дают отрицательный результат. Диагноз подтверждается обнаружением ротавирусов с помощью электронной микроскопии, причем она позволяет отличить ротавирусы от кальцивирусов и астровирусов, которые также могут вызывать диарею.
Лечение. При обезвоживании 1 или II степени перорально назначают глюкозоэлектролитный раствор (хлорид натрия — 3,5 г, хлорид калия — 1,5 г, гидрокарбонат натрия — 2,5 г, глюкоза — 20 г на 1л питьевой воды). В целях профилактики больные должны быть изолированы на 10—15 дней. При легких формах болезни они могут оставаться дома под наблюдением врача. Разрабатываются и апробируются вакцины против ротавирусной инфекции.