Глава 3. Аллергия или гиперчувствительность
Аллергия (от греч. allos -иной, ergon - действую) или так называемая гиперчувствительность - это собирательное название группы типовых иммунопатологических процессов, развивающихся в сенсибилизированном организме в режиме вторичного иммунного ответа, при контакте с антигеном, вызвавшим сенсибилизацию, т.е. аллергеном.
О гиперчувствительности (аллергии) говорят в тех случаях, когда чрезмерно сильныйли качественно необычный вариант иммунного ответа имеет патологические последствия.
Если аллергические реакции направлены на аутоантигены, говорят об аутоаллергии, которая в известных условиях способна привести к аутоиммунным заболеваниям.
Аллергию как экспериментальный феномен впервые описали Ш.Рише и Э.Портье (1902) в виде необычайно сильной реакции при повторном контакте с “анафилактогеном” морских лилий. Еще ранее в работах Ф.Мажанди и даже в древнеегипетских хрониках описывались клинические случаи аллергии. В начале столетия аллергия принципиально рассматривалась, как редкое явление. Об этом свидетельствует и этимология самого термина, веденного К. фон Пирке (1906) для обозначения “другой”, то есть не обычной, а исключительной реактивности. Однако, в наше время аллергия, увы, перестала быть редкой. ВОЗ считает, что до 10% населения планеты страдает от тех или иных аллергических болезней, среди детей этот процент еще выше - до 30%. Аллергия - проблема организма, который генетически предрасположен к необычной реакции на заурядный для многих других индивидов антигенный раздражитель, а не следствие злобного нрава самого аллергена. Впрочем, к некоторым антигенам, например компонентам крестовника (амброзии) аллергичны особенно большие группы людей. По отношению к антигенам гельминтов анафилактически реагируют, практически, все. Так или иначе, по всей видимости, существенный процент генетически предрасположенных к аллергии людей всегда был в человеческих популяциях. Речь может идти о том, что раньше такие лица выявлялись редко, а ныне почти все они имеют возможность на протяжении жизни так или иначе проявить свою особую реактивность. Причина такой сплошной выявляемости - многократно возросшая антигенная и гаптенная нагрузка на современного человека.
С одной стороны, это следствие экологических проблем. По данным министерства здравоохранения Австралии, в этой стране в середине 70-х годов на одного человека в год потреблялось 23 килограмма различных непищевых веществ (консервантов, антиоксидантов, вкусовых добавок, красителей, поллютантов и, конечно же, лекарств). Относительно последней категории гаптенов и антигенов Е.М.Тареев как-то сказал, что страсть глотать таблетки - такое же имманентное свойство современного человека, как прямохождение. Наши предки проводили всю жизнь в антигенно-привычном окружении, но современный человек, путешествуя, меняет свою антигенную среду, а любой супермаркет предоставляет жителю Средне-Русской равнины возможности контакта с антигенами шести континентов и пяти океанов, включая воздушный. Особенно опасна аллергия к нитрофенолам, которые повсеместно распространены и провоцируют перекрёстный иммунный ответ против аутоантигенов мозга, собственных антител и белков ГКГС (К.Лауэр, 1990).
Не будем забывать и вторую сторону, не упомянуть о которой было бы для медиков несамокритично. Аллергичными и наклонными к аутоиммунным заболеваниям выросли во всём мире те поколения, которые прошли через национальные программы массовой иммунизации, вакцино- и серопрофилактики. Авторы являются убеждёнными сторонниками применения вакцин и сывороток в борьбе с инфекциями. С тех пор, как в 1796 году Э.Дженнер разработал активную иммунизацию против натуральной оспы, эта болезнь была, в первую очередь, благодаря вакцинации, искоренена и история сохранила имя последнего переболевшего оспой - повара из Сомали. Эффективные вакцины существуют и рутинно применяются во многих странах для предупреждения полиомиелита, кори, свинки, краснухи, коклюша, дифтерии, столбняка. В некоторых государствах с успехом проводится массовая иммунизация против туберкулёза, а в эндемичных регионах мира - и против брюшного тифа, холеры, жёлтой лихорадки, гепатита В. Всем известна спасительная роль вакцинации против бешенства при риске заражения. Вакцины и средства пассивной иммунизации - сыворотки (антидифтерийная, антистолбнячная, антигепатитный гамма-глобулин) спасли миллионы жизней и изменили историю человечества. Их создатели по праву остались в истории медицины, а некоторые - и в Нобелевских анналах (Э.Беринг, 1901; М.Тайлер; 1951). Развивающиеся страны, где, по данным ВОЗ, наблюдается до миллиона случаев смерти детей от столбняка в год демонстрируют нам, как катастрофичны, по-прежнему, могли бы быть последствия инфекций без массовых прививочных программ. Тем не менее, не забудем: для того, чтобы быть эффективной, вакцина должна восприниматься иммунной системой всерьёз. Поэтому, несмотря на то, что вакцина не вызывает болезни, против которой она прививает, для иммунной системы введение, например, АКДС, означает необходимость вести себя так, как если бы в организме одновременно протекали коклюш, дифтерия, да впридачу ещё и столбняк. Нет сомнения, что это - тяжёлое испытание. Антигенный вызов такого рода позволяет иммунной системе проявить свои потенции, включая и скрытую наклонность к аллергии. Несовершенны не только естественные, но и ятрогенные способы защиты от болезней. Поэтому иммунизацией следует пользоваться осторожно.
Кроме вакцинации, за последние 50-70 лет многократно расширилась практика парэнтерального введения в лечебно-профилактических целях различных антигенных препаратов, не проходящих инактивацию и обезличивание в желудочно-кишечном тракте, прежде всего, иммунных сывороток (Э.А.Беринг, Ш.Китасато, 1890). Именно параллельно этим медицинским изменениям нарастала во всём мире волна аллергии. Знаменательно, что анафилаксия и иммунокомплексная аллергия в клинике впервые в мире были описаны в Австрии К.фон Пирке и О.Шиком (1902) как раз у детей, получавших курсы серотерапии.
Практический вывод отсюда - необходимость детального соблюдения всех тех ограничений, которые прививочные инструкции вводят при отборе контингентов прививаемых и важность выполнения медотводов и противопоказаний. Например, нельзя прививать детей, имеющих острые инфекционные заболевания, страдающих аллергическими и аутоиммунными болезнями, при многих формах патологии разрешено лишь использование митигированных вакцин и т.д. Иными словами, недопустимы сплошные “прививки ради прививок”. Чем хуже практическая педиатрия соблюдает эти ограничения - тем ярче сияет оборотная сторона медали, которой благодарное человечество могло бы наградить медиков за решение проблемы контроля вышеназванных инфекций. И на этой оборотной стороне написано “аллергия”.
Для того, чтобы проводить в этом вопросе разумную линию, врачу необходимо располагать широкой эрудицией в вопросах разнообразия иммунопатологических болезней. Поэтому, ниже описываются не только общие закономерности нарушений иммунного ответа, но и многочисленные конкретные формы иммунопатологических поражений различных органов и систем.