КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. Структура психики человека (3 уровня): сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное
Сознание -основной компонент эго (мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря к-м человек осознает целостность, постоянство и воспринимает себя человеком, способен осознавать результаты обычной сознательной деятельности; основа самосознания).
Личное бессознательное (воспоминания, импульсы и желания, нечеткие восприятия и др. личный опыт, подвергшийся вытеснению или просто забытый) – события, к-е легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание уровня сгруппировано в тематические комплексы (эмоции, воспоминания, желания и т.п.), которые проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и оказывают влияние на поведение. Комплекс - маленькая личность внутри личности человека как целого.
Коллективное бессознательное (неизвестное человеку и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков) - универсальный эволюционный опыт; основа личности человека. Бессознательный опыт, к-й невозможно вспомнить. Содержание представлено архетипами - образами и мотивами, к-е лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок. Архетипы ("первичные модели", греч.) – врожденные идеи или воспоминания, к-е предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Архетипы Юнга: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Напр., в восприятии ребенком матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о материнских атрибутах (воспитание, плодородие и зависимость).
Маска или персона (лат.) – публичное лицо; проявления человека в отношениях с др. людьми; исполнение ролей в соответствии с социальными требованиями; цель - производить впечатление на других или утаивать свою истинную сущность; необходима для налаживания отношений в повседневной жизни; если маска приобретает слишком большое значение, то человек становится неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
Тень - подавленная темная, дурная и животная сторона личности; социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти; положительные свойства тени: источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни человека. Функция сознания (эго) - направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону натуры до такой степени, чтобы человек мог жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
Анима - внутренний образ женщины в мужчине, бессознательная женская сторона. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, бессознательная мужская сторона. Основаны на биологическом факте - в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Архетипы эволюционировали на протяжении веков как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины до некоторой степени "феминизировались", женщины наоборот. Анима и анимус должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности.
Самость – сердцевина личности, вокруг к-й организованы все др. элементы – тогда человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Главная цель человеческой жизни (по Юнгу) – развитие самого себя. Основной символ самости - мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого). Достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Инстинкты (по Юнгу) - безличные, универсально встречающиеся наследственные факторы; удалены от сознания, близки с архетипами - архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов, образцы инстинктивного поведения.
Архетипы вызывают определенные психические формы, материальные демонстрации к-х: «активное воображение» (последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания); иллюзии параноиков; фантазии, наблюдаемые в состояниях транса; сновидения раннего детства (от 3х до 5ти лет).
Сознание и бессознательное
Сознание - это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку; субъективный образ объективного мира; включает в себя сознание окружающего и самосознание как выделение своего "Я".
Формирование сознания - результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга. Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм.
В своем развитии сознание прошло несколько этапов: 1) психика животных и предчеловека, 2) стадное сознание, 3) сознание разумного человека, 4) сознание человека родового общества, 5) самосознание.
Что такое индивид? – представитель биологического вида, новорожденный ребенок. Новорожденный ребенок кричит, двигает конечностями, открывает и закрывает глаза, но не осознает окружающего мира. Зато ребенок обладает врожденной возможностью появления и развития сознания в условиях человеческого общества. Инстинктивная деятельность новорожденного прекращается при удовлетворении его простейших потребностей. Ребенок начинает контактировать с предметами и явлениями материального мира в процессе общения, затем в процессе коллективного труда. Человек в онтогенезе учится активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (включается мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для удовлетворения своих потребностей. Благодаря сознанию человек создает и сохраняет орудия труда, присваивает общественный опыт и передает его другим поколениям, проявляет способности к саморегуляции.
Необходимое условие появления и совершенствования сознания - речь. В речи психические явления становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.
Необходимое условие правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него – ориентировка (в предметах и явлениях, в месте, времени).
Формы сознания по Платонову
Индивидуальное | Групповое | Общественное |
1. Атрибуты сознания (отношение, познание, переживание) 2. Уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание) 3. Динамика сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) 4. Функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции) | Общественное настроение Соревнование Паника | Религиозное Нравственное Эстетическое Правовое Политическое Философские взгляды |
Основные характеристики сознания (по Немову):
1. Способность к рефлексии (готовность к познанию других психических явлений и самого себя);
2. Мысленное представление действительности (отвлечение от восприятия окружающего и развитие какой-либо идеи, образа в своем воображении);
3. Способность к коммуникации (словесно-понятийная означенность осознаваемого и передача другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем);
4. Наличие интеллектуальных схем (использование умственных структур, в соответствии с которыми воспринимается, перерабатывается и хранится информация)
Физиологическая основа сознания, орган, в к-м объективный мир получает субъективную форму, - мозг человека.
И.П. Павлов писал: "Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью".
Через несколько десятилетий М.Н. Ливанов и В.М. Ананьев на 100-канальном электроэнцефалоскопе увидели как раз такую картину. Экспериментально было показано, как очаг оптимальной возбудимости перемещается в зависимости от характера раздражителя, свойств задачи, особенностей обстановки - в зависимости от того, что в данный момент является объектом сознания.
Итак, человек имеет способность осознавать самого себя, свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Самосознание - это осознание человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, интересов, собственного положения в системе общественных отношений.
В структуру самосознания входят:
1. Самопознание (познавательные процессы),
2. Самоотношение (эмоциональная сфера) и
3. Саморегуляция (эмоционально-волевая сфера: самообладание, самоконтроль).
Самосознание проявляется в самооценке - оценке своих способностей, социального положения, успеха, привлекательности - и самоуважении.