Группы лечебного ф-та 1 / 3 к., педиатрического ф-та 2 к.

Группы лечебного ф-та 1 / 3 к., педиатрического ф-та 2 к.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ К КОЛЛОКВИУМУ 1

План коллоквиума:

1. Контрольный тест по темам «Психология как наука», «Связь психологии и медицины», «Сознание и бессознательное»

2. Отчет о выполнении творческого задания «Методы исследования в психологии» по мини-группам.

Содержание: - краткое теоретическое сообщение

- отчет и демонстрация практической работы

Тематика творческих заданий по мини-группам: «Тест субъективный», «Тест проективный», «Опрос», «Наблюдение», «Эксперимент», «Анализ продуктов деятельности»

Внимание! Для выполнения творческого задания студенческая группа должна разделиться на мини-группы, примерно равные по количеству участников. Необходимо представить ВСЕ предложенные темы.

Приложение к коллоквиуму 1

Информативные материалы для подготовки к контрольному тесту 1

Введение в психологию

Сравнение житейской и научной психологии

№ п/п Основания разведения Житейская психология Научная психология
1 Субъект познания Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной Научное сообщество
2 Объект познания Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях Самые различные виды деятельности человека (и животных), в том числе в уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие собой результаты прошлой деятельности человека
3 Конкретные методы получения психологических знаний Самонаблюдение и наблюдение Наблюдение (в различных его видах), эксперимент, а также иные научные методы получения знаний
4 Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления) Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям
5 Способы приобретения опыта и степень его субъективности Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств
6 Способы передачи (трансляции) опыта Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта


В самом общем определении, психология – это наука о психике и психических явлениях.Если заглянуть в глубину веков, то «отцом психологии» называют Аристотеля, автора трактата «О душе». Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено немецким ученым Христианом Вольфом в 18 веке. Термин «психология» происходит из греческого языка, где «психо» - душа, «логос» - наука. Экспериментальная психология ведет отсчет с 1879 года, когда Вильгельм Вундт открыл лабораторию в Лейпциге. Аналогичная отечественная психологическая лаборатория была открыта в Казанском университете при кафедре нервных и психических болезней Бехтеревым Владимиром Михайловичем в 1885 году. К числу первых психологических методов относится «интроспекция» - наблюдение за самим собой.

Психология изучает человека в 4-х его ипостасях – индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Индивид – это представитель человеческого рода как биологическое существо. Включаясь в деятельность, становится субъектом деятельности. Первая деятельность новорожденного ребенка - общение. Затем появляются игра, познание и преобразовательная деятельность. Через деятельность человек превращается в личность – обретает сознание и самосознание. Личность – это уже результат общественного развития. А когда мы говорим об индивидуальности, то подразумеваем особенности личности, которые формируются в онтогенезе (характер, интересы, интеллект, потребности, способности, особенности психических процессов).

Такой своеобразный объект изучения определяет уникальность психологии как науки:

1) человек является одновременно и субъектом, и объектом познания;

свое сознание исследует с помощью своего же сознания.

2) психологический факт зависит от его интерпретации исследователем (каждый исследователь предполагает собственную точку зрения на предмет исследования, в соответствии с которой выстраивает план эксперимента и получает результаты, которые открывают одну из сторон изучаемого явления),

3) единой психологии не существует – есть различные направления, течения, школы (сознание исследует психология сознания, поведение – бихевиоризм, целостные структуры психики – гештальт-психология, личность и индивидуальность - гуманистическая психология, познавательные структуры психики – когнитивная, бессознательное - психоанализ),

4) психология является одновременно и естественной, и гуманитарной наукой.

Предмет психологии менялся на протяжении исторического развития.

1. Более 2000 лет тому назад. Душа (все непонятные явления в жизни человека).

2. С 17 до к. 19 в. Сознание (способность чувствовать и думать).Основной метод – наблюдение за самим собой (интроспекция).

3. Начало 20 в. Неосознаваемые психические процессы (автоматизмы, установки, сопровождения).

4. 1913 г. Поведение. Наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поступки и реакции человека.

5. 20-е гг. 20 в. Психика, деятельность. Изучаются факторы, закономерности и механизмы психики.

6. 70-е гг. 20 в. Личность, личный опыт человека.

Предметом современной отечественной психологии является психическая деятельность: закономерности психических процессов, индивидуально-психологические свойства личности; психические состояния личности; психологические основы человеческой деятельности; особенности развития и функционирования психики.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Это определение основано на функциях психики:

1. Отражение объективного мира

2. Построение субъективной картины объективного мира

3. Регуляция поведения и деятельности.

Связь психологии и медицины

Каким образом связаны известные психологические направления с медициной? – Почти все они вышли из практического лечения неврозов.

Как связаны познавательные психические процессы с деятельностью врача? - Знание познавательных процессов непосредственно необходимо лечащему врачу. Зрение – офтальмология, слух – отоларингология и так далее. Психологические знания в работе врача – сфера межличностных отношений, отражение психического состояния в картине болезни, знание картины личности пациента.

Связь психологии с медицинскими науками обусловлена двойственной природой человека (социального и биологического существа). Большинство психических явлений имеет физиологическую обусловленность. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть в следующем: психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию какого-либо заболевания. Хроническое заболевание сказывается на психическом состоянии больного. В современной медицине получили активное развитие методы психотерапевтического воздействия словом.

Одна из отраслей психологии – медицинская психология – изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Область исследований медицинской психологии – вопросы возникновения, развития и течения болезней, влияние болезней на психику и наоборот. Важнейшая проблема медицинской психологии – взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской психологии: клиническая психология (патопсихология, нейропсихология, соматопсихология), общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

Связь психологии и медицины на уровне понятийного аппарата осуществляется через такие термины как здоровье, болезнь, телесная функция.

Здоровье – характеристика целостного развития человека; состояние организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Определение ВОЗ: состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье – состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Параметры здоровья:

1. Приспособленность к природному окружению — способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать

2. Нормальность — соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры

3. Стрессоустойчивость и стабильность - способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды

4. Гармоничная включенность в сообщество людей — приспособленность личности к ее социальному окружению, результат социализации

Болезнь (мед. термин) – состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности.

Болезнь (психол. термин) – состояние ущербной жизнедеятельности, которое проявляется тягостным самочувствием, временной утратой или стойким ограничением физической дееспособности, направленной, прежде всего, на самосохранение.

Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни; субъективно-психологическая сторона заболевания; концепция болезни, созданная больным (ощущения, эмоции, познание болезни). Термин Р.А. Лурия. 1944.

Модель ВКБ Гольдшейдера-Лурия. Разработка Лурией ВКБ базировалась на идеях Гольдшейдера. Модель состоит из двух частей: аллопластическая КБ (функциональные и органические патологические изменения в связи с развитием заболевания) и аутопластическая КБ (сумма всех ощущений патологии и интеллектуальное осмысление, сензитивный – совокупность болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний больного, и интеллектуальный – знание о болезни и ее эмоциональная оценка).

Уровни ВКБ: 1 – непосредственно чувственный, 2 – эмоциональный, этап первичного означения, 3 – когнитивный, вторичное означение, 4 – мотивационный, личностный.

Наиболее распространенными методами исследования внутренней картины болезни являются клиническая беседа и специальные опросники.

Составляющие ВКБ

I уровень – чувственный, непосредственно-чувственный.

Больной испытывает неприятные, дискомфортные ощущения, которые являются отражением в психике соматических или психических нарушений

II уровень – эмоциональный (переживание болезни), этап первичного означения.

Неявные, нечеткие впечатления переходят в перцептивные образы (образы восприятия). Образы внутреннего восприятия вербализуются - означаются определенным словом. Больной называет свои состояния. Найденное означение может влиять на чувственное ощущение человека.

III уровень – рациональная переработка, когнитивный этап, вторичное означение.

Создание концепции болезни, мифы болезни и лечения. Больной создает собственную концепцию болезни: определяет причины болезни, возможные пути течения на основе знаний о собственном теле и болезнях.

IV уровень – мотивационный, личностный.

Больной определяет, что значит для него то или иное заболевание, как оно повлияет на его дальнейшую судьбу. Идет переоценка ценностей, изменение миропонимания, вырабатывается тактика проживания с болезнью.

Телесная функция

Психосоматика - это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Телесные функции, в широком смысле - телесные процессы; физические реакции на эмоции (субъективные ощущения мобилизуют сложные телесные процессы - изменение сердечного ритма, циркуляции крови, дыхания), основные биологические функции внутренних органов. Психологическая характеристика телесных функций: каждый орган и черты лица имеют свой собственный телесный язык.

Вот как описывает это явление Александр Лоуэн:

«Функция зрения очень важна, чтобы осознать, что мы уравниваем слово "видение" с пониманием. "Далеко видящий человек" - не только видит далеко, но также мыслит вперед. Блестящие глаза являются одновременно признаком и символом бьющей через край энергии.

Функции плеч, рук и кистей рук делают свой вклад в телесный язык. Человек «взваливает на свои плечи ответственность», если он несет ее. Он «расталкивает локтями себе дорогу», если агрессивен, и «берет в руки оружие», когда встречает опасность. Если кто-то «держит себя в руках», мы гордимся им. Чье-то участие в делах описывается как «иметь свою руку»».

Человек — единое функционирующее целое тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть чувство целостности, научить человека осознаванию информации и переживанию целостности всего организма.

Телесная функция (мед.) - способ поведения, способствующий сохранению существования какого-либо объекта или той системы, в которую он входит в качестве элемента (кровообращение как следствие работы сердца поддерживает существование организма и в т.ч. сердца)

Телесная функция (психол.) - деятельность, внешнее проявление свойств человека в системе отношений окружающего мира.

Итак, телесные функции формируют физическое самочувствие, а также все феномены, проявляющиеся во внешне наблюдаемом поведении (влечения, безусловные и условные рефлексы, динамические стереотипы).

Мифология в медицине

Понятие миф сформулировано Ролло Мэем – система сознательных и бессознательных представлений и верований, при помощи которых люди объясняют для себя явления личной и общественной жизни

Болезнь на протяжении истории человечества определялась как внутриличностное рассогласование и пассивное претерпевание внутреннего конфликта; индивидуальный грех или общая греховность человечества; природное явление, четко фиксируемый и распознаваемый по конкретным признакам объект рационального познания.

Что превращает болезнь в объективный факт? - Диагноз.

Мифы медицинские, в широком смысле - это интерпретации, представления о медицинских явлениях, своеобразные взгляды на устройство организма.

Мифы болезни касаются картины протекания и последствий заболевания.

Мифы лечения - процессов и возможностей оздоровления организма.

Мифы о лечении депрессии

Миф 1. Депрессия – не болезнь, поэтому лечить ее не надо

Депрессия – заболевание серьезное, с возможным смертельным исходом. Без лечения депрессия может длиться годами, усиливаться и перерастать, к примеру, в маниакально-депрессивный психоз.

Миф 2. Болеешь депрессией – значит, ты псих, и место твое в дурдоме

Депрессия – это не вина человека, а несчастье, с ним случившееся. Людей даже с хронической депрессией госпитализируют чаще не в психиатрические больницы, а в кризисные центры. На учет в психдиспансер могут поставить только в случае неоднократных госпитализаций с попыткой суицида.

Миф 3. Депрессия – это навсегда

При адекватном лечении депрессивного эпизода о болезни можно забыть.

Миф 4. Антидепрессанты опасны для здоровья

Действительно у современных препаратов для борьбы с депрессией могут наблюдаться побочные эффекты: головные боли, сердцебиение, повышенная чувствительность к свету, сонливость, снижение или увеличение аппетита. Побочные эффекты проходят после окончания курса лечения.

Миф 5. Антидепрессанты вызывают зависимость

Антидепрессанты физиологической зависимости не вызывают, возможно только психологическую.

Миф 6. Антидепрессанты можно назначить себе самому

Последствия самостоятельного приема могут быть разнообразны. Антидепрессанты – сильно действующие вещества, которые врач подбирает индивидуально. Особенно это касается дозировок.

Миф 7. Антидепрессанты можно бросить пить в любой момент

Часто, чувствуя уменьшение симптомов депрессии и устав от побочных эффектов, человек просто бросает курс лечения. Но если бросить курс лечения возможно не только возобновление депрессии в еще худшем виде, но и другие побочные эффекты: тошнота с рвотой, расфокусировка внимания, головокружение.

Пример психосоматических заболеваний

Заболевания органов дыхания.

Дыхание - не только физиологическая функция, но и средство самовыражения: когда человеку радостно – он дышит глубоко, когда страшно – прерывисто и часто; когда просто хорошо – человек не обращает внимания на дыхание. Бронхиальная астма означает затрудненное выживание, неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире. Может возникнуть в результате недостатка или избытка родительской любви. Для взрослого человека – неполучение ожидаемого от близких.

Основа – страх, панический ужас.

Картина личности:

- склонность подавлять депрессию или агрессию; повышенная вялость или возбудимость, высокая тревожность;

- механистический характер мышления, неспособность к буйным фантазиям;

- приступ – обозначение агрессии; агрессия не вытесняется, переживается как опасная и проявляется как очень опасная; средство манипуляции.

- страх быть брошенным, ненужным; недоверчивы, подозрительны, не склонны к самопожертвованию; сверхчувствительны к запахам;

- наличие личностного конфликта по принципу брать-отдавать (тенденция к невозврату);

- идентификация с другими людьми (любят сливаться с кем-то).

Возможные причины:

возраст от 0 до года; стиль отношений в семье – тлеющий невротический конфликт; негодование матери вызывает страх и тревогу; запрет на выражение чувств (не плачь, не кричи); страх потери матери.

Личностные черты, обусловливающие склонность к дыхательным нарушениям:

инфантилизм, блокировка эмоциональных переживаний, несовершенство психологической защиты, неадекватная самооценка, придание особой значимости языку тела, нарушенная способность словесного выражения чувств, низкий уровень осознания актуально переживаемых эмоций, потребностей, желаний.

Защитные механизмы личности (ЗМ) – это такие способы поведения или искажения информации, которые помогают человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для благополучия.

ИЗБЕГАНИЕ – стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе, или тех ситуаций, которые могут оказаться неприятными, создают риск потери самоуважения. Человек становится невосприимчивым к тем сферам жизни и событиям, которые могут вызвать отрицательные переживания. Когда в чем-то никак нельзя признаться самому себе, то об этой сфере жизни вообще не хочется думать и говорить. Так, некоторые молодые люди, если от них ушла подруга, после этого довольно долго вообще избегают общения с девушками. Или если студент не может справиться с учебным предметом, то он сначала заявляет о его ненужности, а потом при каждом удобном случае стремится вообще его прогулять. Это для него гораздо проще и комфортнее, чем приложить усилия для освоения этого предмета или признать сложности самостоятельного освоения.

Близко к этому ЗМ ВЫТЕСНЕНИЕ – недопущение в сознание того, что не хочется осознавать, потому что это, к примеру, неприятно, может снизить самооценку, противоречит моральным убеждениям. Так многие люди забывают (абсолютно искренне) совершенные ими неблаговидные поступки – скажем, выполнение собственных обещаний. Ведь если об этом помнить, то снизится уважение к себе, что неприятно. Так же легко забывается и то, что нужно сделать, но очень не хочется. С вытеснением связано так же то, что и многие молодые люди охотно воспринимают похвалу в свой адрес, но едва их начинают критиковать, они как будто всё «пропускают мимо ушей» и через непродолжительное время просто-напросто забывают об этом разговоре. Или запоминают, что их «обидели», но чем именно – вспомнить не могут.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – придумывание «разумных» доводов для оправдания своих неприемлемых качеств или поступков. Так, агрессивный человек обычно говорит, что он сильный и поэтому «никому не позволит сесть себе на шею», трусливый – что он «благоразумный и осторожный», а неуверенный и застенчивый – что он «деликатный», «хорошо воспитанный» и еще что-нибудь в таком духе. А если не получается достигнуть чего-то желаемого, то через некоторое время люди начинают заявлять, что на самом деле не очень-то им это и нужно. Яркий пример рационализации описан в басне Эзопа о лисице, которая не смогла дотянуться до винограда, после чего заявила, что не очень-то и хотелось – все равно он кислый. Особенно изобретательны люди в придумывании доводов тогда, когда что-то обещали сделать, но не сделали.

РЕГРЕССИЯ – возврат к незрелым, детским формам поведения. Попав в какую-то сложную ситуацию, требующую активных усилий по ее преодолению, человек вдруг начинает плакать или «надувается» как маленький ребенок. И даже не пытается предпринять что-нибудь для того, чтобы решить проблему. Он реагирует как беспомощный малыш: бежал, споткнулся, упал, заревел и лежит – ждет, когда мама откликнется на его плач, подойдет, поднимет и пожалеет. Существует обоснованная точка зрения, что курение, к которому многие люди прибегают как к способу снять напряжение, расслабиться, - это тоже регрессия. Плачущему младенцу дают пустышку, чтобы он успокоился и перестал орать. Взрослый для «успокоения нервов» точно так же использует сигарету - в ответ на жизненные трудности.

ЗАМЕЩЕНИЕ – перенос каких-либо побуждений с недоступных объектов на доступные. Чаще всего это касается злости, агрессии. К примеру, студент разозлился на профессора, «несправедливо» оценившего его на экзамене, но выразить ему недовольство не решился – зато сорвал злость по дороге из университета, пнув ни в чем не повинную собаку, случайно подвернувшуюся ему под ноги. Собака, убегая от него, наткнулась на мирно шедшую по своим делам пенсионерку, которую и покусала. Потом, придя домой, студент накричал на младшую сестру. Та ему возразить не посмела, вместо этого взяла куклу и оторвала у нее голову. А ставший невольной причиной всех этих событий профессор, быть может, и сам поставил студенту несправедливую отметку только потому, что пришел принимать экзамен взвинченный после неприятного разговора с ректором (который, в свою очередь, «сорвался» после выговора, полученного от чиновников из Комитета по образованию). Во всех этих действиях проявляется замещение, в результате чего страдают не только люди.

Еще один пример замещения – имеющаяся у некоторых студентов привычка рвать или сжигать тетради по учебным предметам, как только сдан соответствующий экзамен.

Близка к этому ЗМ СУБЛИМАЦИЯ – перевод неприемлемых (к примеру, агрессивных) побуждений в приемлемую форму. В отличие от замещения здесь меняется не сам объект, а способ взаимодействия с ним. Агрессивный человек может заняться боксом, имеющий склонность к риску – найти себя в экстремальных видах спорта.

ПРОЕКЦИЯ – приписывание окружающим того, чего не хочется замечать в себе. Так, завистливые люди обычно убеждены в том, что все окружающие им завидуют, а агрессивные считают, что все вокруг им желают зла и, вообще, что весь мир настроен против них. Проекция проявляется в двух формах: 1) как распространение собственных мыслей и чувств на других людей, 2) как перенос на других ответственности за собственные неудачи. Так, студент, плохо успевающий по какому-либо предмету, обычно убежден, что преподаватель сам плохо знает предмет или не умеет преподавать. Обостренное восприятие недостатков других людей или несправедливостей в обществе - это в значительной мере отражение собственной неуверенности в себе и внутренних конфликтов.

Когда нет гармонии в своем внутреннем мире, человек становится очень чувствительным к «неустроенности» окружающего мира. Это тоже действие ЗМ проекции. Как в поговорке «В чужом глазу сучок увидел, в своём – бревна не замечаешь». Человек, который все время замечает в окружающих какие-то раздражающие отрицательные качества, так к ним чувствителен, потому что боится признать их наличие у себя.

Опасность психологических защит в том, что одна из них может стать устойчивым способом взаимодействия личности с собой и с миром. В этом случае о саморазвитии можно забыть – защита не меняет реальность, а только искажает ее восприятие. По сути, человек начинает жить в полувымышленном мире. Такая ситуация чаще всего возникает у людей с низкой самооценкой. Они воспринимают любую негативную информацию о себе как личную угрозу, реагируют на нее с помощью ПЗ, в результате чего информация чаще всего вообще не доходит до их сознания. Если же человек обладает адекватной самооценкой, он уверен в себе, реагирует на критику спокойно – она не воспринимается как угроза личности в целом, а свидетельствует о конкретных недостатках, которые можно и нужно исправлять. Если человек понимает, что у него есть отрицательные черты характера, то может работать над исправлением. Если человек приходит к убеждению, что у него плохо сразу всё – возникает расстройство.

Наиболее конструктивная реакция при столкновении с жизненными проблемами – решить их. Если попытка неуспешна, только тогда имеет смысл обратиться к ЗМ личности. Любой ЗМ по сути – не решение проблемы, а «уход» от нее.

Сознание и бессознательное

Сознание - это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку; субъективный образ объективного мира; включает в себя сознание окружающего и самосознание как выделение своего "Я".

Формирование сознания - результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга. Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм.

В своем развитии сознание прошло несколько этапов: 1) психика животных и предчеловека, 2) стадное сознание, 3) сознание разумного человека, 4) сознание человека родового общества, 5) самосознание.

Что такое индивид? – представитель биологического вида, новорожденный ребенок. Новорожденный ребенок кричит, двигает конечностями, открывает и закрывает глаза, но не осознает окружающего мира. Зато ребенок обладает врожденной возможностью появления и развития сознания в условиях человеческого общества. Инстинктивная деятельность новорожденного прекращается при удовлетворении его простейших потребностей. Ребенок начинает контактировать с предметами и явлениями материального мира в процессе общения, затем в процессе коллективного труда. Человек в онтогенезе учится активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (включается мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для удовлетворения своих потребностей. Благодаря сознанию человек создает и сохраняет орудия труда, присваивает общественный опыт и передает его другим поколениям, проявляет способности к саморегуляции.

Необходимое условие появления и совершенствования сознания - речь. В речи психические явления становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.

Необходимое условие правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него – ориентировка (в предметах и явлениях, в месте, времени).

Формы сознания по Платонову

Индивидуальное Групповое Общественное
1. Атрибуты сознания (отношение, познание, переживание) 2. Уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание) 3. Динамика сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) 4. Функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции) Общественное настроение Соревнование Паника Религиозное Нравственное Эстетическое Правовое Политическое Философские взгляды

Основные характеристики сознания (по Немову):

1. Способность к рефлексии (готовность к познанию других психических явлений и самого себя);

2. Мысленное представление действительности (отвлечение от восприятия окружающего и развитие какой-либо идеи, образа в своем воображении);

3. Способность к коммуникации (словесно-понятийная означенность осознаваемого и передача другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем);

4. Наличие интеллектуальных схем (использование умственных структур, в соответствии с которыми воспринимается, перерабатывается и хранится информация)

Физиологическая основа сознания, орган, в к-м объективный мир получает субъективную форму, - мозг человека.

И.П. Павлов писал: "Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью".

Через несколько десятилетий М.Н. Ливанов и В.М. Ананьев на 100-канальном электроэнцефалоскопе увидели как раз такую картину. Экспериментально было показано, как очаг оптимальной возбудимости перемещается в зависимости от характера раздражителя, свойств задачи, особенностей обстановки - в зависимости от того, что в данный момент является объектом сознания.

Итак, человек имеет способность осознавать самого себя, свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Самосознание - это осознание человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, интересов, собственного положения в системе общественных отношений.

В структуру самосознания входят:

1. Самопознание (познавательные процессы),

2. Самоотношение (эмоциональная сфера) и

3. Саморегуляция (эмоционально-волевая сфера: самообладание, самоконтроль).

Самосознание проявляется в самооценке - оценке своих способностей, социального положения, успеха, привлекательности - и самоуважении.

Приложение 2

Группы лечебного ф-та 1 / 3 к., педиатрического ф-та 2 к.

Наши рекомендации