Иммунная система. Напоминание
Прежде всего, каждому, питавшему интерес к здоровью, следует держать в уме некоторые
основные факты о том, что мы называем иммунной системой. Она играет ключевую роль во мно-
гих современных болезнях, как например, в таинственном СПИДе (AIDS) - синдроме приобретен-
ного иммунного дефицита - в отношении которого средства информации возбудили массу страха и
любопытства. Для всякого, кто не знаком с биологическими науками, ниже следуют некоторые
ключевые слова, которые должны помочь объяснению того, как работает иммунная система. Это
напоминание об иммунной системе даст мне также возможность преодолеть другой барьер - язы-
ковый. Оно также подкрепит ту мысль, что жизнь представляет собой постоянную борьбу между
нами самими и окружением.
Чтобы сделать иммунную систему, ее суть более легкими для понимания, я буду играть "в
солдатики" и пользоваться военным языком. Иммунная система является системой обороны тела,
средством, которым последнее отбивается от потенциально опасных чужеродных организмов, та-
ких, как бактерии. С момента своего рождения мы живем среди бактерий. Мы нуждаемся в бакте-
риях. Но в некоторых обстоятельствах определенные бактерии могут быть опасными и должны
быть отбиты. Первой линией обороны служит граница, такая, как кожа или слизистая оболочка,
через которую бактериям нелегко проникнуть. Если входные ворота открыты, как это бывает в
случае небольшой раны, пограничники организуют местное сопротивление, вне зависимости от
того, кем является захватчик. Это сопротивление называется воспалением. Местное поле боя крас-
ное, горячее и болезненное, потому что больше крови достигает этой области. Подвижные белые
кровяные клетки, называемые фагоцитами, появляются на сцене как подкрепление и присоединя-
ются к местной схватке, окружая бактерии и разрушая их. Обычным исходом является быстрая и
полная победа обороняющей армии. Иногда, однако, победа возможна лишь с образованием гноя,
что означает разрушение многих белых клеток и фагоцитов. В некоторых случаях местную оборо-
ну преодолевают, и сражение перемещается в лимфатические узлы или органы, такие, как печень,
селезенка или легкое. Если имеется повторяющееся проникновение бактерий в кровяное русло, это
поражение называется септицемией (заражение крови - прим. пер.). Возможно полное поражение
линий обороны тела. Сопротивление вторжению может быть усилено приобретенным иммуните-
том. Иммунная система может обучаться: у нее есть память, она должна научиться тому, как бо-
роться с отдельными врагами применением миллиардов различных типов антител. Эти антитела
патрулируют и предохраняют тело, а производятся белыми кровяными клетками, называемыми "в-
лимфоцитами". Этот вид сопротивляемости, полезный в противоборстве с захватчиками, связан с
сопротивляемостью другого сорта, затрагивающей "т-лимфоциты". В то время как антитела можно
сравнить с пулями, т-лимфоциты больше сходны с солдатами. Лимфоциты специализированы. Т-
киллеры (убийцы - прим. пер.) проводят рекогносцировку и выборочное разрушение отдельных
целей. Есть такие, т-хелперы (помощники), которые помогают в-лимфоцитам вырабатывать анти-
тела, и т-супрессоры (подавители), которые сдерживают секрецию антител. В зависимости от от-
ношения между этими двумя видами т-клеток производство антител в-клеток либо стимулируется,
либо подавляется.
Эта армия способна непрерывно обновляться. За считанные минуты производятся миллио-
ны новых лимфоцитов и миллиарды новых антител. Лимфоциты образуются из специализирован-
ных клеток-в костном мозге, представляющем что-то вроде плаца общей подготовки. Лимфоциты
продвигаются дальше в тимус (см. Словарик, стр. 107), который больше напоминает лагерь для
специализированного тренажа. Здесь то место, где лимфоциты постигают свое особое предназна-
чение, и именно от тимуса они получают свое название - "т-лимфоциты". Тимус - небольшая желе-
за, расположенная сразу за верхушкой грудины. Долгое время он был известен только гурманам
("свитбредз" - сладкие хлебцы). Его физиологическая функция всегда была таинственна. Относи-
тельно крупный при рождении, он увеличивается в размере на протяжении детства, затем сильно
уменьшается после пубертации. У стариков от прежней железы остается почти что след. Только в
последние годы тимус стали считать существенным органом в иммунной системе. Разумеется,
другие органы, такие, как лимфатические узлы, также играют важную роль в иммунитете.
Хотя иммунная система рассеяна, тем не менее внутри она обладает единством. Это по-
добно национальной обороне, которая координирует действие всех вооруженных сил. Помимо
борьбы с бактериями, иммунная система воюет с такими разнообразными захватчиками, как виру-
сы, паразиты, грибковые споры или раковые клетки. Конечно, иммунная система может ошибать-
ся: она может нападать не на ту цель, или даже повернуть оружие против себя, в случае чего, анти-
тела разрушают те клетки, которые должны бы были защищать. Это то, что имеется в виду под
"аутоиммунным заболеванием". Иммунная система может также чрезмерно противодействовать
чужакам, которые по-настоящему не опасны. Это то, что понимается под "аллергией". Иммунная
система использует только часть той энергии, которую она имеет в своем распоряжении. Другими
словами, бюджет иммунных защит невелик в сравнении, например, с бюджетом двигательных
мускулов.
Иммунологам предстоит убедиться в истине, что жизнь представляет собой борьбу, и бо-
роться является потребностью. Но если иммунная система не получает возможности отбить опре-
деленные вирусы, которые обычно нападают в детстве, то у взрослого это будет намного более
сложная и изматывающая битва. Поэтому лучше заболеть свинкой в возрасте четырех лет, чем
тридцати четырех.
Барьеры, стоящие на пути
Барьер, который легче всего сокрушить среди других, разгораживающих части первичной
приспособительной системы, находится между первичным мозгом и гормональной системой. Ги-
поталамус принадлежит мозгу. Он состоит из нервных клеток, сообщающихся с другими нервны-
ми клетками прямым контактом своих протяженных волокон. Но гипоталамус также принадлежит
гормональной системе. Он самостоятельно выделяет гормоны, эти гормоны могут либо стимули-
ровать, либо подавлять выпускание выделений гипофиза.
Гормоны гипофиза в свою очередь стимулируют другие эндокринные железы, такие, как
надпочечники. Тироид (щитовидная железа), яичники и яички, Все эти гормональные выделения
(на диаграмме как образец используется кортизол, но эстроген, прогестерон и тестостерон пред-
ставляют другие примеры) управляют активностью гипоталамуса посредством механизма обрат-
ной связи. Таким образом, имеется действительная взаимозависимость между эндокринными же-
лезами и мозгом. Что еще существенно, сам мозг можно теперь рассматривать как железу с двумя
выходами: один выход, отдающий приказы мышцам и внутренним органам тела через нервные
клетки, и другой выход, отдающий приказы всему организму через гипоталамические гормоны.
Мозг может использовать гормональный маршрут, то есть, скажем, химические передатчи-
ки, чтобы посылать информацию из одной своей части в другую. Нервные клетки не нуждаются в
соприкосновении друг с другом, чтобы общаться. Например, жажду можно вызывать впрыскива-
нием небольшого количества гормона, называемого ангиотензином, в точно определенную зону
мозга; материнское поведение можно вызвать таким же образом, инъекцией окситоцина - гормона
гипофиза. Это явление помогает нам понять, как небольшие пересадки мозга могут компенсиро-
вать определенные дефициты. Физиологи и доктора, представляющие в уме картину междукле-
точной передачи наподобие электрической сети, могут находить трудным признание существова-
ния определенных веществ, которые изменяют активность мозга посредством механизма, подоб-
ного настройке оркестра.
Более трудно будет сокрушить тот барьер, который традиционно разделяет гормональную
систему и иммунную систему, чтобы показать, что обе они являются частями одного целого. Дос-
таточно несколько примеров. Кортизол, гормон, выделяемый надпочечниками в ситуациях беспо-
мощности и безнадежности, подавляет иммунную систему. Он уменьшает размер тимуса. Он по-
нижает число и тормозит активность т-клеток. Он препятствует синтезу белков вообще и антител -
в особенности. На деле тимус сам представляет собой эндокринную железу, которая может выде-
лять различные разновидности тимозина. Эти тимозины принимают участие в управлении секре-
цией всякого вида стрессовых гормонов посредством механизма обратной связи.
Не один только кортизол играет роль во многих иммунных реакциях. Это относится и ко
всем стрессовым гормонам. Норадреналин связывается с поверхностными рецепторами лимфоци-
тов и других белых клеток и обычно тормозит их функцию. Эндорфин - природное обезболиваю-
щее, вырабатываемое первичным мозгом, также влияет на активность иммунной системы.
По существу, всякий вид гормональной секреции играет роль в иммунитете, а не одни
лишь стрессовые гормоны. Например, гормон роста нужен для поддержки или восстановления
функций т-лимфоцитов. Сплав гормональной системы и иммунной системы даже более очевиден,
поскольку мы знаем, что лимфоциты сами могут производить эндорфины. Мы также знаем, что
лимфоциты имеют поверхностные рецепторы для широкого множества гормонов. Разумеется, все
еще остается много вопросов, на которые мы не знаем ответов. Даже более того, можно считать
упраздненным любой вид различий между гормональной системой и иммунной системой.
Еще сложнее, по-видимому, для многих ученых и докторов сплавить свои умственные
представления о первичном мозге и иммунной системе. По этой причине может оказаться полез-
ным упомянуть некоторые исследовательские находки, как старые, так и новые.
На протяжении многих лет было хорошо известно о существовании нервных окончаний в
различных органах иммунной системы (тимусе, костном мозге, селезенке, лимфатических узлах).
Также известны важные эффекты влияния, на котором строится вся остальная жизнь человека. В
Древнем Китае было в ходу "эмбриональное воспитание" - (тай-кье), основной принцип которого
состоит в том, что только счастливая и здоровая мать может иметь счастливого и здорового ребен-
ка. Есть много пословиц, вдохновленных учением тай-кье. Например: "хочешь узнать человека -
посмотри на его мать". В чарака самхита, индийской традиции, развитие эмбриона и плода изуча-
ется во время третьей и четвертой недели беременности, затем месяц за месяцем вплоть до седьмо-
го месяца. Имеются длинные главы об оплодотворении, зачатии, беременности и новорожденном
младенце. В тибетской традиции гайуд-вши плод изучается неделя за неделей.