Новый взгляд на реальность: Вселенная как разумный компьютер

Вселенная — квантовый компьютер. История Вселенной в действии — это крупномасштабное и непрекращающееся квантовое вычисление.

Сет Ллойд (р. 1960), профессор Массачусетского технологического института, специалист по квантовым компьютерам

Давным-давно Великий Программист написал программу которая управляет всеми возможными вселенными в Его Большом Компьютере.

Юрген Шмидхубер (р. 1963), исследователь в области искусственного разума

Мы строим свою жизнь на убеждениях, на том, во что верим. Именно убеждения, предшествующие нашим делам и служащие основанием для всего, что мы нежно любим и о чем мечтаем, лежат за всем тем, что мы совершаем в жизни.

От утренних ритуалов, которыми мы ежедневно приветствуем мир, и технологических новшеств, которые мы используем, чтобы сделать свою жизнь лучше, до разрушительных технологий, используемых в войнах, все наши личные будни, религиозные церемонии и вся цивилизация — все это покоится на наших убеждениях. Они создают структуру нашего образа жизни, задавая тон нашим чувствам в отношении окружающего мира. И они же показывают, что испытываемые нами чувства являются некоей силой, далеко простирающейся за пределы этого мира. Иначе говоря (и в этом современная наука сходится с древнейшими духовными традициями), наш мир есть не что иное, как отражение тех убеждений, которые мы приемлем.

Убеждение-код № 2: Наша жизнь основывается на том, во что мы верим, чего бы эта вера ни касалась — окружающего мира, нас самих, наших способностей или наших ограничений.

Имея доступ к той силе, которая таится внутри нас, говорить, что убеждения важны для жизни, — значит явно преуменьшать их значение. Наши убеждения и есть сама жизнь! Они — начало жизни и ее топливо. Начиная с иммунных реакций и гормонов, регулирующих и поддерживающих жизненный баланс в нашем организме, и заканчивая способностью лечить кости, органы, кожу и даже давать начало новой жизни — во всем этом человеческие убеждения играют решающую роль. Поэтому они быстро выходят на авансцену квантовой биологии и квантовой физики.

Если наши убеждения обладают такой огромной силой и если мы строим свою жизнь на том, во что верим, тогда возникает естественный вопрос: откуда они берутся? Ответ может вас удивить. За некоторыми исключениями, наши убеждения проистекают из всего того, что внушают нам наука, история, религия, культура и семья. Другими словами, квинтэссенцией наших способностей и ограничений является то, что говорят нам другие люди. Понимание этого приводит к следующему вопросу, который мы должны задать самим себе:

Если наша жизнь основывается на том, во что мы верим, тогда что происходит в том случае, когда эти убеждения неверны?

Что, если та жизнь, которой мы живем, обусловлена неверными допущениями, сформировавшимися на протяжении многих поколений, веков или даже тысячелетий? Например, нас учат тому, что мы — малые частички жизни, появляющиеся в ее потоке на краткий момент времени, ограниченный «законами» пространства, атомов и ДНК. Такой взгляд на жизнь предполагает, что мы, живя в этом мире, оказываем очень незначительное воздействие на что-либо, а когда уходим из него, Вселенная даже не замечает нашего отсутствия. Хотя подобное утверждение, возможно, звучит несколько грубо, в целом выражаемая им идея не так уж и далека от того, во что многие из нас сегодня склонны верить. Именно эти убеждения чаще всего и вызывают у нас ощущение собственной никчемности и беспомощности перед лицом величайших испытаний жизни.

Но что, если мы представляем собой нечто большее? Может ли быть так, что мы — поистине могущественные существа, чей потенциал пока еще скрыт? Что, если мы рождаемся в этом мире со способностями, далеко превосходящими наши самые смелые мечты, со способностями, о которых мы просто забыли, попав в условия, потрясшие нас и доведшие до полусонного состояния беспомощности? Как изменилась бы наша жизнь, если бы мы, например, обнаружили, что родились наделенными силой лечить болезни? Или что было бы, если бы мы выбрали мир во всем мире, изобилие и долгую счастливую жизнь? Что было бы, если бы мы обнаружили, что та сила, которую мы так долго скрывали от самих себя, что позабыли о ней, непосредственно влияет на саму Вселенную?

Наши представления о самих себе, о Вселенной и о роли человека в ней изменились бы радикально. И это изменило бы все. Вот о чем свидетельствуют последние открытия, сделанные на переднем крае современных научных исследований.

Во все века были люди, отказывавшиеся принимать те ограничения, которые традиционно определяли смысл жизни в этом мире. Они отказывались верить в то, что мы просто появляемся в нем посредством таинственного рождения, не поддающегося объяснению. Они отказывались признать, что столь чудесное появление имеет своей целью жизнь среди страданий, боли и одиночества — до тех пор, пока мы не уйдем из этого мира столь же таинственно, как в нем появились.

Чтобы удовлетворить свое стремление к истине, они предпринимали поиски за пределами предписанных им границ. Они изолировали себя от мира, отгораживались от друзей, семей и общества и отбрасывали, воистину отбрасывали все, чему их учили. И тогда в их жизни случалось нечто удивительное и прекрасное: они открывали для себя новую свободу, распахивавшую двери для возможностей других людей. Но все это начиналось с вопроса, столь же смелого для их времени, как и для нашего: что, если наши убеждения неверны?

Как мы увидим на примере истории йога, приведенной ниже, в нашей власти сделать должный выбор и настолько отдаться ему, что нам откроется свобода, благодаря которой мы познаем, кто же мы такие. Однако лично я убежден: для того чтобы найти такую свободу, нам не нужно жить в холодной сырой пещере среди безлюдной пустыни. Я верю также, что личная свобода начинается с внутренних поисков того, кто мы в этой Вселенной. Когда мы пускаемся в такие поиски, то все — от наших представлений о себе до присущей нам манеры любить — меняется; мы изменяемся, поскольку вступаем на путь глубокого самопознания.

Все возвращается на круги своя, к тому, во что мы верим.

И хотя данное утверждение может показаться слишком простым, чтобы быть истинным, я убежден: именно так и действует Вселенная.

Чудо в камне

ВIX веке нашей эры великий тибетский йог Миларепа уединился в пещере, чтобы стать хозяином своего тела, — путь, которым он шел до самой своей смерти в возрасте восьмидесяти четырех лет. До этого Миларепа уже достиг многих, на первый взгляд, чудесных йогических способностей, таких, например, как умение использовать «психическое тепло» для согревания своего тела среди суровой тибетской зимы.

Непереносимые страдания, вызванные потерей своей семьи и друзей, погибших от рук наемных убийц, заставили Миларепу направить все свои мистические способности на дело возмездия. Предаваясь мести, он убил очень многих, но однажды понял, что данный ему дар психических способностей употребляет не по назначению. Дабы обрести исцеление души, Миларепа уединился в пещере. В своем убогом жилище, являвшем собой резкий контраст с тем материальным изобилием, среди которого протекала его жизнь ранее, он вскоре осознал, что более не нуждается в контактах с внешним миром, и стал отшельником.

После того как у него кончились запасы пищи, Миларепа стал жить, питаясь крапивой, росшей рядом с его пещерой. Без калорийной пищи, без одежды, в совершенном одиночестве, посреди которого ничто не отвлекало его от внутренней сосредоточенности, — короче говоря, практически без ничего Миларепа прожил многие годы. Единственным человеком, с которым он вступил в общение за все эти годы, был паломник, который случайно наткнулся на его пещеру и нашел в ней временное убежище. Описания людей, которым случалось столкнуться с тибетским отшельником Миларепой в эти годы, производят поистине пугающее впечатление.

Одежда, в которой он удалился в свое отшельничество, износилась так, что представляла собой жалкие клочья, едва прикрывавшие его тело. Из-за отсутствия пищи Миларепа высох так, что являл собой живой скелет. Он оброс длинными волосами, которые, как и его кожа, были тускло-зеленоватого цвета, словно из-за переизбытка хлорофилла. Короче говоря, Миларепа был подобен живому призраку! Однако крайние лишения, на которые он себя обрек, все же привели его к цели — совершенному йогиче-скому мастерству. Перед смертью, нас тупившей в 1135 году, Миларепа оставил доказательство достигнутой им свободы от физического мира в виде чуда, которое, как сказали бы современные ученые, просто невозможно.

Во время паломничества в Тибет весной 1998 года я специально выбрал маршрут, ведущий к пещере Миларепы и тому чуду, которое он сотворил. Я хотел увидеть место, где святой отшельник нарушил законы физики и тем самым ниспроверг ограничивающие людей убеждения.

В конце концов, через девяносто дней после начала этого путешествия, я оказался в пещере великого йога и встал на том самом месте, где когда-то, почти 800 лет назад, стоял он. Приблизив лицо к стене пещеры, так что между стеной и моими глазами оставалось всего лишь несколько дюймов, не более, я не отрываясь взирал на то чудо, которое когда-то сотворил Миларепа.

Попасть в пещеру Миларепы можно, лишь заранее зная, где она расположена. Это не то место, на которое можно запросто наткнуться во время праздной поездки по Тибету. Я впервые услышал о Миларепе от мистика-сикха, который был моим учителем по йоге в 1980-х годах. Многие годы я изучал тайну, окружавшую этого великого йога, отрекшегося от всех мирских благ, его путь через священное плато Центрального Тибета и те откровения, которые открылись ему как истинному мистику. И все это в конце концов привело меня в его пещеру.

Я с удивлением глядел на гладкие черные стены, обступавшие меня отовсюду, и представлял, каково это — жить столько лет в таком холодном, темном и удаленном от всего живого месте. Хотя Миларепа, пока был отшельником, жил в двадцати различных уединенных местах, эта пещера отличается от всех других тем, что именно здесь он встретился с чела — учеником.

В доказательство своего Логического мастерства Миларепа показывал два удивительных «фокуса», которые не повторит ни один скептик. Первый его «фокус» состоял в том, что он вращал рукой с такой умопомрачительной скоростью и силой, что создавал звуковую «ударную волну», которая, отражаясь от стен, порождала в свою очередь волны звуковых реверберации, наполнявших все пространство пещеры. (Я тоже пробовал проделать нечто подобное, но безуспешно.) Для того же, чтобы увидеть второй «фокус», я ждал почти пятнадцать лет, проехал полмира и в течение девятнадцати дней акклиматизировался к высокогорью.

Чтобы продемонстрировать свое мастерство над ограничениями физического мира, Миларепа приложил ладонь к поверхности стены примерно на уровне плеча и затем медленно протолкнул руку в толщу стены так, словно этой стены не существовало! Камень стены под его ладонью стал мягким и податливым, и ладонь оставила в нем глубокий отпечаток. Когда ученик, лично присутствовавший при этом, попытался повторить номер учителя, то, как свидетельствуют летописцы, единственное, чего он добился, — вывихнул себе руку.

Поместив свою ладонь в отпечаток, оставленный рукой Миларепы, я ощутил, как мои пальцы точно легли во вмятины, сделанные в стене его пальцами примерно восемьсот лет тому назад, и испытал чувство, в котором смешивались трепет и вдохновение. Совпадение моей руки с отпечатком руки Миларепы было настолько идеальным, что всякое сомнение по поводу его подлинности быстро уле гучилось. Я хотел знать, что происходило с ним, когда он сливался с камнем. О чем он думал? Что чувствовал? Каким образом ему удалось обойти физические «законы», гласящие, что два «объекта» (его ладонь и скала) не могут одновременно занимать одно и то же место?

Предваряя мой вопрос, наш тибетский переводчик Сьин-ла (не настоящее имя) ответил еще до того, как я успел открыть рот.

—У него есть вера, — сказал он сухим, будничным голосом.— Геши (великий учитель) убежден, что он и скала неотделимы друг от друга. — Я удивился тому, что наш гид, живущий в XX веке, говорит о йоге, жившем восемьсот лет назад, в настоящем времени, словно тот находится в пещере вместе с нами. — Медитация учит его, что он часть скалы. Для геши эта стена пещеры не стена, и он может двигаться свободно, словно никаких стен нет.

—Он оставил этот след, чтобы продемонстрировать свое мастерство самому себе? — спросил я.

—Нет, — сказал Сьин-ла. — Геши не нужно доказывать себя самому себе. Он жил в этом месте много лет, но мы видим только один отпечаток.

Я огляделся, ища другие следы в этой узкой пещере. Гид прав, я ничего не увидел.

— Рука в скале не для геши, — продолжал гид. — Она для ученика.

Вполне логично. Когда ученик Миларепы увидел, как его учитель делает нечто попросту невозможное с точки зрения традиционных убеждений, это помогло ему переступить через свою веру в то, что возможно, а что нет. Он увидел мастерство учителя воочию. И поскольку он увидел это чудо лично, полученный им личный опыт тут же передал его уму послание о том, что он как человек неограничен и не связан известными в то время «законами» реальности.

Узрев это чудо, ученик Миларепы оказался перед той же дилеммой, перед которой оказывается всякий, кто решает освободиться от ограничивающих рамок своих убеждений. Ему пришлось примирить собственный опыт увиденного им чуда с убеждениями, присущими окружающим, с «законами», которые, как они считали, описывают устройство и работу Вселенной.

Эта дилемма такова: окружение — члены семьи, друзья и другие люди, с которыми ученик общается каждый день, — вынуждает его признать определенный взгляд на мир, в том числе и веру в то, что скала, образующая стену в пещере, является непреодолимым барьером для человеческого тела. С другой стороны, ученику показали, что есть исключения из этих «законов». Ирония в том, что оба взгляда на мир абсолютно правильны. Просто все зависит от того, что человек предпочитает думать о мире в данный момент времени. Я спросил себя: «Могло ли такое случиться в нашей жизни сегодня?» Сколь бы неестественно ни звучал этот вопрос в свете современных научных знаний и технических достижений, современные передовые ученые, используя уже не Логические чудеса, а язык квантовой физики, сходятся на том, что Вселенная есть то, что она есть в силу наших убеждений и нашего восприятия реальности этого мира. Интересно, что чем лучше мы понимаем взаимосвязь между внутренним опытом и внешним миром, тем менее притянутым за уши кажется это утверждение.

Рассказ о Миларепе и его жизни в пещере служит ярким примером пути человека в поисках понимания своей связи с миром. Однако нам, чтобы познать ту же истину, уже не нужно затворяться в пещере и есть крапиву, пока мы не позеленеем! Научные открытия последних ста пятидесяти лет со всей очевидностью показывают, что между сознанием, реальностью и верой, или убеждением, существует прямая связь.

Вопрос лишь в том, хотим ли мы признать эту связь и ту ответственность, которую накладывает на нас осмысленное использование ее в жизни? Как именно мы ответим наэтот вопрос, покажет близкое будущее.

Наши рекомендации