Ролевые теории. Особенности исследования личности в социологии. Основные подходы
Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и других.
В западной социологии социологические концепции личности - собирательное понятие, объединяющее ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, выводимым из тех или иных факторов.
- теория зеркального "Я";
- ролевая теория;
- отдельные ветви необихевиоризма в социологии;
- теории референтной группы;
- установки и некоторые др.
В теории зеркального "Я" (Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного "Я" человека. Близкие взгляды отстаивались сторонниками ролевой теории (Р. Линтон, Морено, Т. Парсонс и др.): личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид.
Основные положения ролевой теории личности
Ролевая теория личности рассматривает поведение человека как игру актеров, роль требует от актёров определенного поведения, которое соответствует или не соответствует ожидаемому.
Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные.
Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации, межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом: «Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Но каждый человек ежедневно исполняет много ролей. С определенным положением в обществе соотнесен ограниченный набор взаимосвязанных ролей
В структуре социальной роли выделяют 4 элемента:
- Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
- Требования, связанные с данным поведением.
- Оценка выполнения предписанной роли.
- Санкции в рамках требований социальной системы.
Попытка систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Любая из ролей описывается пятью основными характеристиками:
- эмоциональной;
- способом получения;
- масштабом;
- формализацией;
- мотивацией.
Российский ученый И.С. Кон подчеркивает "главным понятием для описания личности является понятие социальной роли"
И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. Развивая эту мысль, В.А. Ядов пишет: «Несмотря на ограниченность, неполноту такого представления, минимизирующего субъективное начало (оно сводится к адаптивной активности индивидов), ролевое отображение личности охватывает важные моменты человеческой сущности. Последняя, как хорошо известно, кроется не в свойствах индивидуальности, а в социальных, обобщенных свойствах людей, делающих их продуктом данной системы общественных отношений. Социально-типическое доминирует над индивидуально-неповторимым.
В ролевой теории Т. Парсонса преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений, и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Роли делятся на предписанные по естеству, т.е. по рождению, возрасту, полу, принадлежностью к касте и достигаемые:«Внутри категории несоциальных объектов как единиц имеет место дальнейшее разделение, которое не прямо релевантно классификации модальностей: это различение между организмами и другими несоциальными объектами. Концептуализируя их, теория действия не рассматривает актора как организм; общепризнанное (хотя обычно имплицитно) предположение, что он является таковым, — основная ошибка, биологизирующая анализ поведения. Но конкретный индивид, который осуществляет поведение, все же всегда представляет собой определенный аспект организма. Его следует отличать от других объектов, поскольку в своем личностном аспекте он «привязан» к отдельному организму. Это, разумеется, одинаково верно как для «эго», так и для «другого». Качества и способности к деятельности организма дают критерии, которые могут оказаться чрезвычайно важным фокусом для ориентации действия, опять-таки как для собственного организма «эго», так и для организма «другого».
Например, значение собственного пола для личностной структуры «эго», а также в его собственном «признании » своей сексуальной роли, может анализироваться с точки зрения роли отдельных «характеристик» его тела как объекта его ориентации, благодаря которым он «причисляет себя» к прочим лицам того же пола как отличным от лиц противоположного пола. То же самое относится, конечно, и к способностям или свойствам, таким как физическая сила или ловкость».
Интеракционистские концепции переносят акцент со стандартизированного ролевого поведения на конкретные, ситуационные свойства взаимодействия людей.
Важнейшей категорией интеракционистов Д. Мида, Г. Блумера, Т. Куна, И. Гофмана является "ролевое поведение". Интеракционалисты делят роли на конвенциональные, которые стандартизированы и безличны, строятся на основе прав и обязанностей и "межличностные роли", в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия.