Теория уровневой обработки памяти и глубина обработки.

Модель «уровня обработки» (УО), предложенная Крейком и Локхартом была реакцией на представление о строении памяти в виде «ящиков в голове».

Входные стимулы подвергаются ряду аналитических процедур,

Обрабатывается ли стимул поверхностно или глубоко – это зависит от природы стимула и от времени, отпущенного на его обработку. У элемента, обработанного на глубоком уровне меньше шансов быть забытым, чем у того, что обрабатывался на поверхностном уровне.

Проблема развития памяти

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, это 3-4 летний возраст, в сравнительно элементарной форме, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом юношеском возрасте.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная или двигательная память.

Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л. С. Вы готский. Он считал, что совершенствование памяти в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.

Обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным видам речи –человек оказался способным подчинять свою память воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотехника, принципы, лежащие в основе различных мнемонических систем.

Под мнемоникой мы имеем в виду приемы и системы, – такие как рифмы и образы, служащие для улучшения хранения информации и воспроизведение ее из памяти. С эти определение связанны два процесса памяти: хранение и кодирование информации, и припоминание хранимой информации.

Метод размещения.

Включает в себя:

Идентификацию знакомых мест, расположенных последовательно,

Создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами.

Воспроизведение путем «посещения» этих мест, служащих признаками для подлежащих воспроизведению элементов.

Система слов вешалок.

Человек заучивает ряд слов, служащих ему в качестве «вешалок», на которые он «развешивает» запоминаемые элементы.

Метод ключевых слов.

Этот метод чаще всего используют для обучения иностранным языкам. В качестве ключевого слова использовалось «английское слово, напоминающее по звучанию какую-либо часть иностранного слова». Испытуемые ассоциировали звучание иностранного слова с ключевым словом и формировали мысленный образ, связывающий ключевое слово с английским переводом.

Организующие схемы.

Материал организованный каким-либо способом – визуально, семантически или путем классификации, - запоминается лучше, чем неорганизованный материал.

Воспроизведение чисел.

Чаще всего числа приходиться преобразовывать, можно использовать рифму, которая поможет запомнить дату. Также используются различные кодировки цифр, когда каждой цифре приписывается согласная буква, а затем по набору цифр составляется слово.

Воспроизведение слов.

Заучивание слов по первым буквам. Например, мы заучиваем последовательность цветов радуги и падежей в русском языке по специальным поговоркам.

Наши рекомендации