Формирование пзл в онтогенезе.

ПЗЛ – выработанная в онтогенезе, бессознательная стратегия, последовательного искажения когнитивное и аффективной составляющих тех ситуаций, которые несут угрозу привычному самоотношению и привычной картине мира.

ПЗЛ – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувство тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Функция психологической защиты (ПЗ)ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. В широком смысле термин употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, от которого могут сформироваться такие черты личности как негативизм, появиться «ложная», замещающие деятельности, измениться система отношений межличностных.

Формирование ПЗЛ в онтогенезе. 2 подхода:

ПЗЛ как фактор социализации, склеивает личность

Анна Фрейд Развитие личности от принципа удовольствия к реальности

Чтобы не произошло разрушения эго, включается ПЗЛ. У эго новые стратегии и способы взаимодействия с социальной средой.

Организация защитных процессов – необходимая составляющая развития, кот заключается в приобретении более совершенных способов защиты от внешних и внутренних конфликтов. Ребенок с рождения десоциален, а ПЗЛ – путь к эго социализации, контроль инстинктов.

Гребенников: в онтогенезе есть Я-концепция из 4х установок: 1. Я –защищенный (благополучный, здоровый), 2. Я-самостоятельный (независимый, свободный), 3. Я-умный ( знающий, контролирующий ситуацию), 4. Я-красивый (принимаемый). – они соответствуют базовым потребностям личности. Если возникает угроза установке – возникает ПЗЛ.

ПЗЛ как средство адаптации в процессе онтогенеза к особо жестким условиям внешней среды.

Адлер: ПЗЛ возникает, когда родители не занимаются ребенком, у его возникает комплекс неполноценности и потом гиперкомпенсация в поведении (чрезмерное приложение усилий в зоне мнимой или иной слабости – защита от неудачи). Феномен выученной беспомощности (когда у них уже была неудача). Нужно комплекс неполноценности переводить в чувство неполноценности – будет движущей силой. =)

Столин: источником защитных процессов личности является склонность к неверной интерпритации своих мотивов.

Есть Я-реальное и Я-фальшивое (Я-концепция). ПЗЛ –средство дерефлективного развития образа Я.

Первоначально психологические защиты изучались З. Фрейдом как врожденные механизмы ослабления внутреннего конфликта, обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды [1].

А. Фрейд первой проложила путь к изучению межличностных аспектов психологической защиты, показав, что еще до возникновения стойкого Я у детей защиты уже существуют и направлены на внешние объекты, что указывает на изначально межличностные механизмы их формирования и связь с процессами научения.

(Образование ПЗЛ: 0-1 – предстадия защиты, 2 – формирование эго, проекции и интроекции, 3 – формирование эго продолжается, кризис самосознания, разграничение эго и ид с помощью вытеснения и отрицания + с развитием речи и мышления – интеллектуализация. + выстраивание социальных связей – при неудовлетворении – избегание и компенсация. 3-5 – суперэго, эдипов комплекс – формирование реакции и сублимация. Другие защиты! Регрессия, замещение – не зависит от формирования личности).

Психоанализ!! Вывод!!

В качестве пускового механизма исследователи на этом этапе выделяют отрицательные эмоции (тревогу, страх, чувство неполноценности) и указывают на врожденность или достаточно ранний возраст возникновения защит в онтогенезе. Предпринимаются попытки к соотнесению возникновения защит с возрастными периодами онтогенеза. Единой тенденцией этого этапа является заключение психологических защит внутри личности, и механизм формирования разнообразия защит остается неясным, хотя Анной Фрейд уже предпринимаются шаги к связи их с социальным контекстом и процессами научения

Тенденция изучения значимости микросоциального контекста по отношению к формированию защит появляется в исследованиях неофрейдистов (К. Хорни, Г.С. Салливена, Э. Фромма и др.). С этого момента изучение защит переходит в новую плоскость – внимание уделяется микросоциальному контексту, семейным факторам становления психологических защит [7]. Наиболее полно она отражена в трудах представителей теории объектных отношений и теории привязанности (М. Кляйн, М. Малер, Дж. Боулби, Д.В. Винникотт и др.).

Боулби: (психология привязанности) –защитные реакции на моменты расставания с матерью. (1,5-2 года дети). – регрессия, избегание, формирование реакций по возвращении домой – ребенок сопротивляется ласкам матери (он понимает выгоду – чем сильнее сопротивление, тем сильнее держат).

Г. С. Салливен [5] смещает акцент на наличие лицемерия, унижения и физических наказаний в семье, в результате чего у ребенка появляются навязчивые состояния, желание доминировать над другими, которые, по сути, являются защитой от чувства беспомощности и страха унижения.

Выводы из этих теорий носят констатирующий характер и подтверждают наличие тесной связи поведения родителей с защитными реакциями. Существенным ограничением данных подходов является рассмотрение защитных реакций скорее как невротических и нездоровых при отсутствии представлений о нормативном развитии защитной системы человека.

Новый этап изучения развития психологических защит характеризуется выходом феномена психологической защиты за пределы психоаналитических исследований, интересом к защитному поведению представителей других направлений

Теории Р. Плутчика, К. Келлерманн, Р. Лазаруса стали основой для расширения предмета исследования, включения в круг изучаемых явлений совладающего поведения и реагирования на стресс. Это породило новые трудности, касающиеся определения терминов и критериев отличия психологических защит, копинг-стратегий и совладающего поведения [6].

У Плутчика ПЗЛ формируется вместе с когнитивными процессами

В числе первых должны возникать механизмы, связанные с перцептивными процессами (отрицание, проекция, регрессия), затем – с процессами памяти, а именно, с забыванием информации (вытеснение и его аналоги). Самыми последними, по мере развития процессов мышления и воображения, формируются и наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации (рационализация, интеллектуализация, компенсация, сублимация и т.п.).

Порядок возникновения тех или иных механизмов практически полностью совпадает с таковым у А. Фрейд. Значительные отличия существуют лишь в возрастной периодизации, которая у Р. Плутчика выглядит следующим образом:

0 –1,5-2 г. – отрицание, проекция

1,5-2 – 11 л. – регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация

11 – 13 л. – реактивное образование, компенсация.

Наши рекомендации