Соотношение психологического консультирования и психотерапии, психологической коррекции
Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы;
процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны.
помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.
Консультирование – это профессиональная психологическая помощь клиенту в поиске решения проблемной сит. Его могут проводить психологи и соц. Работники, педагоги и врачи, прошедшие спец.подготовку. Клт воспринимается как дееспособный чел-к, ответственный за свои поступки и решения (в отл. От психотр-ии).
Виды кнс (по целям) : 1) информирование 2) ориентационное 3) посредничество (напр, семейное) 4) коррекционное 5) психотерапевтическое
Психотерапия — это отрасль знаний, изучающая излечение психической патологии или психич.нарушений преимущественно немедикоментозными мет. Это особый вид межличностного взаимод-я, при к. пациентам (клт-ам) оказывается профессиональная помощь преимущественно психол. ср-вами (от полугода – время конс). Ей могут заниматься клинич. Психологи.
Термин психотерапия был введен в конце 19 в. Стал общеупотребит. В связи с р-ем гипноза. Изначально птр-я была частью мед. Ее можно рассм. В след. парадигмах: 1) мед. (птр-я как мет. Лечения, влияющего на сост-е и функц-е орг-ма в психич. И соматич. Сферах) 2) психологическая (птр-я как мет. Ока-я влиян-я и возд-я, приводящий в движение пр-сс научения) 3) социол-ая (как мет. Инструментальной манипуляции, служащей целям соц. Контроля) 4) философский взгляд (как комплекс явл-й, происх.в ходе оющения людей)
Пси.коррекция – это направленное пси.возд-е на конкретные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Виды психокореекционных воздействий: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию.
Специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:
· ориентировано на клинически здоровую личность;
· ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;
· ориентируется на настоящее и будущее клиентов;
· краткосрочную помощь (до 15 встреч);
· проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
· ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
· консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА: ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ, ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ.
Применяются в различных ситуациях, валидны в отношении широкого круга способностей, особенно успешности в обучении.
3 группы: индивидуальных, групповые, тесты интеллекта для специфических популяций
Индивидуальные тесты. Используются для:
всех возрастных групп.
диагностики отклонений интеллектуального развития, дифференциации задержек психического развития и умственной отсталости
диагностики одаренности
в индивидуальном консультировании и позволяют составить индивидуальную программу обучения
отсева испытуемых перед тестами специальных способностей
Построение: большое количество задач, в решении которых задействованы осн. познавательные процессы и именно за счет этого объема обеспечение диагностики важнейших интеллектуальных функций. Задачи ориентированы на конвергентное мышление. Группируются чаще по возрасту. Привлекается и наблюдение. Вывод обинтеллектуальных и личностных особенностей (активный уровень развития и зона ближайшего развития и реакции на успех и неудачу).
Общие черты тестов IQ:
1)валидность в отношении критерия «успешность обучения»;
2)валидность по возрастанию уровня;
3) жесткая система ответов
4) эмпирическое создание, объемность, диагностика простейших познавательных функций (восприятие, память, внимание, мышление);
Тест Стенфорд-Бине
Время: 40-50 мин для детей, 90 мин для взрослых.
Для детей уровни с 2 до 5 с разницей в 0,5 г, 5-14 уровни – с разницей в 1 год. 1 уровень – подростковый, 3 уровня – для взрослых.
Каждый уровень состоит из 6 типов заданий, а подростковый – из 8 типов.
Задания расположены хаотично в 2 вариантах для непредвиденных ситуаций.
Краткая форма – 4 типа заданий.
Тестирование начинается с высшего, чем возраст испытуемого, но не слишком трудного. Далее спускается по уровням вниз, пока испытуемый не находит уровень, на котором решает все задания – это базовый возраст. Затем возвращается к началу (движение вверх, чтобы найти уровень, на котором испытуемый не решит ни одного задания) – потолочный возраст. Умственный возраст = БВ + дополнительные месяцы за каждый решенный уровень вплоть до ПВ. Тест работает до 18 лет при нормальном психическом развитии.
1960 г.: введение стандартной шкалы показателей IQ: х сред.=100, δ=16.
Высокая надежность – 14-18 лет – 0,95; младший возраст – 0,83.
Валидность по содержанию: подсчет критериальной успешности в обучении.
Нормы для разных возрастных групп – средний интервал 0,5 г.
Наиболее четко работает для низких форм IQ (клиническая психология).