Классификация проективных методик.

Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проек методик, Л. Френк попытался дать им классификацию:

1) Конститутивные.Хар-ся ситуацией, в кот от исп-ого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала. Пр: – Незаконченные предложения. – Незавершенные рисунки.

2) Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некот стимул, исходя из собственных соображений – ТАТ (см. след. Классификацию), Розенцвейг (см. след. Класс-ю)

3) Катартические.Предлагается осуществление игровой деят-ти в особо организованных условиях. Напр, психодрама.

4) Экспрессивные.Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек».

5) Импрессивные.Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Напр, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов.

6) Аддитивные.От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для д-ки разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи.

7)Конструктивные.Предлагаются оформленные детали, из кот нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, напр, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые создают разные сцены из своей жизни, а по опред особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике соц=ого окр. Пр: тест «Рисунок человека» .

Методики структурирования. Методика чернильных пятен Г. Роршаха (см. след. Класс-ю).

Классификация ПМ по характеру стимульного материала:

1.Вербальные:тест свободных ассоциаций, завершение рассказа, заверш-е предл., своб. Творч. На заданную тему.

Осн принцип: ответы только устно

Существуют тематические (на отдельную сторону Л.) и общие наборы.

Ограничений нет.

Пример: Тесты чувства юмора говорят об особенностях мотивационной сферы. Лучше, когда происходит классификация стимульного материала (ТЮФ Шмелев и Бабина: часть стим.мат. многозначна, а часть однозначна – задача испытуемого: классифицировать)

2 особенности применения свободной тематической классификации: используются юмористические фразы (80), 40 из к. однозначно отностятся к 1 из 10 тем, а 40 многозначны. Кажд. Фраза на отдельной карточке. После рассортировки исп-ый дает рназвания выделенным гр.

Напряженность мотив. Сферы отражает не только силу мотивов, но и силу преграды.

2.Изобразительные:дается изображение, к. необх. Описать (Роршах, ТАТ, Розенцвейг, Сонди)

a)Роршах2 вар-та США и Евр. В США стремились созд. Тестовые нормы и алгоритмы, в Евр. – интерпрет. в рамках школ.
В тесте используются 10 карточек, на каждой из кот отпечатано двухстороннее симметричное пятно. 5 пятен выполнено только в серо-черных тонах, 2 содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные 3 представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Смотрится оригинальность, локализованность, детерминация (чем определяется ответ: цвет, форма…)

b) ТАТ(тематический апперцептивный тест. Автор – Мюррей и Могран) основан на сюжетных картинках. 19 изображений, 20-ая пустая. Всего 4 набора (неск. Картинок совпадают др. др.) 2 вар-та: для мальчиков и девочек. Задача: составить рассказ. На пустой - вначале нарисовать, потом рассказ. Картинки предъявляются в течение 20 сек. На составл. Рассказа – 4 мин.

c)Тест фрустрационной устойчивости Розенцвейга (1945 г.) – серия рисунков, на кот 1 персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом фрустрирует дв. или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульный
Розенцвейг разделил мотивацию по типу на: 1) фиксир. На препятствии 2) самозащитная 3) на решении проблемы. Он разделил по направлению: 1) импунитивная (ненаправленная)2) эксптрапунитивная (он виноват) 3) интрапунитивная (я виноват)

карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж. Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрос­лых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

3.Рисуночные.Анализируется процесс рисования и сам рисунок. Всегда индивидуально, а не в гр.! (Рис. Человека; ДДЧ: дом, дерево, человек – крмплексный метод психодиагностики; семьи – диагностика межличностных отнош-й)
Логика тестирования: 1) установление контакта с испытуемым 2)инструкция должна обладать оптимумом неопределенности (закон Йется-Дотдсона: все хорошо в меру) 3) процесс рисования (фиксир-ся порядок, исправления, паузы, комментарии, неверб. Эмоц. Реакции) 4) беседа с испытуемым после завершения 5) анализ с опорой на теоретическую схему

4.Экспрессивные (переходы от диагностических к терапевтическим) только качественная интерпретация. Надо не просто прочувствовать, но и что-то сделать: ролевые игры, лепка, коллажи, игры с песком, водой…

Наши рекомендации