Методы исследования эмоций. С/оценка

Переживание чувств в виде эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями, это и выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации, вегетативные реакции и т.п. Таким образом, мы можем непосредственно наблюдать эмоции, и это очень важно в понимании эмоционального состояния другого человека. В психологии эмоциональный компонент, состояние личности изучается посредством многих психодиагностических методов и методик, и зачастую изучается в совокупности с другими явлениями (чертами личности, темпераментом и т.д.).

Самооценка эмоционального состояния.Для выявления текущего состояния индивидуума, можно воспользоваться методикой САН (самооценка Самочувствия, Активности, Настроения). Это метод семантического дифференциала, с помощью которого испытуемый оценивает свое доминирующее самочувствие, активность, настроение (10 пар прилагательных на каждую из характеристик). К этой группе методов относится Шкала реактивной (ситуативной) тревожности Спилбергера–Ханина, а также множество шкал выявляющих тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность.

Эмоциональная направленность личности.Это обычное состояние человека или часто возникающее, которое воспринимается как свойство личности. Изучается с помощью различных шкал (Шкала Личностной тревожности Спилбергера–Ханина), проективных тестов (фрустрационные реакции Розенцвейга), тестах исследующих личность (16-F Р. Кеттелла, EPI Г. Айзенка), темперамент (физиологический аспект) и др.

Графическое выражение эмоций.Исследование эмоций, эмоционального состояния через проективные рисуночные методы, выявление эмоционального отношения к себе, другим, миру. Примером таких методов могут служить: тест «Несуществующее животное», «рисунок семьи» и др. Графическое выражение эмоций можно наблюдать в приемах арт–терапии: рисование страхов, эмоций, чувств (в разных контекстах); свое состояние; темы жизни, семьи и т.п.

Физиологические корреляты эмоций.О влиянии эмоции на организм свидетельствует специфический отклик на эмоцию сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем. Это и вегетативные реакции, такие как покраснение или бледность кожи, расширение или сужение зрачка, изменение пульса, сердечных сокращений; и реакции мышц лица и всего тела. На нейронном уровне происхождение эмоций может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью которых происходит оценка поступающей информации. В рамках психофизиологических исследований проводятся измерения этих показателей при помощи специальной аппаратуры.

Использование цветового теста для диагностики текущего эмоционального состояния. Восьмицветовой тест М. Люшера – проективная методика, направленная на изучение эмоционального и физиологического состояния человека. В основе интерпретационной схемы лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подходов. Преимущество теста: он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует реакции защитного характера. Методику можно применять при обследовании лиц любого возраста, она выявляет не столько осознанное, субъективное отношение к цветовым эталонам, сколько его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным. На основе этого теста было разработано множество модификаций. Исследования методики показали, что выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния обусловленного конкретной ситуацией. Процедура обследования: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним цветовых таблиц самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другим при данном выборе и в данный момент. Выбранный эталон убирается со стола и фиксируется. Каждый раз испытуемому приходится выбирать наиболее приятный цвет из оставшихся. В набор цветов входят: синий, зеленый, красный, желтый, черный, серый, фиолетовый, коричневый.

Наши рекомендации