Соотношение индивидуальной и групповой психотерапии

Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии.

Специфика групповой психотерапии - в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики в лечебных целях (то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта).

Групповая психотерапия отличается от групповой терапии, коллективной терапии и психотерапии в группе. Понимание этих четырех терминов практически как синонимов вполне объяснимо с формальной точки зрения: индивидуальная психотерапия — это врач и пациент, групповая — это врач и несколько пациентов, то есть группа больных.

Однако термины групповая терапия, коллективная психотерапия и психотерапия в группе означают лишь использование какого-либо психотерапевтического метода в группе больных.

О собственно групповой психотерапии мы можем говорить только тогда, когда психотерапевтом используется терапевтический потенциал группы как таковой. Групповые процессы могут использоваться для психотерапевтических целей. Помогая пациенту понять, какую роль в группе он стремится играть или играет на самом деле, мы можем помочь ему осознать, к какому положению он стремится, какие потребности хочет удовлетворить, насколько успешным является это его поведение, приносит ли это ему удовлетворение и пр.

Групповая психотерапия - представляет собой специфическую форму или метод, где основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной, где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими психотерапевтическими методами групповая психотерапия (точно так же как и индивидуальная форма) применяется в рамках различных теоретических ориентации, где анализ группового взаимодействия используется для решения различных, специфичных для этого направления психотерапевтических задач.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ СООТНОШЕНИЕ. ФАКТОРЫ, УГРОЖАЮЩИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ВАЛИДНОСТИ, И СПОСОБЫ ИХ КОНТРОЛЯ

Валидность – это свойство эксперимента, которое обеспечивает достоверность полученных результатов. Эксперимент должен:

· обеспечивать истинность выводов;

· давать возможность обобщения.

Выделяют внешнюю и внутреннюю валидность.

Внешняя валидность

- возможность распространения результатов исследования за пределы экспериментальной ситуации. Внешняя валидность связана с таким понятием как репрезентативность.

Репрезентативность -свойство эксперимента представлять изучаемую реальность. Поэтому, внешняя валидность эксперимента характеризуется мерой соответствия экспериментальной процедуры реальности. Необходимо выдерживать соответствие реальности на уровне независимой переменной, зависимой и дополнительных переменных.

Переменные, которые создают саму ситуацию исследования, называются дополнительными переменными. В качестве дополнительных рассматриваются:

· ситуация эксперимента (обстановка, время, окружающие люди);

· особенности испытуемых;

· экспериментальный материал.

Ключевой называется дополнительная переменная, наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения.

Для обеспечения внешней валидности необходимо, чтобы уровень каждой дополнительной переменной в эксперименте соответствовал ее уровню в изучаемой реальности.

Популяция – контингент потенциальных испытуемых, изучаемый в экспериментальном исследовании. Индивиды, входящие в какую-либо популяцию обычно характеризуются некоторыми общими для всех признаками: общая возрастная или профессиональная принадлежность, общие свойства личности, социальное положение и др. Распространение экспериментальных результатов на популяцию – основное преимущество эксперимента.

Выборка – испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте.

Репрезентативность выборки испытуемых – степень адекватности отражения свойств и характеристик изучаемой популяции в выборке испытуемых, привлеченных для эксперимента.

Главным фактором нарушения внешней валидности (нарушение репрезентативности) является неправильный отбор испытуемых из популяции.

Основным средством контроля фактора отбора в эксперименте являются стратегии отбора испытуемых из популяции.

Две стратегии отбора испытуемых из популяции:

1.Случайный отбор – случайным образом отбираются испытуемые для эксперимента.

2.Стратометрический отбор – случайный отбор групп с выделением слоев. Является более предпочтителен, поскольку такая стратегия отбора позволяет в экспериментальной выборке представить различные категории испытуемых в той же пропорции, что и в популяции. Основание для выделения страт необходимо формировать в соответствии с целями эксперимента. После того, как выделены необходимые страты, из каждой случайным образом отбирается такое количество испытуемых, которое соответствует процентному составу данной страты в популяции.

Внутренняя валидность

- обеспечивает достоверность экспериментальных результатов - именно запланированное экспериментальное воздействие привело к изменениям состояния зависимой переменной.

внутренне валидный эксперимент – это эксперимент, обеспечивающий достоверные выводы. Он предполагает исключение посторонних влияний на зависимую переменную кроме действия независимой.

Объяснения экспериментального эффекта альтернативные действию независимой переменной называются конкурирующими гипотезами.

При планировании эксперимента удобно иметь образец для сравнения – абсолютно валидный гипотетический эксперимент (безупречный).

Наши рекомендации