Речь и язык. теории происхождения речи
Основная функция психики и сознания состоит в отражении действительности. Язык и речь отражают действительность обозначая ее.
Язык- система знаков, фиксирующих обобщенные значения , отражающих общественный опыт и опосредующих психическую активность.
Основная единица языка-слово. Со словом связано представление о явлении или предмете.Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение.
Иерархия лингвистических единиц
Фонемы-различительные для восприятия единицы языка.
Морфемы -минимальные смыслообразующие языковые единицы.
Слова состоят из морфем и образуют словосочетания, которые объединяются в предложения.
Свойства языка:
1.структурированность. имеет свою организацию, закрепленную правилами.
2. содержательность-каждое слово выражает содержательную мысль об объекте
3. опосредованность-язык относителен т.к. слово только знак, который не тождественен обозначаемуму предмету или явлению.
4. Креативность- развивается вместе с прогрессом, трансформируется и.т. п.
Функции языка:
1.хранение и передача общественно-исторического опыта
2.общение.
Речь-это язык функционирующий в контексте индивидуального сознания. Фиксированные в языке обобщенные значения отражают общественный опыт. В контексте индивидуального сознания они приобретают свои значения и смыслы.
Речь представляет собой язык в действии, форму существования сознания
Свойства речи 1)обозначение2)содержательность3)социальный характер
Функции:
1.семантическая-т.е. обозначающая
2.кооммуникативная-как ср-во экспрессии и воздействия
3.синтетическая- функция обобщения связана с мышлением и обусловлена тем, что каждое слово само по себе что то обозначает., и это позволяет реализоваться процессу мышления.
Виды речи
1.Внешняя/внутренняя
2.Устная/письменная
3.диалогическая/монологиеская
4.аффективная речь
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ
Среди наиболее известных из них находится теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.
Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем детстве. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами но себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых. Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей.
Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков. Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи.
Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи - когнитивная теория Ж.Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.
Поскольку речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на исследованиях, проводившихся Л.С.Выготским. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства речевое мышление.
43 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ В ЭМОЦИЯХ.
Эмоции-особый класс психических процессов и состояний,связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субьекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнидеятельности.
Эмоции – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Классификация эмоций:
выделяют пять основных групп эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Аффект-бурная, кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека. Утрачивает контроль над собой, совершая автоматические , безотчетные и бессмысленные разрушительные действия.
Эмоция - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятностные или вспоминаемые. Смещены к началу действия и предвосхищают его результат. В этом смысле они носят опережающий характер.
Чувства ( высшие эмоции) -Особое психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями , которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к реальным или воображаемым объектам.
Настроения. -общее и слабое эмоциональное состояние, но окрашивающее в течении длительного времени все поведение человека.
Стрессовые состояния - эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма.
Выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий.
Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме
Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
озникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система. в 1937 г.Лимбич система состоит из круга Папеца(Папец предположил наличие "анатомического" эмоционального кольца. В него входили: гиппокамп — свод — мамиллярные тела — переднее ядро таламуса — поясная извилина — гиппокамп. Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на три потока: движения, мысли и чувства. Поток "чувств" циркулирует по анатомическому "эмоциональному кольцу", создавая таким образом физиологическую основу эмоциональных переживаний.)+ некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, или миндалину (клеточное скопление, величиной с орех), обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию среднего мозга