Проблема мысленных образов в психологии.
Восприятие – познавательный психический процесс, в котором происходит отражение окружающего мира в виде целостного образа. Восприятие выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Предметность, целостность, константность, обобщенность – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и др. параметров. Обобщенность. В восприятии все объекты являются представителями определенного класса объектов и восприятие начинается тогда, когда мы можем дать объекту имя.)
Под мысленным образом понимается репрезентация в уме не присутствующего объекта или события. Это общее определение и в нем специально предусмотрена возможность не только зрительных образов, но и образов, сформированных через другие модальности.
В истории исследования мысленных образов можно выделить три периода: философский (донаучный), измерительный и когнитивный.
На протяжении философского периода мысленные образы считались основной составной частью разума, а иногда полагали, что они являются элементами мысли. Тема образов была неотъемлемой частью философии Локка, Беркли, Юма и Хартли.
Количественную оценку образа можно встретить у Гальтона. Гальтон разработал меру образов, которая была связана с полом, возрастом и другими индивидуальными характеристиками. Среди тестов, применявшихся после Гальтона, наиболее важен тест Беттса, который был предназначен для измерения живости мысленных образов семи модальностей (зрительной, слуховой, кожной, кинестетической, вкусовой, обонятельной, органической).
Когнитивный подход
1.Радикальная гипотеза образов (Бугельски, Шеппард, Подгорный): люди могут преобразовывать зрительный и вербальный материал в образы, которые затем хранятся в памяти;
Мысленные образы функционально эквивалентны «реальным» перцептивным образам (сетки 5на5 с контурами букв и зонд-точка). Для обозначения отношений между внешними объектами и их внутренними репрезентациями, не относящихся к разряду взаимнооднозначнных (изоморфных), Шеппард ввел термин «изоморфизм второго порядка». Он означает, что если между объектами в памяти существует такое же отношение, что и между этими объектами в реальном мире, тогда эти события изоморфны по второму роду. Различие между изоморфизмом первого и второго рода тонкое, но важное: во втором случае объекты представлены в мозгу не непосредственно или структурно, но организация внутренних связей находится в близком подобии с организацией внешних связей. (в голове не зеленый квадрат, а образ зеленого квадрата)
2.Концептуально-пропозициональная гипотеза (Андерсон, Бауэр, Пилишин), и зрительная, и вербальная информация представлены в виде вербальных высказываний об объектах и их отношениях;
Андерсон и Бауэр считали, что хотя субъективно мы можем переживать образ, лежащая в его основе когнитивная компонента имеет не образную, а иную форму. Концептуально-пропозициональная гипотеза предполагает, что в памяти хранятся интерпретации событий – вербальные и визуальные, - но не образные компоненты (Дж. Бонд подбежал к машине и поехал – конкретные понятия закодированы богатым набором предикатов)
Гипотеза двойного кодирования (Пэвио, Бауэр, Брукс) постулируется две системы кодирования и хранения – вербальная и образная; информация может кодироваться и храниться как в любой из них, так и в обеих сразу. (заучивание ассоциативных пар).
37 ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.