Отражение детско-родительских отношений и основных проблем семейной жизни на личности ребенка.

Типы неправильного воспитания по А.Е.Личко:

1.гипопротекция- ребенку не хватает внимания и опеки.

-скрытая гипопротекция – внешне – нормальная семья, в действительности – равнодушие к ребенку.

-потворствующая гипопротекция - безконтрольность и вседозволенность для ребенка.

2.гиперпротекция – чрезмерная опека.

-доминирующая гиперпротекция – мелочный контроль, слежка и запреты; ребенок не умеет пользоваться свободой.

-потворствующая гиперпротекция – ребенок – кумир семьи, освобожден от всех дел, сплошной восторг.

3.эмоциональное отвержение – воспитание по типу Золушки: без тепла и любви, от равнодушия к ненависти.

4.жесткие взаимоотношения – воспитание через жестокие наказания.

5.повышенная моральная ответственность – требования невероятных событий.

6.воспитание в атмосфере культа болезни – все заботы в семье сосредоточены на здоровье ребенка.

7.противоречивое воспитание – нет определенной тактики.

Типы воспитания, способствующие развитию психосоматических заболеваний:

1.связывание – жесткие стереотипы; формируется зависимость от родителей, чувство вины.

2.отвержение – ребенок отказывается от своей личности, аутизм.

3.делегирование – игнорирование родителями достижений детей, требуют того, чего не достигли сами.

Бронхиальная астма: в семьях где дети удерживают проявления эмоций, родители подавляют и контролируют инициативу детей.

Язва желудка, туберкулез легких: дети с чрезмерной впечатлительностью, повышенной чувствительностью к оценкам окружающих, ранимы в ситуации лишения любви.

Гипертония: 2 типа семей: культивирование сдерживания чувств или открытые конфликты, в которые вовлекаются дети.

Склонность к суицидам: безнадзорность, эмоциональное отвержение родителей; у детей - отчужденность, тенденция к самостоятельному решению проблем.

Шизофрения:

-противоречивые требования родителей

-послания с двойным смыслом( верб. и неверб.)

-мистификация

-критика со стороны родителей и ничего взамен

-мать ожидает от ребенка материнского отношения к себе

-конфликты отца и матери, отец создает коалицию с детьми

-отец соперничает с сыном из-за жены и подрывает его уверенность в себе

-у отца мания величия, реально он неудачник.

Мясищев и Карвасарский: 80% случаев неврозов связаны с семейными отношениями.

Захаров: особенности родителей детей-невротиков.

Мать: чувствительна, тревожна, не гибкая, принципиальна, упрямая, подозрительность, интроверсия, высокий нейротизм.

Отец: минорность, грусть, пассивность, мягкость, недостаточная идентификация мужской роли, низкая самооценка.

Частые конфликты между супругами, разряжение на детях.

Бабушка по матери: авторитарность, активно управляет семьей дочери, вытесняет отца.

Дедушка по отцу: мягкий, эмоционально неустойчивый.

Москаленко: влияние алкогольной семьи на формирование ребенка. Характерно для ребенка:

- низкая самооценка

- размытость границ семьи и своей личности

- амбивалентность чувств: не понимает какие чувства реальны ( послания с двойным смыслом)

- неудовлетворенность потребностей

- нет чувства безопасности

- в проблемах семьи обвиняет себя, страхи, мнительность, дурные предчувствия

- разочарование и недоверие к людям

- быстро взрослеют, но не умеют получать удовольствия от жизни

- не становятся до конца взрослыми никогда, инфантильны.

Влияние семейной ситуации на формирование отрицательных черт характера ребенка.

Пути формирования характера:

1.Формирование мотивации, желания

2.Создание условия, возможности для проявления этих качеств на практике, вследствие чего появляется привычка, затем потребность и черты характера.

Основные пути формирования отрицательных черт:

1.случайно проявленные отрицательные черты могут укрепиться с помощью определенных условий. Например, в трудной ситуации ребенок сразу принимает негативный способ поведения как единственный выход. Или ребенок совершает единичный безнравственный поступок и ему сразу «клеят ярлык» (взял чужую вещь – ты – вор).

2.Ситуация в семье, где ребенка постоянно наказывают, ругают, негативно оценивают, он начинает в это верить и соответствовать.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Теории мышления.

Ассоцианистская теория

психология должна изучать различные состояния сознания. Единственный строительный материал – различные состояния сознания, пласты опыта.

Мышление - процесс связи более простых состояний сознания в более сложные по законам, которые открыты в ассоциативной психологии: смежности, сходства и контраста.

Понятие - ассоциация наших представлений. Суждения – ассоциации понятий. Умозаключение – ассоциация суждений.

Репродиктивное мышление – особенность теории, т.е. воспроизведение из более простых элементов более сложных.

Задача: понять как из простых формируются сложные.

Вюрбурцкая школа.

мышление не случайный, не хаотичный процесс а внутренне психическое действие.

Это действие определяет влияние той задачи, которая стоит перед человеком

Реш задач - увидеть проблему, т.е. перевод инструкции в самоинструкцию. Далее формир цель.котор работает, как установка на решение задач и от цели начинают исходить детерменирующие тенденции, котор определяют ход решения задачи.

первая методика формирования искусственных понятий; метод семантических наблюдений: восстановление хода мыслей при реш задачи.

Зельц

мышление – процесс решения задачи, который осуществляется за счет использования некоторых постоянных устойчивых мыслительных процессов - мыслительных операций.

3 мыслительные операции:

1.Дополнение комплекса - ведущая: возникновение задачи переживается человеком, как некоторая проблема и она переводится в некоторый образ. Этот образ содержит представления о некоторых известных средствах ситуации, а так же представления о том, что должно его дополнить.

процесс мышления заключается в дополнении комплекса за счет поиска некоторых свойств из внешней среды. Если поиск удачен – задача решена. Если нет исходная ситуации может быть переконструированна по – другому и новый поиск свойств, которые дополнили бы поиск. 2.Абстрагирование – выделение некоторых свойств объекта, которые как – бы отделяются от других его свойств.

3.Репродукция сходства – разделение объектов на отдельные части и сравнение этих частей. Вопрос о том, как мы ищем известное. Неизвестное всегда дано в своих связях и отношениях с известным, и благодаря им организуется поиск.

Гештальт – психология.

Мышление - процесс инсайтного изменения структуры ситуации, плохой проблемный гештальт изменяется на хороший.

Мышление как продуктивное мышление – быстрое, свернутое нахождение решения задачи за счет того, что мы видим все под новым углом зрения, т.е. переструктурируем гештальт.

Главное для решения задачи – поиск структурных свойств ситуации. Главное в ситуации это ее целостная структура.

Мышление заключается в поиске функций, в структурной организации элемента, в обнаружение нечеткости этой структуры. На основании этого осуществляется поиск возможностей для преобразования структуры. Мыслительные операции: группировка, центрирование, реорганизация. Изучение мышления происходило:

1. Подбор задач различного диапазона трудности.

2. Метод наводящих задач (если не решается сложная задача можно дать простую, которая структурно сходна).

3. Метод систематических подсказок

4. Метод додумыванья вслух.

Психоанализ.

Мышление на сознательном и бессознательном ур.

На результат решения задачи влияет установка, желания, предубежденность, эмоциональная значимость.

Ход мышления определяется установкой (Леонтьев), которая понимается как создание стереотипного мышления.

Выбор стратегии решения осуществляется на бессознательном уровне, на уровне сознания пристраивается ход, процесс решения.

Существует чувство, предвосхищение результата, которое основано на некоторой эмоциональной оценке нашего движения к поиску результата.

Бихевиоральная концепция.

Исследования на животных. Правильно ли переводить на человека?

Мышление – внутренне действие, по природе мало отличается от обычных действий, в отличие от обычных реакций в основе лежат речевые реакции. Сопровождается движением,

может протекать на нескольких уровнях:

1. Когда мы решаем часто встречающуюся задачу и применяем внутреннюю схему, реакцию т.е. простое развертывание речевых навыков;

2. Редко встречающиеся в опыте задачи , следовательно необходимость в словесном, пробующем поведении;

3. Новые задачи, пробы, ошибки, происходит отбор удачных реакций и их закрепление.

Субъективный бихевиоризм: На формирование мышления влияют внутренние переменные - память, установка, ожидание и в результате научения формируются внутренние познавательные структуры, и решение возможно не на периферии, а за счет проигрывания ситуации в умственном плане.

Не разрабатывалось представление о том, что из себя представляют мыслительные образования, а утверждалось их наличие.

Миллер, Галантер, Прибран разработали ТОТЕ, поведение – сложная саморегулирующаяся система, в которой уже есть представления о желаемом результате, это некоторый образ желаемого результата. При этом образ –некоторое знание , предыдущий опыт, они не обязательно имеют образную природу. Мышление как процесс приобретения и закрепления некоторых инструментальных реакций, сочетание этих реакций в более сложные схемы и само мышление – есть отбор тех реакций, которые наиболее эффективны в данном случае.

Наши рекомендации