Нарушения психического развития у детей. психологическая характеристика психич. расстройств в детском возрасте.
Нарушения психического развития детей – дизонтогенез. Болезнь вызывает нарушение биологической линии и создает препятствие для соц.- Y. Выготский предлагает изучать ребенка от симптома к синдрому, т.е. к типу дезонтогенеза с целью обеспечения дифференцированного обучения и воспитания.
Параметры дезонтогенеза:
1) связан с функциональной локализацией нарушения, что позволяет выделить 2 основных дефекта:
а)частный – дефицитарность отдельных функций: гнозиса (познание предметов, явлений, их смысловые значения), праксиса (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных, актов), речи
б) общий дефект связан с нарушением регуляторных систем (подкорковых),
2) связан с временем поражения. Хар-р аномалии развития различен в зависимости от времени поражения нервной системы. Чем раньше – тем вероятнее недоразвитие, чем позже – тем характернее повреждения с распадом структуры Y функций.
3) Характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического хар-ра болезни, вторичные дефекты возникают опосредованно в процессе аномального соц. развития.
4) Связан с нарушением межфункциональных воздействий в процессе аномального системогенеза.
В. В. Лебединский выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
· Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
· Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
· Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
· Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
· Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
· Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).
Недоразвитие (олигофрения) - ранний срок поражения ЦНС; Y развитие ребенка происходит на дефектной основе, ребенок физически здоров; недоразвиты все нейро-Y и некоторые соматические функции, несформированность сенсорики, моторики, элементарных эмоций, недоразвитие ВПФ и личности в целом. Наруш. воспр, моторика, внимание, речь, мышление, эмоции: бедность, замедленность, недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти проявляется меньше, чем недоразвитие мышления, т.е. недоразвитие высших форм - главный признак Y недоразвития. Недоразвитие мышления препятствует развитию всех др. процессов.
Поврежденное Y развитие (органическая деменция). распад ВПФ. Причины: инфекции, травмы, интоксикации, нарушение обмена веществ и пр. Возникает либо прогрессирует в возрасте 1,5-3 лет.
По динамике болезненного процесса различают –
а) резидуальную деменцию (слабоумие обусловлено остаточными явлениями поражения мозга, травмой, инфекцией, интоксикацией);
б) прогрессирующую деменцию (обусловлена текущими органическими процессами, м.б. наследственные заболевания).
Задержанное Y развитие (ЗПР). Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах развития. Виды ЗПР по этиологическому принципу:
1.ЗПР конституционального происхождения. Эмоционально-волевая сфера находится на более ранней возрастной ступени.
2.ЗПР сомато-генного происхождения обусловлено длительной соматической недостаточностью, Y развитие тормозится стойкой астенией, которая понижает Y тонус. Дети робки, неуверенны, боязливы, капризны.
3.ЗПР психогенного происхождения. Связано с неправильными условиями воспитания.
4. ЗПР церебрального происхождения. Сильно выражена задержка эмоционально-волевой сферы. Этиология связана с органической недостаточностью нервной системы.
ДефицитарноеY развитие (ДЦП, ОНР, слуха, зрения)- связан с первичной недостаточностью отдельных систем - зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно. Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих.
Искаженное Y развитие (ранний детский аутизм – РДА)- сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных ВПФ. Нарушение соц.развития ребенка, стремление к постоянству, проявление стереотипных движений, сопротивление изменениям в окружающем;
задержка и нарушение речи; раннее проявление (до 2,5 лет) патологии Y развития. Причины– врожденная аномальная конституция; органические нарушения ЦНС; врожденные нарушения обмена веществ; рано начавшийся шизофренический процесс. Точно не известны.
Моторика: двигательные стереотипии, задержка ходьбы либо резкий переход к ходьбе.
Интеллект: слабая сосредоточенность внимания, быстрая пресыщаемость, большой для возраста запас знаний в отдельных областях, любит слушать чтение, стихи, лучше реагирует на шепот, не говорит о себе в 1-ом лице.
Дисгармоничное Y развитие (психопатии)- Психопатия – аномалии хар-ра, встречающиеся в дисгармоничности Y свойств личности и неадекватности ее реакции на внешние раздражения, от которых страдает сам чел-к или общество. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.