Методы диагностики черт личности: тесты-опросники характера.

Черта - описательная переменная, которая фиксирует интеллектуальную стратегию поведения че, складывается под влиянием организмического, соционормативного и личностного уровня регуляции. 3 компонента черт: конституциональные - обусловлены св-ми организма и за­дают ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности в опреде­ленных относительно широких социально-нормативных ситуациях; личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексив­но-ситуационные черты личности.

Компоненты черт (что обусл появл черты)

1.конституциональцые черты — обусловлены свойствами организма и действуют в максимально широком круге ситуаций;

2.индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности и действуют в социально-нормативных, ситуациях;

3.личностные — обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. В ситуациях: рефлексия, контроль, планирование деят.

Принцип конструктирования опросника

1.Факторно-аналитические опросники – выделить ограниченное кол-во факторов определяющих поведение

2.Критериально ключевые – выделить некоторые ключевые признаки, которые отличают эксп-е гр испытуемых от контрольных

Прогностическая эквивалентность – диагнстика м проводиться любым методом и не будет разницы. Например эквивалентны Кеттелл, тест Гилфорда, MMPI.

Теоретическая ревелантность – качество метода определяется наличаем у него теоретической основы, в котор будет описано как проводит и интерпрет-ть

Черты личн м диагн-ся с пом тестов-опросников

Основными средствами диагностики черт являются:

1) квазиобъективные тест-опросники, включающие поведенческие

вопросы, объединенные в многомерные ключи;

2) контрольные списки прлагательных для субъективного стандартизованного описания человека человеком;

3) репертуарные решетки

Серия тестов Кеттелла

Опирается на теорию черт

Диагн норму характера

1.16PF -3 эквивал формы для людей с разн ур образован: А и В – взросл с образован 7-8 кл, С и Д – 5-7 кл и более узким словарн запасом, E и F – нач шк или огранич сл запас.

17ФЛО - На русск яз адаптирована форма С под руководством Шмелева, + шкала искренности.

2.14PF – для подростков

3.12 PF –для детей. 2 формы: М и Ж. Тестир в 2 приема.

Недостатки: единой теории личн не сущ, кажд фактор имеет св обоснование.

Тест-опросник ММPI

Опирается на типологический подход

Диагн патологии характера

Создан с целью отбора военных летчиков

Нормы созд из бесед психиатра с психич больными людьми

Варианты:

- для взросл – бланковый, комп, карточный.

- Подростковый – отсутств вопр о проф деят и половой жизни

Большинство применяемых многомерных тест-опросни­ков в большей или меньшей степени «замешано» на патохарактерологическом описании: содержание вопросов информирует испытуе­мого о возможной направленности диагностики как диагностики пси­хических нарушений.

MMPI (ММИЛ в модификации Березина Ф. Б., СМИЛ в модифи­кации Л. Н. Собчик) - методика многостороннего исследования лич­ности. Представляет собой стандартизацию беседы пациента с пси­хиатром (а не клиента с психологом!). Тринадцать диагностических шкал и три возможных перечня по степени надежности измерения и длительности обследования:

СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности -Собчик Л. Н., 1971; Собчик Л. Н., Лукьянова М. Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возмож­ность диагностировать 13 основных и до 200 дополнительных шкал («Handbook for MMPI», 1970). В СССР известны компьютеризован­ные варианты СМИЛ - с использованием компьютера при обработке и интерпретации данных (см., в частности, Гильяшева И. Н., 1983). Методика наиболее близка международному стандарту MMPI. но гро­моздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений».

ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 13 основных шкал. Для дан­ной модификации проведен более значительный объем работ по пси­хометрической адаптации (стандартизация, валидизация по извест­ным критериальным группам). Факторный анализ пунктов ММИЛ (Ильин В. И., Похилько В. И., 1984) показал наличие в этом перечне, наряду с факторами «нейротизм» и «экстраверсия», интегрального фактора «психотизм», регист­рирующего уровень «психопатизации» независимо от уровня «невропатизации». Инструкция на фальсификацию «социальной желатель­ности» изменяет балл «психопатизации» очень значительно.

Минимульт (Зайцев В. П., 1981). Включает 86 вопросов и обеспе­чивает приближенную экспресс-диагностику наиболее акцентирован­ных (у данного испытуемого) шкал из основного набора в 13 шкал. Психометрическая адаптация - неполная.

ПДО - патохарактерологический диагностический опросник (Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976,1981). Разрабатывался на материале подростков-психопатов. Взаимосвязан с теорией акцентуированных типов личности (Леонгард К., 1981) и с теорией личности как систе­мы отношений (Мясищев В. Н., 1960). Одиннадцати шкалам соответ­ствуют эмпирически выделенные типы акцентуации: гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астеноневротический, сен­ситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Брошюрный вариант ПДО по перечню вопросов приближается к СМИЛ, но от испытуемого требу­ется сокращенный выбор из групп вопросов, собранных «тематичес­кими» блоками: самочувствие, настроение, отношение к спиртным напиткам, сексуальные проблемы и т. п. Нормы и ключи определены на популяции подростков в условиях клинического обследования.

ПДТ - психодиагностический тест Л. Т. Ямпольского (Мельни­ков В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Включает 174 вопроса, сгруппи­рованных в 14 шкал:

десять первичных шкал: невротизм, психотизм, депрессия, сове­стливость, расторможенность, общая активность, робость, общитель­ность, эстетическая впечатлительность, женственность;

четыре вторичные шкалы: психическая неуравновешенность (объединяет первичные шкалы 1,2 и 3), асоциальность (4 и 5), интроверсия (6, 7 и 8), сенситивность (9 и 10). Шкалы отобраны на основе «экстремальной группировки» пунктов по результатам совмещенно­го применения СМИЛ и 16PF на испытуемых-спортсменах. Интер­претацию шкал автор связывает со структурными моделями личнос­ти Ананьева Б. Г., 1968 и Ковалева А. Г., 1965.

Наши рекомендации