Методы диагностики черт личности: тесты-опросники характера.
Черта - описательная переменная, которая фиксирует интеллектуальную стратегию поведения че, складывается под влиянием организмического, соционормативного и личностного уровня регуляции. 3 компонента черт: конституциональные - обусловлены св-ми организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях; личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности.
Компоненты черт (что обусл появл черты)
1.конституциональцые черты — обусловлены свойствами организма и действуют в максимально широком круге ситуаций;
2.индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности и действуют в социально-нормативных, ситуациях;
3.личностные — обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. В ситуациях: рефлексия, контроль, планирование деят.
Принцип конструктирования опросника
1.Факторно-аналитические опросники – выделить ограниченное кол-во факторов определяющих поведение
2.Критериально ключевые – выделить некоторые ключевые признаки, которые отличают эксп-е гр испытуемых от контрольных
Прогностическая эквивалентность – диагнстика м проводиться любым методом и не будет разницы. Например эквивалентны Кеттелл, тест Гилфорда, MMPI.
Теоретическая ревелантность – качество метода определяется наличаем у него теоретической основы, в котор будет описано как проводит и интерпрет-ть
Черты личн м диагн-ся с пом тестов-опросников
Основными средствами диагностики черт являются:
1) квазиобъективные тест-опросники, включающие поведенческие
вопросы, объединенные в многомерные ключи;
2) контрольные списки прлагательных для субъективного стандартизованного описания человека человеком;
3) репертуарные решетки
Серия тестов Кеттелла
Опирается на теорию черт
Диагн норму характера
1.16PF -3 эквивал формы для людей с разн ур образован: А и В – взросл с образован 7-8 кл, С и Д – 5-7 кл и более узким словарн запасом, E и F – нач шк или огранич сл запас.
17ФЛО - На русск яз адаптирована форма С под руководством Шмелева, + шкала искренности.
2.14PF – для подростков
3.12 PF –для детей. 2 формы: М и Ж. Тестир в 2 приема.
Недостатки: единой теории личн не сущ, кажд фактор имеет св обоснование.
Тест-опросник ММPI
Опирается на типологический подход
Диагн патологии характера
Создан с целью отбора военных летчиков
Нормы созд из бесед психиатра с психич больными людьми
Варианты:
- для взросл – бланковый, комп, карточный.
- Подростковый – отсутств вопр о проф деят и половой жизни
Большинство применяемых многомерных тест-опросников в большей или меньшей степени «замешано» на патохарактерологическом описании: содержание вопросов информирует испытуемого о возможной направленности диагностики как диагностики психических нарушений.
MMPI (ММИЛ в модификации Березина Ф. Б., СМИЛ в модификации Л. Н. Собчик) - методика многостороннего исследования личности. Представляет собой стандартизацию беседы пациента с психиатром (а не клиента с психологом!). Тринадцать диагностических шкал и три возможных перечня по степени надежности измерения и длительности обследования:
СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности -Собчик Л. Н., 1971; Собчик Л. Н., Лукьянова М. Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 13 основных и до 200 дополнительных шкал («Handbook for MMPI», 1970). В СССР известны компьютеризованные варианты СМИЛ - с использованием компьютера при обработке и интерпретации данных (см., в частности, Гильяшева И. Н., 1983). Методика наиболее близка международному стандарту MMPI. но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений».
ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 13 основных шкал. Для данной модификации проведен более значительный объем работ по психометрической адаптации (стандартизация, валидизация по известным критериальным группам). Факторный анализ пунктов ММИЛ (Ильин В. И., Похилько В. И., 1984) показал наличие в этом перечне, наряду с факторами «нейротизм» и «экстраверсия», интегрального фактора «психотизм», регистрирующего уровень «психопатизации» независимо от уровня «невропатизации». Инструкция на фальсификацию «социальной желательности» изменяет балл «психопатизации» очень значительно.
Минимульт (Зайцев В. П., 1981). Включает 86 вопросов и обеспечивает приближенную экспресс-диагностику наиболее акцентированных (у данного испытуемого) шкал из основного набора в 13 шкал. Психометрическая адаптация - неполная.
ПДО - патохарактерологический диагностический опросник (Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976,1981). Разрабатывался на материале подростков-психопатов. Взаимосвязан с теорией акцентуированных типов личности (Леонгард К., 1981) и с теорией личности как системы отношений (Мясищев В. Н., 1960). Одиннадцати шкалам соответствуют эмпирически выделенные типы акцентуации: гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Брошюрный вариант ПДО по перечню вопросов приближается к СМИЛ, но от испытуемого требуется сокращенный выбор из групп вопросов, собранных «тематическими» блоками: самочувствие, настроение, отношение к спиртным напиткам, сексуальные проблемы и т. п. Нормы и ключи определены на популяции подростков в условиях клинического обследования.
ПДТ - психодиагностический тест Л. Т. Ямпольского (Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Включает 174 вопроса, сгруппированных в 14 шкал:
десять первичных шкал: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность;
четыре вторичные шкалы: психическая неуравновешенность (объединяет первичные шкалы 1,2 и 3), асоциальность (4 и 5), интроверсия (6, 7 и 8), сенситивность (9 и 10). Шкалы отобраны на основе «экстремальной группировки» пунктов по результатам совмещенного применения СМИЛ и 16PF на испытуемых-спортсменах. Интерпретацию шкал автор связывает со структурными моделями личности Ананьева Б. Г., 1968 и Ковалева А. Г., 1965.