Исследование процесса формирования понятий.

Для исследования особенностей мыслительной деятельности человека необходимо изучать, не только готовые понятия, но и сам процесс их образования, т.е. процесс построения понятия, синтезирования ряда признаков, образующих понятие, процесс развития понятия.

Американский психолог Дж. Брунер исходил из представления, что овладение субъектом тем или иным понятием представляет собой цепь процессов - классификацию, сравнение и обобщение признаков объектов, и выделение среди них наиболее значимых. В естественных условиях этот процесс осуществляется, например, по мере овладения человеком родным языком. Дж. Брунер пишет, что овладение понятием понимается им как процесс обучения тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в оформленные классы. Овладение новой категорией он представляет в виде ряда взаимосвязанных последовательных решений, отвечающих на вопрос, какой объект проверить следующим, какую гипотезу выбрать следующей. Этот процесс представляет собой, в сущности поиск отдельного объекта как представителя данного класса или некоторых комплексов существенных призна­ков.

Для экспериментального исследования мыслительных стратегий Брунер предложил модель формирования искусственных понятий. В методике Брунера используются специфиические объекты.

Понятия могут быть конъюнктивными и дизъюнктивными. Конъюктивныепонятия образованы с помощью логической операции сложения (конъюнкции: «и»). Такие понятия представляют собой комбинации различных, произвольно выбранных и ограниченных по числу свойств (признаков). При этом понятию должны соответствовать все выбранные признаки одновременно. Например: «красный квадрат», «два синих круга с тремя рамками». Дизъюнктивные понятия образуются при помощи логической операции «или» (дизъюнкция). Такие понятия должны содержать или один, или второй из выбранных признаков. Брунер выделилчетыре вида стратегий,которыми пользуются испытуемые во время поиска искусственного понятия.

1. Стратегия одновременного поиска. Эта стратегия очень эффективна, но чрезвычайно трудна, поскольку испытуемый постоянно должен помнить, какие гипотезы уже оказались неверными и какие еще необходимо проверить.

2. Стратегия последовательного поиска. Эта стратегия требует больших затрат времени и с этой точки зрения малоэффективна. Однако ее применяет около 25% испытуемых, поскольку она довольно легка в использовании.

3. Консервативная стратегия. Эта стратегия весьма эффективна в том случае, если задуманное экспиреминтатором понятие содержит лишь один существенный признак, но она требует значительных временных затрат, когда понятие содержит больше признаков.

4. Азартная стратегия.Характерной чертой данной стратегии является то, что, как и в консервативной стратегии, испытуемые проверяют не гипотезы, а пытаются отгадывать задуманное экспериментатором понятие.

Методика Н. Аха

Н. Ах (1921) стремился экспериментально показать, что для возникновения понятий недостаточно установления механических ассоциативных связей слово-предмет, но необходимо наличие задачи, решение которой потребовало бы от человека образования понятия. Сам Н. Ах коротко охарактеризовал свои эксперименты так: «Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому в качестве средств для достижения известной цели, а именно для решения поставленных экспериментальных задач, и благодаря тому, что они получили такое использование, они приобрели определённое значение. Они стали для испытуемого носителями понятий».

В методике Аха используются объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме (3 вида), цвету (4), размеру (2), весу (2), — всего 48 фигур. К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фал». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз. После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами

Методика Брунера.Цель. Определение вида мыслительной стратегии в процессе решения задач на формирование искусственного понятия. Материал. Изображения 81 карточки. Карточки варьируют по количеству нарисованных на них фигур - одна. две или три: по форме фигур - квадрат, круг или кpecт; по ивету фигур - красный, зеленый или черный; по количеству рамок, обводящих карточку, - одна, две или три рамки. Для работы используются понятия, характеризующиеся одним признаком, конъюнктивные понятия, построенные сложением 2-х и 3-х признаков и дизъюнктивные понятия (по 2-3 понятия каждого типа). Обработка и анализ результатов состоит в классификации используемой испытуемым в стратегии решения задачи в соответствии со схемой Брунера. Данные, полученные в результате реального экснсриментального исследования, как правило, содержит ряд стратегий.

Методика Выготского – Сахарова, предназначенная для исследо­вания мышления, способности формиро­вания понятий. Материал методики представляет со­бой набор объемных фигур, от­личающихся друг от друга формой, цве­том и величиной. На нижней поверхнос­ти объектов нанесены условные обозначе­ния в виде бессмысленных, искусствен­ных слов («биг», «цев», «гур», «лаг»). Ис­пытуемому демонстрируют одну из фигур, объясняют, что надпись совершенно ус­ловна, однако имеющимся в наборе фигу­рам с такой же надписью присущи опре­деленные признаки. Задача испытуемо­го - обобщить признаки по группам. Пе­ред началом выполнения заданий экспе­риментатор просит составить предполага­емый план выполнения, в ходе работы указывает на ошибки, фиксирует количе­ство попыток решения.

По данным Л. С. Выготского, с помощью предложен­ной им методики можно констатировать нарушение процессов обобщения не толь­ко при явных расстройствах мышления, но и в тех случаях, когда вне условий экс­перимента трудно заметить нарушения формального мышления. Методика ори­ентирована на качественный анализ осо­бенностей мышления.

Определенным недостатком В. - С. т. является то обстоятельство, что данная методика, применяется для исследования процессов обобщения у взрослых.

В целях приспособления В. -С. т. к детскому возрасту была разра­ботана упрощенная модификация методи­ки (А. Ф.Говоркова, 1962). При обследовании детей с помощью этой методики определяют способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновре­менно в нескольких направлениях, отбра­сывать неподкрепленные признаки, что характеризуют течение процессов обоб­щения и отвлечения.

Наши рекомендации