Запоминание материала, превышающего объём кратковременной памяти

Метод удержанных членов ряда.Исп-ым предлагается для запоминания ряд стимулов (слова, картинки, геометрические фигуры, бессмысленные слоги, цифры), кот могут предъявляться на слух или зрительно. Кол-во предлагаемого материала должно превышать объем КП. Ряд стимулов предъявляется один раз, после чего исп-ые должны воспроизвести все, что запомнили в любом порядке. Подсчитывается кол-во воспроизведенного.

Метод запоминания предложений прозаического отрывка. Здесь исследуется способность к осмысленному запоминанию. Необходимо выбирать отрывок, кот допускает разбивку его на относительно равные элементы мысли (смысловые или значимые единицы). Величина единиц может варьировать в зависимости от целей исследования: 1) для исследования общего понимания смысла текст м.б. разбит на достаточно крупные отрывки, содержащие общую инфо о к-л стороне описываемого явления; 2) для исследования точности и детальности запоминания текст делится на мелкие отрезки, каждый из кот содержит конкретную единицу инфо. Обычно используют связный отрывок, содержащий приблизительно 100 слов, разбитый для подсчета на 3-5 крупных и приблизительно 30 мелких единиц. Коэфф воспроизведения вычисляется по формуле: К=п/N x 100%, где п – кол-во воспроизведенных единиц, N – общее кол-во смысловых единиц.

Заучивание и антиципация

Метод заучивания-воспроизведения.Измеряет время или кол-во опытов, кот требуются исп-ому для достижения опред-ого стандарта запоминания материала. Метод предназначен для инд-ой работы с исп-ым. Исп-ому предъявляется ряд стимулов. После первого прочтения исп-ый должен воспроизвести все, что запомнил в любом порядке. Затем эксп-ор зачитывает ряд во 2ой раз и снова предлагает исп-ому воспроизвести все, что он запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока исп-ый не воспроизведет ряд целиком. После этого проводится дополнительная проверка прочности запоминания: исп-ому сразу после достигнутого успеха предлагается повторить ряд еще раз без повторного прослушивания. Заучивание считается успешно завершенным, когда ряд будет повторен 2 раза подряд. Подсчитывается кол-во проб, необходимых исп-ому для полного запоминания материала. (метод применим к очень разнообразному материалу, кот не должен разбиваться на отдельные элементы).

Метод антиципации.Исп-ый воспроизводит и запоминает один элемент за другим. Весь ряд целиком исп-ому предъявляется только в начале эксперимента. После этого предлагается назвать первый элемент и, если попытка удалась, то исп-ый называет 2-й, 3-й элементы и т.д., до первой ошибки. Если исп-ый ошибается или испытывает затруднения при воспроизведении к-л элемента, ему оказывается помощь (подсказка). Далее исп-ый продолжает воспроизводить ряд последовательно по одному элементу. Процедуру повторяют до тех пор, пока не удается безошибочно назвать все члены ряда. Критерием явл безошибочное воспроизведение ряда 2 раза подряд. Здесь возможны разные способы подсчета: 1) кол-во проб, понадобившихся для достижения критерия; 2) число подсказываний, необходимых исп-ому для достижения критерия.

Узнавание

Метод узнавания.Воспроизведение может происходить в двух формах: припоминания или узнавания. Воспроизведение в форме припоминания часто недостаточно для вычисления полного объема сохраненного. Исп-ый м.б. убежден, что он сохранил и те элементы, кот не может в данный момент вспомнить. Такие элементы обычно легче воспроизвести в форме узнавания. Легкость или трудность узнавания зависит от степени сходства новых и старых раздражителей, кот узнавание должно разграничить. Метод узнавания можно затруднить или облегчить подбором новых раздражителей, более или менее похожих на старые. Такие раздражители называются дистракторами. Дистракторы – это варианты ответов, близких к правильному. Дистракторы, кот часто принимаются за правильный ответ называют сильными. Специально подобранный ряд дистракторов разл силы может использоваться для изучения конфигурации следа памяти и его изменения в процессе сохранения.

Метод заданного эталона. Исп-ому предъявляется стимул – эталон, создающий след. Затем предлагаются тестовые стимулы, характеризующиеся различной близостью к эталону. Задача исп-ого – указать (методом «да-нет») на те стимулы, кот совпадают с эталоном. Конфигурация «следа» характеризуется границей, отделяющей тестовые стимулы, отождествляемые с эталоном от неотождествляемых.

1) гипотеза двух следов. Предполагается, что узнавание опирается на перцептивный след, а припоминание – на вербальный.

2) Гипотеза двух процессов. Согласно этой гипотезе, припоминание включает в себя узнавание в качестве субпроцесса. Узнавание основывается на прочности перцептивных следов и представляет собой простой процесс принятия решений о соответствии или несоответствии. Припоминание складывается из 2х процессов: поиска и принятия решения (опознания). Т.о., узнавание – это воспроизведение, из кот исключен процесс поиска.

Метод тождественных рядов. Направлен на изучение воспроизведения в форме узнавания. Исп-ому предлагается для запоминания ряд стимулов, превышающий объем КП. Ряд зачитывается один раз или экспонируется на короткий промежуток времени. Для проверки предлагается другой ряд, содержащий все элементы первого и такое же кол-во «новых» элементов (напр, 15 «старых» и 15 «новых»). Новые элементы д.б. того же типа, что и старые. Все элементы предъявляются в случайном порядке. Исп-ый должен опознать элементы 1ого (контрольного) ряда. Проверка производится методом «да-нет». При этом, элементы проверочного ряда могут предъявляются последовательно. В этом случае исп-ый отвечает «да» или «нет» на каждое предъявление, отмечая положительным ответом те стимулы, кот присутствовали в 1ом ряду. Если проверочный ряд предъявляется целиком, то исп-ый просто выбирает старые стимулы. Коэфф точности узнавания вычисляется по формуле: п-р\N х 100%. п – кол-во правильно опознанных старых элементов, р – кол-во ошибочно опознанных новых элементов; N – кол-во элементов в исходном ряду.

Исследование опосредованного запоминания.Опосредованным называется запоминание с использованием вспомогательных средств или спец приемов. С помощью интроспективных отчетов исп-ых выделены основные типы ассоциаций (смысловая связь м/двумя элементами или значение. Навеянное одним элементом) 1) по смежности (связанные с местоположением), 2) по сходству (внешнее сходство, функциональное или общий эмо оттенок), 3) по контрасту (обратные ассоциации). Ассоциации могут различаться: 1) по степени отдаленности (прямые и далекие ассоциации), 2) по степени новизны (привычные и необычные, оригинальные), 3)по степени эмо насыщенности (эмо-нейтральные и эмо-яркие). В качестве вспомогательного ср-ва м/элементами могут включаться и достаточно сложные связующие идеи. Различные типы связей м/элементами неодинаково эффективны для запоминания, однако, этот процесс очень индивидуален. В целом если исп-ому (любым способом) удается объединить запоминаемый и вспомогательный стимулы в единую структуру, воспроизведение происходит легче.

Метод двойной стимуляции.Направлен на изучение способности исп-ого использовать вспомогательные ср-ва для увел эффективности запоминания. Исп-ому предлагается для запоминания ряд стимулов, кот предъявляются последовательно, один за другим. Для лучшего запоминания ряда исп-ому предлагается воспользоваться вспомогательным средством. Это м.б. стимулы др характера (напр картинки). Исп-ый должен к каждому исходному стимулу (напр слову) подобрать вспомогательный (картинку), связывая их по смыслу. Воспроизведение основного ряда происходит при помощи вспомогательных стимулов, кот предъявляются исп-ому. Основным показателем опосредованного запоминания явл прирост кол-ва запомненных элементов по сравнению с методом удержанных членов ряда. Коэфф увеличения эффективности запоминания вычисляется по формуле: (No-Nн)\ Nо х 100%.

Nо – кол-во стимулов, воспроизведенных при использовании вспомогательных средств (метод двойной стимуляции) Nн – кол-во стимулов, воспроизведенных без применения вспомогательных средств (метод удержанных челнов ряда).

Метод парных ассоциаций.Исп-ому предлагается для запоминания ряд символов, где элементы объединены в пары. Затем исп-ому предъявляются только первые элементы каждой пары и надо ответить вторым элементом. Подсчитывается кол-во правильных ответов. Отличается от метода двойной стимуляции тем, что исп-ым предлагается четко фиксированный набор вспомогательных стимулов и они относятся к тому же типу раздражителей, что и контрольные. Вспомогательный стимул предъявляется 1ым. Для запоминания такой пары исп-ый не применяет мыслительные усилия, направленные на формир ассоциативной связи м/элементами, т.к. такая связь уже объективно существует. (замок-ключ, корова-молоко) Если слова в паре далеки по смыслу др от др, то успешность запоминания во многом зависит от того, удалось ли исп-ому провести связь между элементами, и насколько точной оказалась эта связь.(зонтик-перспектива, матрос-забывать).

Метод пиктограмм - стимулы запоминаются при помощи вспомогательных средств (пиктограммы), при воспроизведении можно пользоваться ими.

Метод сбереженияИспытуемый заучивает определённое задание, которое может состоять из ряда бессмысленных слогов, слов, стихов, моторного навыка. После определённого интервала, его просят воспроизвести заученный материал. Успешность воспроизведения фиксируется и испытуемому предлагают доучить материал тем же способом, что и раньше, и до той же степени совершенства. Время/кол-во опытов, потребовавшееся для доучивания, сравнивается со временем, затраченным на первоначальное заучивание. Процент сбережения определяют по формуле: t1-t1\t1x100% t1 – время, потребовавшееся для первоначального заучивания, t2 – время, необходимое для доучивания.

Метод реконструкции Основной задачей испытуемого является восстановление порядка или расположения раздражителей. В первый раз раздражители предъявляются на фиксированный промежуток времени в определённом порядке. Затем этот порядок нарушается, и раздражители повтрно предъявляются испытуемому с инструкцией восстановить первоначальный порядок. Исходное расположение или порядок могут быть различными.

Подсчёт производится при сравнении первоначального и восстановленного порядка. Если порядок дан в виде простой последовательности ряда, используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Наши рекомендации