Сущность и принципы закаливания организма
Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды.
Основные принципы:
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
2. Последовательность применения закаливающих процедур.
3. Систематичность начатых процедур.
4. Комплексность.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
6. Активное, положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
26. Принципы и организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Врачебный контроль (все из инета. Там всего очень-очень много, но вроде бы, это самое необходимое)
Под организацией физического воспитания в общеобразовательной школе понимается совокупность способов и приемов целесообразного использования средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию не только для повышения уровня физической подготовленности учащихся, оптимизации физического развития, укрепления здоровья, но и для формирования у них теоретических знаний, методических умений и навыков организации собственной физкультурно-спортивной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы включают:
– уроки физической культуры и здоровья;
- гимнастику до учебных занятий;
- физкультурные минуты во время уроков;
- физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах;
- ежедневный час здоровья в группах продленного дня; занятия ритмикой.
Факультативное обучение включает:
а) спортивную тренировку:
· кружки физической культуры;
· спортивные секции (гимнастика, бадминтон, баскетбол, волейбол,
· футбол, настольный теннис, хоккей, борьба, ритмическая гимнастика и
др.);
· группы общей физической подготовки;
б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия:
· ежемесячные «дни здоровья и спорта»;
· внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты
(старты надежд», «олимпийские старты», многоборье, кросс и др.);
в) лечебно-оздоровительные занятия:
· специальные медицинские группы;
· группы ЛФК во врачебно-физкультурных диспансерах;
· индивидуальные занятия ЛФК во врачебно-физкультурных
диспансерах и поликлиниках;
· гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная
гимнастика;
· физкультурные упражнения на переменах.
Самостоятельное обучение включает:
· подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии
· походы с родителями;
· абонементные группы плавания;
· закаливание;
· занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др.;
· самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.
Гигиеническая оценка организации физического воспитания в учреждениях образования проводится специалистами по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, медицинскими работниками, специалистами органов и учреждений госсаннадзора.
Медицинский работник общеобразовательного учреждения совместно с руководителем или его заместителем систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания учащихся.
Медицинский контроль за физическим воспитанием
в общеобразовательном учреждении
Должностные обязанности медицинских работников общеобразовательных учреждений предусматривают контроль за физическим воспитанием и включают:
1) медицинское освидетельствование детей и подростков с целью определения групп здоровья и физических нагрузок и группы (основной, подготовительной, специальной, ЛФК) занятий физкультурой;
2) оформление медицинской документации (запись в медицинскую карту учащегося, назначение физкультрецептов, заполнение листка здоровья класса;
3) врачебно-педагогические наблюдения за всеми формами физического воспитания (гимнастика до занятий, уроки физкультуры, динамические перемены, физкультминутки на общеобразовательных уроках, работа спортивных кружков и секций и т.д.);
4) профилактику травматизма ;
5) врачебно-консультативную работу ;
6) санитарно-просветительную работу , пропаганду оздоровительного влияния физической культуры, одного из важнейших компонентов здорового образа жизни.