Составители разработки: доц. Кодоева А.Г., доц. Гутнова С.К.

Составлено на основании Пособие по самоподготовке

унифицированной программы обсуждено и утверждено

последипломного обучения на заседании кафедры.

Печатается по решению ЦКУМС СОГМА (протокол № от 12 г.)

Рецензенты:

Зав. каф. госпитальной терапии с ЛФК, ВК и дерматовенерологией –

Д.м.н., проф. Астахова З.Т.

Зав. каф. факультетской терапии с ВПТ и эндокринологией –

Д.м.н., проф. Басиева О.О.

Владикавказ, 2012 г.

Тема занятия: «АНЕМИИ».

Продолжительность занятия: 3 часа

Место проведения занятия: учебная комната, гематологическое отделение.

Мотивация.

Анемии являются весьма распространенными заболеваниями системы крови. Статистические выкладки различных исследователей о распространенности анемии колеблются в довольно значительных пределах: предположительно ею страдают от 10 до 25% населения земного шара.

На долю железодефицитной анемии приходится от 10 до 98% всех анемий. При этом железодефицитные анемии составляют до 66% анемий, диагностируемых в нашей стране.

Мегалобластные-мегалоцитарные анемии преобладают в США, выявляясь там в 52% случаев, в то время как в нашей стране – лишь у 14% больных анемией. У 50% лиц, злоупотребляющих алкоголем, имеется дефицит железа, а 90% из них страдают дефицитом фолиевой кислоты.

Гемолитические анемии поражают до 1% населения мира. В нашей стране они выявляются у 8% лиц с диагностируемой анемией. Наиболее часто причиной гемолиза являются дефекты структуры гемоглобина. Данной патологией страдает до 9% темнокожих жителей США, 25 млн жителей Западной Африки, 2 млн человек, проживающих в Индии, а также многие миллионы людей, проживающих в Юго-Восточной Азии и других участках земного шара. Дефицит 6-глюкозофосфатдегидрогеназы, который также предрасполагает организм человека к гемолизу эритроцитов, имеет более 200 млн человек. Частота распространения в мире апластических и гипопластических анемий точно неизвестна; полагают, что они определяются почти в 10% случаев выявляемых анемий.

Выделяют различные формы анемий в зависимости: от причины возникновения, патогенетических механизмов, а также – тех или иных морфологических изменений показателей красной крови, характерных для определения вида малокровия.

Порядок самостоятельной работы интерна (клинического ординатора, слушателя) по самоподготовке к практическому и семинарскому занятию:

1. Ознакомление с целями и содержанием семинарского и практического занятия.

2. Проверка и восстановление исходного уровня знаний.

3. Теоретическое освоение ООД (ориентировочной основы деятельности).

4. Проверка усвоения знаний и умений для решения клинических задач.

5. Подготовка неясных вопросов и положений для выяснения их на практическом и семинарском занятии.

Задание 1.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЦЕЛЯМИ И СОДЕРЖАНИЕМ ЗАНЯТИЯ

Цель занятия:Углубление и приобретение знаний и практических навыков диагностики, дифференциальной диагностики при различных формах анемий.

Оснащение занятия: тематические больные; таблицы; набор общих анализов крови при различных патологических состояниях; миелограммы (включая все виды анемий); квалификационные тесты; ситуационные задачи.

План и организационная структура занятия «Анемии».

№/№ Этапы занятия Время в мин. Уро-вень усвое-ния Место проведе-ния занятия Оснащение занятия
1. Организация мероприятия - Учебная комната Журнал
2. Контроль исходного уровня знаний у слушателей -II Учебная комната Контрольные вопросы и задачи, анализы крови и костного мозга
3. Клинический разбор больных /2 чел./ II Палаты отд. Больной, история болезни.
4. Анализ полученных данных: выделение и этиопатогенетическая трактовка основных симптомов, определение круга заболеваний (других анемий) для диф. диагноза по анемическому синдрому. III Учебная комната Истории болезни, таблица: классификация анемий.
5. Диф. диагноз III Учебная комната Истории болезни. Таблицы.
6. Предварительный диагноз III ----//----   Истории болезни. Таблицы
7. План обследования больных III ----//----   Истории болезни. Таблицы
8. Анализ лабораторных и инструментальных методов исследования у больных. III ----//----   Истории болезни, гемограммы, миелограммы, таблицы.
9. Обоснование и формулировка клинического диагноза. III ----//----   Истории болезни. Таблицы.
10. Лечение: общие принципы, режим диета, медикаментозное лечение, профилактика. II ----//---- . История болезни, таблицы №, лекарственные препараты.
11. Контроль конечного уровня знаний III ----//----   Контрольные тесты-задачи. Миелограммы.
Задание на дом III ----//----   Список литературы. Методическое пособие


В соответствии с государственным стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности

Обучающийся должен знать: · Основные этиологические факторы развития различных видов анемий. · Современную «рабочую» классификацию анемий. · Клинические проявления различных видов анемий. · Круг заболеваний, с которыми необходимо проводить дифференциальный диагноз по ведущему синдрому у конкретного больного; · Лабораторные критерии обмена железа в организме и изменения их при различных формах анемий. · Объем дополнительных методов исследования и их интерпретацию; · Принципы постановки клинического диагноза в соответствии с принятой классификацией; · Общие принципы лечения, препараты, их механизм действия и тактику их применения при различных видах анемий.   Литература: 1. А.В.Демидова «Анемии», Москва,2006г. 2. Бокарев И.Н., Немчинов Е.Н., Кондратьева Т.Б. Анемический синдром. – М.: Практическая медицина, 2006.- 128 с. 3. Внутренние болезни в вопросах и ответах: Учебное пособие для медицинских вузов / Под ред. Проф. Ю.Р. Ковалева.- СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2004.- 656 с. 4. Клинические, биохимические и социальные аспекты железодефицитных анемий / Гематология и трансфузиология.- 2001.- №3.- с. 51. 5. Ковалев. Железодефицитная анемия / Врач.- 2001.- №21.- с. 4. 6. Руководство по внутренним болезням / Под ред. Тинсли Р.Харрисон, 2003. Т.1, часть 6, раздел 2. 7. Казюкова Т. В. Калашникова Г. В., Фаллух А. и др. Новые возможности ферротерапии железодефицитных анемий.- Клиническая фармакология и терапия. -2000. -№ 9 (2). -С. 88-92. 8. Погорелов В.М. и др. Лабораторно-клиническая диагностика анемий.-М.:МИА,2004.-172c.
Обучающийся должен уметь: · Выделять и формировать ведущий синдром. · Проводить дифференциальный диагноз по ведущему синдрому. · Формулировать предварительный диагноз. · Составить план дополнительного обследования больного при ведущем анемическом синдроме · Интерпретировать гемограмму и миелограмму при различных формах анемий. · Формулировать клинический диагноз в соответствии с принятой классификацией. · Назначить лечение разбираемому больному.   Литература: 1. . Под редакцией В. Г. Радченко "Основы клинической гематологии" Издательство: Диалект Год издания: 2003. 2. Померанцев В.П. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней.- М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2001.- 528с. 3. Денисов И.Н., Мовшович Б.Л. Общая врачебная практика (семейная медицина): Практическое руководство. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.- 1000 с. 4. Внутренние болезни. // Под ред. С.И. Рябова.- СПб.: СпецЛит, 2004.- 879 с. 5. Дворецкий Л.И. Клинические рекомендации по лечению больных железодефицитной анемией. // РМЖ.- 2004.- №14.- С.893-897. 6. Михайлов Е.Г. Апластическая анемия / Врач.- 2001.- № 12.- с. 18. 7. Пивник А.В. Клинико-гематологическая характеристика различных форм анемий. – Гематология и трансфузиология. -2000. -45. -№2. –С.3-7.

Задание 2.

Наши рекомендации