Гигиенические подходы к оценке состояния здоровья детей и подростков
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
ВЛАДИКАВКАЗ 2010 г.
Авторы:
Профессор, докт.мед.наук А.Р. Кусова
Ассистент Ф.К. Худалова
Ассистент А.Р. Наниева
Рецензент:
Т.Т. Бораева – зав. кафедрой госпитальной педиатрии, д.м.н., профессор
З.В. Аликова – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии
28 сентября2010 г., протокол № 1
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные методы оценки физического развития детей и подростков, научиться оценивать физическое развитие детей и подростков с использованием различных методик.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов;
- возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности;
- проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.
- определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков;
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- проводить антропометрическое исследование (соматометрия – рост стоя, масса тела, окружность груди, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы; физиометрия – жизненная емкость легких, мышечная сила кисти, соматоскопия – жироотложение, развитие мускулатуры, половое развитие ребенка;
- оценивать физическое развитие детей и подростков;
- комплексно оценивать состояния здоровья детей и подростков.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год.
Дополнительная литература:
1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.
3. Стандарты физического развития детей и подростков г. Владикавказа 2008г. Н.А. Меркулова, А.Р. Кусова
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Основные закономерности роста и развития, их гигиеническая оценка. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения.
- Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Основные показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические, физиометрические).
- Группы здоровья и критерии их определения.
«Умение диагностировать и устранять санитарные недуги общества вернее спасет от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые». Ф.Ф. Эрисман
Гигиена детей и подростков — профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
«Возрастной период» – отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители однозначны.
Существует несколько разновидностей возрастной периодизации, основанных на оценке особенностей роста и развития организма, социальных принципах:
Биологическая возрастная периодизация
Периоды жизни | Возраст |
Период новорожденности | 1—10 дней |
Грудной возраст | 10 дней—1 год |
Раннее детство | 1—3 года |
Первое детство | 4 года—7 лет |
Второе детство мальчики девочки | |
8-12 лет | |
8-11 лет | |
Подростковый возраст мальчики девочки | |
13-16 лет | |
12—15 лет | |
Юношеский возраст юноши девушки | |
17 лет—21 год | |
16—20 лет |
Соматометрия
Соматометрия включает определение длинников тела, диаметров, окружностей и взвешивание.
Измерение длинников проводится с помощью антропометра это инструмент, который состоит из 4 металлических штанг, плотно вставляемых друг в друга в соответствии с цифровыми указателями, обозначенными на концах. Общая длина антропометра 2 м. На конце верхней штанги неподвижно укреплена муфта, в которую может вставляться линейка. Вторая муфта свободно перемещается по всей длине антропометра, она имеет вырез, через который видны деления. В эту муфту вставляется линейка справа налево острым концом вниз. По всей длине антропометра размещается шкала с ценой деления 1 мм, отсчет ведется снизу вверх.
Для измерения длины тела "стоя" и "сидя" можно использовать станковый деревянный ростометр. Ростомер представляет собой стойку длиной 2 м с широкой напольной площадкой, на которой укреплена откидная скамья высотой 25 см (для детей) или 35-40 см (для взрослых). По стойке передвигается муфта с планшеткой. На боковых поверхностях стойки имеются сантиметровые деления; с одной стороны отсчет ведется от напольной площадки, с другой – от поверхности скамьи (точность измерения 0,5 см). Рост детей до 2 лет измеряют ростомером иной конструкции. На деревянной доске длиной 100—120 см имеются две планшетки. Одна из них (неподвижная) служит для упора головки ребенка, другая (подвижная) подводится к его ногам. В момент исследования ребенка кладут спиной на доску ростомера, ноги выпрямляют, стопы сгибают до прямого угла, голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка находились на одной вертикальной линии. Сбоку доски нанесены деления; отсчет ведется от головного конца.
Помимо измерения длины тела "стоя" и "сидя", с помощью антропометра определяют другие длинники тела: длину туловища, верхних и нижних конечностей и отдельных их частей. Для получения этих значений необходимо измерить высоту стояния над полом верхней и нижней антропометрических точек, ограничивающих данный размер.
Для измерения диаметров применяют толстотные циркули большие и малые. Циркуль состоит из двух бранш, скрепленных дугой или линейкой с делениями, по которым определяется диаметр. При проведении измерения бранши инструмента располагаются на кистях рук сверху между указательным и большим пальцами, концы бранш держатся этими пальцами как писчее перо. Нахождение антропометрических точек при этом осуществляется третьими пальцами обеих рук.
Для измерения окружностей используется металлическая рулетка или сантиметровая лента. При проведении измерения конец рулетки или сантиметровой ленты с цифрой 1 берется в левую руку. Затем плотно накладывается на заднюю поверхность и проверив правой рукой правильность расположения ленты и ее натяжение, исследователь большим и указательным пальцами правой руки плотно фиксирует конец с цифрой 1 несколько приподнимая его вверх, в левой руке при этом остается другой конец ленты.
Взвешивание проводят на рычажных медицинских весах. Обследуемый становится на середину площадки весов и стоит спокойно. Взвешивание детей раннего возраста производят на специальных весах в положении «лежа» или «сидя».
Физиометрия
Физиометрия - определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) - спирометрия, мышечную силу рук и становую силу - динамометрия.
ЖЕЛ является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц и измеряется с помощью водяного или воздушного спирометра. Обследуемый делает максимальный вдох, задерживает дыхание, затем плотно обхватывает мундштук губами и медленно выдыхает в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируют наибольший результат в мл.
Мышечная сила рук - характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, с отведенной в сторону рукой, динамометр удобно обхватывается кистью и максимально сжимается. Исследование проводится 2-3 раза и фиксируется наибольший результат в кг.
Становая сила – измеряется становым динамометром.
Обследуемый встает двумя ногами на платформу, наклоняется, берется за рукоятку динамометра, расположенную строго на уровне колен (регулируется металлической цепью), затем начинает медленно с усилием разгибаться, на высоте усилия делается рывок. Результат фиксируется в кг. Исследование становой силы проводится только с подросткового возраста.
Соматоскопия
Форма грудной клетки определяется при осмотре в сагиттальной и фронтальной плоскости. Различают три варианта грудной клетки: цилиндрическую, плоскую и коническую.
Цилиндрическая грудная клетка характеризуется равномерным усечением к верхней и нижней апертуре, средним наклоном ребер, плотным прилежанием лопаток к грудной клетке (вследствие выраженного изгиба ребер сзади), наличием овальной линии, ограничивающей грудную клетку спереди и надчревным углом приближающимся к прямому.
Плоская грудная клетка характеризуется отсутствием усечения к верхней и нижней апертурам, значительным наклоном ребер ("ребра безвольно опущены вниз"), лопатки отстоят от грудной клетки ("крыловидные лопатки", "крылышки ангелочка"), линия ограничивающая грудную клетку спереди почти прямая, надчревный угол острый.
Коническая грудная клетка характеризуется выраженным усечением к верхней апертуре и отсутствием усечения к нижней, минимальным наклоном ребер или полным отсутствием такового, лопатки очень плотно прилежат к грудной клетке, линия ограничивающая грудную клетку спереди овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой.
Деформации грудной клетки - асимметричность, "куриная грудь", "грудь сапожника" и др. могут являться частным проявлением заболевания всей костной системы или органов грудной полости. При рахите утолщения грудных отделов ребер на границе хрящевой и костной части могут достигать значительных размеров - "рахитические четки".
При определении формы ног обследуемый стоит по "стойке смирно". При нормальной форме ног они соприкасаются в области коленных суставов и внутренних лодыжек. Х-образные ноги - коленные суставы заходят один за другой, а при соприкосновении коленных суставов внутренние лодыжки отстоят друг от друга. Как вариант нормы такая форма часто встречается у детей дошкольного возраста. В дальнейшем ноги, как правило, приобретают нормальную форму. У людей, страдающих ожирением, Х-образная форма ног обуславливается повышенным жироотложением в области бедер. О-образные ноги - коленные суставы не касаются друг друга. Такая форма ног может быть проявлением заболеваний костной системы различной этиологии и, в частности, признаком рахита. Рахитические деформации конечностей определяются ощупыванием утолщений на эпифизах в виде браслетов, кроме того, могут наблюдаться искривления бедер и голеней (саблевидные ноги).
Для определения формы стопы осматривается ее опорная поверхность и обращается внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью и расположение вертикальных осей ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. Нормальная стопа - перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры. Уплощенная стопа - перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры. Плоская стопа - перешеек занимает почти всю или всю ширину стопы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, открытый кнаружи.
Для объективной оценки формы стопы используется метод плантографии - получение отпечатка с последующим его расчетом. На отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из ее середины восстанавливается перпендикуляр до наружного края стопы. Далее рассчитывается, какой процент составляет отрезок, проходящий через окрашенную часть стопы от длины всего перпендикуляра. Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа нормальная. 50-60% - уплощенная, более 60% - плоская.
Осмотр позвоночника проводится в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Определяется наличие физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости: шейного, грудного и поясничного, выполняющих функцию амортизации при ходьбе, беге и других движениях. Во фронтальной плоскости в норме позвоночник представляет собой прямую линию, плечи находятся на одном уровне, лопатки симметричны, треугольники талии, образованные линией талии и опущенной рукой, равны между собой.
При патологических состояниях возможны искривления позвоночника.
В сагиттальной плоскости - лордозы (вперед) и кифозы (назад). При этом усиливаются физиологические изгибы позвоночника, а также возможно сглаживание шейного и поясничного изгибов и тотальный кифоз всех отделов позвоночника. Кифоз одних отделов позвоночника влечет за собой образование лордозов других отделов и наоборот. Глубина шейного и поясничного изгибов в норме колеблется в пределах 3-5 см в зависимости от длины позвоночника.
Во фронтальной плоскости - сколиозы, которые могут охватывать все отделы позвоночника (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право- и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия уровня плеч, лопаток и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных валиков. Так как для равновесия тела необходимо вертикальное его положение, сколиоз одного отдела позвоночника вызывает развитие противоположного сколиоза в другом его отделе.
Боковые искривления позвоночника определяются по отклонению линии остистых отростков позвонка от вертикальной линии вправо или влево (I, II, III степень).
Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, а также может быть связана с возрастными особенностями процессов роста и развития и приобретенными навыками поддержания правильной позы.
Виды осанки:
Правильная - шейный и поясничный изгибы на превышают 3-5 см, в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.
Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед. При резко выраженной выпрямленной осанке нарушаются амортизационные функции позвоночника, изменяется походка, затрудняется деятельность, связанная с ходьбой, резкими движениями и физическими усилиями при вертикальном положении тела.
Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко увеличены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед.
Лордотическая - резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается вперед. Такой вид осанки, как относительный вариант нормы, наблюдается у детей дошкольного возраста в результате слабо развитой мускулатуры, особенно мелких мышц, образующих "мышечный корсет". Выявление лордотической осанки в более старших возрастах свидетельствует о возможном наличии соматической патологии, влияющей на физическое развитие организма в целом.
Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Сутуловатая осанка, часто встречается в подростковом возрасте и связана с резким увеличением длины тела в препубертатный период (подростку непривычны его резко увеличившиеся тотальные размеры, сутулясь, он старается казаться ниже).
Виды осанки
а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая; д — выпрямленная.
Степень жироотложения оценивается визуально по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя, путем измерения толщины кожно-жировых складок.
Для измерений используются скользящий циркуль или колиперы различных видов. Скользящий циркуль состоит из металлической линейки с миллиметровыми делениями, на одном конце которой укреплена неподвижная прямая бранша, другая бранша укреплена на муфте, скользящей по линейке. Отличие колиперов состоит в том, что при аналогичной конструкции можно регулировать силу сжатия кожно-жировой складки. Складка плотно охватывается большим и согнутым в суставе указательным пальцами левой руки. Скользящий циркуль или колипер, удерживается правой рукой, накладывается на складку сверху вниз за пальцами левой руки, после чего складка плотно зажимается браншами инструмента. Толщину жировой складки измеряют на боковой стенке брюшной области на уровне пупка, на 2-3 см справа от него, на груди – 2-3 см ниже молочной железы и в подлопаточной области.
Оценивается толщина кожно-жировой складки в мм.
I степень жироотложения - кости плечевого пояса и ребра резко кок турируются, толщина кожно-жировых складок - до 5 мм включительно.
II степень жироотложения - рельеф костей несколько сглажен, толщина складок - 6-9 мм.
III степень жироотложения - рельеф костей сглажен, контуры тела округлые, толщина складок у детей - 10-15 мм, у взрослых - до 20 мм.
I степень ожирения - толщина хотя бы одной складки у детей - более 15 мм, у взрослых - более 20 мм.
Схема комплексной оценки
Биологический возраст | Морфофункциональное состояние | |
Длина тела, ее погодовая прибавка, количество постоянных зубов, степень полового развития, изменение пропорций телосложения | Масса тела, окружность грудной клетки | Мышечная сила кистей рук, жизненная емкость легких |
Соответствует календарному (б = п) | Гармоничное (т) М± 1σR более за счет развития мускулатуры | ОтМ±σ и выше |
Опережает календарный (б > п) | Дисгармоничное (д) OtM-1,1σR до M-2,0 σR 0т М+1,1 σR до М + 2,0 σR за счет жироотложения | ОтМ-1,1σ до М - 2,0σ |
Отстает от календарного (б < п) | Резко дисгармоничное(РД) От М - 2,1 σR ниже От М + 2,1 σR и выше за счет жироотлоложения | От М-2,1σ и ниже |
Дисгармоничным считается состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1-2σR или более должных на 1,1-2σR за счет жироотложения, при этом толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели. Функциональные показатели менее возрастной нормы.
Резко дисгармоничным считается состояние, масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,11,1-2σR и более или более должных на 2,11,1-2σR и более за счет жироотложения, при этом толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели. Функциональные показатели менее возрастной нормы.
Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.
Анализ взаимосвязи состояния здоровья и физического развития, определяемого по комплексной схеме, позволил выделить детей в группы риска трех степеней, в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального состояния.
Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья.
Дети, с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфофункционального состояния, а также дети с соответствием биологического возраста календарному, но имеющие дисгармоничное морфофункциональное состояние за счет дефицита массы тела, составляют группу первой степени риска.
Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети, с соответствием биологического возраста календарному, но имеющие дисгармоничность за счет избытка массы тела составляют группу второй степени риска.
Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.
Выделенные таким образом дети и подростки нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:
1 - группа углубленное обследование;
2 - углубленное обследование и диспансерное наблюдение;
3 - обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стац. лечение.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка.
Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
6. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический тонзиллит, декомпенсированная форма. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 4 острые фолликулярные ангины, грипп, паратонзиллярный абсцесс
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
7. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: плоскостопие. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
8. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
9. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: бронхиальная астма в стадии клинической и лабораторной ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп
а) 1-я группа
б) 2-я группа
в) 3-я группа
г) 4-я группа
д) 5-я группа
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:
а) неравномерность темпа роста и развития;
б) увеличение удельных энерготрат организма;
в) гетерохронность;
г) половой диморфизм;
д) обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами;
е) биологическая надежность функциональных систем и организма;
ж) акселерация роста и развития.
2. Акселерация включает:
а) ускорение роста и развития;
б) увеличение продолжительности жизни;
в) увеличение продолжительности репродуктивного периода;
г) увеличение дефинитивных размеров тела;
д) изменение структуры заболеваемости.
3. Биологический возраст – это:
а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования;
б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития;
в) период от зачатия до момента обследования;
г) период от зачатия до момента рождения.
4. Возрастная периодизация:
а) необходима для организации образовательно-воспитательной деятельности детей разного возраста;
б) необходима для определения возраста поступления ребенка
в детское учреждение, начала трудовой деятельности;
в) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды;
г) базируется на неравномерности роста и развития;
д) базируется на явлении акселерации роста и развития.
5. Возрастной период - это отрезок времени, в пределах которого:
а) процессы роста и развития завершены,
а реакции на раздражители не отличаются;
б) процессы роста и развития, физиологические особенности организма
тождественны, а реакции на раздражители однозначны;
в) физиологические особенности организма достоверно не различаются;
г) ребенок посещает детские учреждения одного типа.
6. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков-это:
а) оценка физического развития индивидуума;
б) исследование физического развития одних и тех же групп детей
в течение периода роста и развития;
в) исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок;
г) однократное исследование физического развития детей.
7. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:
а) оценка физического развития индивидуума;
б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития;
в) исследование физического развития больших групп детей;
в относительно короткий срок.
8. По каким группам признаков изучается физическое развитие:
а) соматометрическим;
б) физиометрическим;
в) психофизиологическим;
г) соматоскопическим.
9. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет:
а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития;
б) учесть своевременность физического развития;
в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела;
г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития.
10. Искривления позвоночника, встречающиеся у детей при несоответствии мебели их росту:
а) лордозы;
б) кифозы;
в) сколиозы.
11. Физиометрические признаки физического развития:
а) жизненная емкость легких;
б) сила мышц кисти;
в) окружность грудной клетки;
г) становая сила;
д) величина АД, частота пульса.
12. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития:
а) длина тела;
б) погодовая прибавка длины тела;
в) число постоянных зубов;
г) изменение пропорций телосложения;
д) степень развития вторичных половых признаков.
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
ВЛАДИКАВКАЗ 2010 г.
Авторы:
Профессор, докт.мед.наук А.Р. Кусова
Ассистент Ф.К. Худалова
Ассистент А.Р. Наниева
Рецензент:
Т.Т. Бораева – зав. кафедрой госпитальной педиатрии, д.м.н., профессор
З.В. Аликова – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии
28 сентября2010 г., протокол № 1
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные методы оценки физического развития детей и подростков, научиться оценивать физическое развитие детей и подростков с использованием различных методик.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов;
- возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности;
- проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.
- определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков;
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- проводить антропометрическое исследование (соматометрия – рост стоя, масса тела, окружность груди, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы; физиометрия – жизненная емкость легких, мышечная сила кисти, соматоскопия – жироотложение, развитие мускулатуры, половое развитие ребенка;
- оценивать физическое развитие детей и подростков;
- комплексно оценивать состояния здоровья детей и подростков.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год.
Дополнительная литература:
1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.
3. Стандарты физического развития детей и подростков г. Владикавказа 2008г. Н.А. Меркулова, А.Р. Кусова
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Основные закономерности роста и развития, их гигиеническая оценка. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения.
- Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Основные показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические, физиометрические).
- Группы здоровья и критерии их определения.
«Умение диагностировать и устранять санитарные недуги общества вернее спасет от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые». Ф.Ф. Эрисман
Гигиена детей и подростков — профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.